Пояснительная записка к проекту Приказа МЧС России "О внесении изменений в Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденный приказом МЧС России от 27 мая 2014 года N 263"
(подготовлен МЧС России 16.08.2017 г.)
С 1 января 2015 г. вступила в силу новая система правового регулирования получения права управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России (далее - новая система правового регулирования), установленная приказами МЧС России от 27.05.2014 N 262 "Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Правила) и N 263 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - новые НПА).
Новая система правового регулирования установила порядок определения уровня знаний, умений и навыков при аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов (далее - маломерные суда).
Вместе с тем практика правоприменения новых НПА выявила недостатки в новой системе правового регулирования.
Правила определяют порядок определения уровня знаний, умений и навыков при аттестации для предоставления права управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов.
Общие основания проведения аттестации на право управления маломерными судами (далее - аттестация) определены пунктом 3.1. Правил и включают в себя:
проверку документов заявителя, необходимых для аттестации по заявленным типу маломерного судна и району плавания;
проверку теоретических знаний заявителя по заявленным типу маломерного судна и району плавания;
проверку навыков практического управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания.
При положительном результате аттестации пунктом 1.5. Правил предусмотрена выдача удостоверения на право управления маломерным судном (далее - удостоверение), которое удостоверяет право его владельца управлять в указанном районе плавания маломерным судном указанного типа, использующимся в некоммерческих целях.
В соответствии с пунктом 3.2. Правил, при необходимости замены имеющегося у заявителя удостоверения в связи с истечением срока его действия или выдачи дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность применяется специальный порядок проведения аттестации.
Согласно пункта 3.13. Правил, замена удостоверения в связи с истечением срока его действия производится без проверки теоретических знаний и практических навыков заявителя.
Таким образом аттестация в порядке замены удостоверения в связи с истечением срока его действия производится на основании проверки документов заявителя, необходимых для аттестации по заявленным типу маломерного судна и району плавания.
При этом в пункте 3.14. Правил приведен перечень документов необходимых для замены удостоверения в связи с истечением срока его действия:
письменное заявление о необходимости замены удостоверения в связи с истечением срока его действия, написанное в произвольной форме;
документ, удостоверяющий личность заявителя;
личная карточка судоводителя, находящаяся у заявителя;
имеющееся удостоверение;
медицинская справка.
В случае выдачи дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность в соответствии с пунктом 3.15. Правил, принимается пришедшее в негодность удостоверение или его остатки.
Сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых по запросу заявителя о предоставлении государственной услуги по аттестации установлены Административным регламентом. Согласно пунктов 22 и 37 Административного регламента действительность документов с ограниченным сроком действия является необходимым условием их приема для предоставления государственной услуги по аттестации, а представление заявителем документов с истекшим сроком действия является основанием для отказа в приеме таких документов.
Между тем, представление заявителем неполного комплекта документов, или документов с истекшим сроком действия не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по аттестации поскольку в соответствии с пунктом 38 Административного регламента в случае выявления при представлении входных документов несоответствий заявителю указывается на ошибки и назначается время повторного представления входных документов.
Следует отметить, что при получении заявителем государственной услуги по аттестации в порядке замены удостоверения положения пункта 38 Административного регламента не применимы в отношении утраченных удостоверений или с истекшим сроком действия поскольку при выявлении несоответствий в виде его недостачи или истечения срока его действия устранение таких несоответствий заявителем невозможно.
Учитывая, что выданное удостоверение подтверждает полученное в результате аттестации право управления маломерными судами, а время действия такого права не ограничивается сроком действия удостоверения, истекший срок действия удостоверения не может являться препятствием для получения заявителем государственной услуги по аттестации в порядке замены удостоверения в связи с истечением срока его действия.
По указанному основанию при замене удостоверения не представляется обоснованным и требование о проведении аттестации в полном объеме (с проверкой теоретических знаний и практических навыков заявителя) при представлении заявителем в качестве входного документа удостоверения с истекшим сроком действия.
При утере удостоверения, в том числе с истекшим сроком действия, факт ранее имевшегося у заявителя удостоверения может быть подтвержден имеющейся у заявителя личной карточкой судоводителя.
Вместе с тем, до образования Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС МЧС России) удостоверения выдавались органами и организациями имевшими различный правовой статус в системе органов исполнительной власти, а конструктивные и иные особенности различных типов используемых в настоящее время маломерных судов значительно изменились, аттестация лиц, в порядке замены удостоверения в связи с истечением срока его действия или выдачи дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность и предъявивших удостоверение или личную карточку судоводителя выданные иными органами и организациями, органами ГИМС МЧС России проводится не может. Кроме того, срок действия удостоверений ранее был установлен Приказом МЧС России от 19 марта 2007 г. N 150, в соответствии с которым срок действия удостоверений на право управления маломерными судами, выданных до 1 января 1999 г., истекает 31 декабря 2008 г., а выданных после 1 января 1999 г. - через 10 лет с момента их выдачи.
С целью устранения указанных противоречий, МЧС России организована работа по подготовке проекта приказа МЧС России "О внесении изменений в Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденный приказом МЧС России от 27 мая 2014 года N 263", предусматривающим внесение корреспондирующих изменений в Правила и Административный регламент.
Кроме того, отдельные положения административного регламента дополняются положениями, предусмотренными приложением N 14 к протоколу заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 03.03.2017.
Также указанным проектом предполагается внесение ряда изменений юридико-технического характера в Административный регламент.
Реализация проекта приказа МЧС России не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.