Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 10 мая 2017 года по 23 мая 2017 года, а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 21 июня 2017 года по 18 июля 2017 года посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/05-17/00065956).
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета проект акта разработан во исполнение пункта 2 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 18 апреля 2016 г. N ДК-П9-105пр.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета целью принятия проекта акта является необходимость учета особенностей регулирования отдельных правоотношений, связанных со строительством (реконструкцией) объектов капитального строительства в границах водных объектов на территории Российской Федерации, а также на территориях (акваториях), находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 1 августа по 8 августа 2017 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступила позиция ФАУ "Главгосэкспертиза", не содержащая предметных замечаний, а также позиция ПАО "ЛУКОЙЛ", содержащая замечания и предложения в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенные в настоящем заключении.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.
1. Пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) в редакции проекта акта устанавливается положение, вступающее в противоречие с положениями части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс).
Согласно указанным положениям проекта акта устанавливается, что застройщиком может являться физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на водном объекте по договору водопользования строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Одновременно в соответствии с положениями части 2 статьи 11 Водного кодекса определен закрытый перечень целей приобретения права пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, на основании договоров водопользования, к которым отнесены:
- забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 Водного кодекса;
- использование акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 статьи 11 Водного кодекса;
- производство электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 11 Водного кодекса среди прочего предусматривается, что право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, может приобретаться в целях строительства и реконструкции гидротехнических сооружений и строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 статьи 11 Водного кодекса.
Таким образом, положениями Водного кодекса предусмотрена возможность приобретения права пользования поверхностными водными объектами на основании договоров водопользования в целях, прямо не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, а также выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. При этом положениями Водного кодекса предусмотрена возможность приобретения права пользования поверхностными водными объектами на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование в целях строительства и реконструкции только отдельных объектов капитального строительства в установленных случаях.
Учитывая изложенное, в целях достижения целей предлагаемого проектом акта регулирования и решения заявленной проблемы представляется целесообразным доработать редакцию проекта акта в указанной части.
2. Положениями статьи 1 проекта акта разработчиком предлагается уточнение границ поверхностного водного объекта "в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации".
При доработке проекта акта представляется целесообразным рассмотреть возможность внесения изменений в его редакцию в части замены слов "в границах поверхностного водного объекта (в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации)" на слова "в границах поверхностного водного объекта (в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, в границах российского участка дна Каспийского моря и в исключительной экономической зоне российской Федерации)".
Предлагаемые изменения направлены на устранение недостаточной определенности положений проекта акта в отношении особенностей строительства (реконструкции) объектов капитального строительства во внутренних морских водах, территориальном море, прилегающих территориях, в том числе Каспийского моря.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, и информации, представленной участниками публичных консультаций, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Решение проблемы предложенным способом регулирования обосновано.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.