Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О хозяйственных партнерствах""
(подготовлен Минэкономразвития России 08.08.2017 г.)
Правоприменительная практика Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" (далее - Федеральный закон N 380-ФЗ) показала, что организационно-правовая форма "хозяйственное партнерство" как одна из удобных форм для структурирования инновационного бизнеса не нашла широкого применения среди субъектов инновационной деятельности.
Так, по данным из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), в настоящее время государственную регистрацию прошли около 40 хозяйственных партнерств.
При этом большинство существующих в настоящее время хозяйственных партнерств созданы в наиболее стабильных отраслях экономики, например, переработка угля, лесное хозяйство и строительство, не предполагающих реализацию венчурных проектов и занимающих устойчивое положение на рынке, что свидетельствует о невостребованности такой правовой конструкции для венчурных инвесторов.
По мнению участников профессионального сообщества, к основным недостаткам, которые не позволяют обеспечить необходимое развитие организационно-правовой формы хозяйственного партнерства и ограничивают свободу ведения предпринимательской деятельности, относятся наличие для такой организационно-правовой формы законодательных ограничений, затрудняющих функционирование хозяйственных партнерств как участников гражданских правоотношений.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О хозяйственных партнерствах" (далее также - Законопроект) разработан в целях:
повышения инвестиционной привлекательности хозяйственных партнерств для ведения инновационного бизнеса посредством совершенствования механизма их законодательного регулирования;
усиления диспозитивности регулирования деятельности хозяйственных партнерств;
обеспечения наибольшей гибкости регулирования корпоративных отношений;
ослабления регуляторной нагрузки в деятельности хозяйственных партнерств.
Законопроект направлен на усиление диспозитивности регулирования деятельности хозяйственных партнерств путем устранения большинства специальных для данной организационно-правовой формы ограничений. Положительный эффект предусматриваемой диспозитивности проявляется в отмене ряда процедур, затрудняющих функционирование хозяйственных партнерств как участников инновационного рынка.
Таким образом, предполагается изменение общих положений о хозяйственных партнерствах, совершенствование положений о соглашении об управлении партнерством, корпоративного управления, вопросов регулирования складочного капитала, использования аудита, процедуры исполнения участником хозяйственного партнерства обязательств партнерства перед его кредиторами, упрощение порядка защиты исключительных прав и внесение следующих изменений.
1. Снятие запрета на учреждение и участие в иных юридических лицах.
Данный запрет значительно ограничивает возможности участников рынка по структурированию своих проектов и по этой причине заставляет их отказываться от использования формы хозяйственного партнерства, в связи с чем законопроектом предполагается снятие запрета на учреждение и участие в иных юридических лицах.
2. Снятие запрета на эмиссию облигаций.
Указанный запрет направлен на предотвращение наполнения рынка высокорискованными ценными бумагами венчурных компаний, однако при этом он выступает ограничителем для всех остальных участников рынка, возможности которых по привлечению финансирования для своих проектов ограничиваются. Кроме того, необходимо учитывать требования Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", которым в том числе предусмотрены требования, предъявляемые к эмитенту, что существенным образом снижает финансовые риски.
3. Снятие запрета на размещение рекламы своей деятельности.
Запрет на рекламу является крайне неудобным ограничением и зачастую неоправданным в текущих рыночных условиях.
4. Совершенствование корпоративного управления.
Предусмотрена возможность осуществления функций единоличного исполнительного органа хозяйственного партнерства управляющей организацией или лицом, не являющимся участником хозяйственного партнерства. В дополнение к этому участник хозяйственного партнерства будет вправе действовать от имени партнерства в отношениях с третьими лицами только на основании и в пределах полномочий, определенных доверенностью, выданной такому участнику лицом, замещающим должность единоличного исполнительного органа;
5. Совершенствование положений о соглашении об управлении партнерством.
Соглашение об управлении хозяйственным партнерством является главным документом, регулирующим практически любые аспекты деятельности партнерства и взаимоотношений его участников. Такое соглашение нотариально удостоверяется и хранится по месту нахождения хозяйственного партнерства у заверившего его нотариуса.
Конфиденциальность соглашения об управлении партнерством должна сделать эту форму более привлекательной для инвестиционного бизнеса, так как раскрытие определенного объема информации о юридическом лице может быть использовано в недобросовестной конкурентной борьбе. Это особенно критично для инновационной сферы, где основу бизнеса зачастую составляют уникальные технологии и результаты интеллектуального труда, которые должны быть скрыты от третьих лиц.
На практике отсутствие сведений о юридическом лице не дает возможности инвестору удостовериться в степени надежности такого партнерства и сильно затрудняет задачу по оценке своих рисков при взаимодействии с партнерством, что, соответственно, увеличивает расходы, направленные на снижение таких рисков (оценка бизнеса для возможных инвестиций, проверка полномочий лиц, подписывающих сделки от имени хозяйственного партнерства, и др.).
В этой связи законопроектом предусмотрена возможность регулирования соглашением об управлении партнерством объема предоставляемой информации участникам партнерства и третьим лицам, включении в положения Федерального закона N 380-ФЗ права участника на получение информации путем ознакомления с различными документами партнерства и возможности ограничения этого права соглашением об управлении партнерством в зависимости от определенных критериев (например, размера доли участника).
В законопроекте исключена возможность создания хозяйственного партнерства без заключения соглашения об управлении.
Соглашение об управлении, учитывая его диспозитивность и закрытый от третьих лиц характер в случаях, предусмотренных самим соглашением, является важнейшим преимуществом партнерства перед другими организационно-правовыми формами.
В подпункте 6 части 2 статьи 9 Федерального закона N 380-ФЗ указано, что устав, среди прочего, должен содержать сведения о наличии или об отсутствии в партнерстве соглашения об управлении партнерством. Таким образом, закон допускает создание хозяйственного партнерства без использования соглашения об управлении, что является противоречием.
Представляется целесообразным исключение из Федерального закона N 380-ФЗ любых упоминаний о возможности создания партнерства без заключения соглашения об управлении партнерством.
6. Исключена необходимость утверждения аудитора при учреждении партнерства и обязательство о привлечении аудиторской организации или аудитора в случаях, установленных федеральными законами, в целях устранения дублирования правового регулирования, учитывая, что статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" определены случаи проведения обязательного аудита.
7. Совершенствование регулирования механизмов формирования складочного капитала и выплаты дивидендов.
В настоящее время в Федеральном законе N 380-ФЗ отсутствует какое-либо четкое регулирование в отношении процедур уменьшения и увеличения складочного капитала.
Законопроектом установлен порядок уменьшения и увеличения складочного капитала, который будет действовать в случае, если стороны соглашения об управлении партнерством по какой-либо причине не предусмотрят иную процедуру. Концепция закрепления в законе порядка в отношении наиболее критичных для хозяйственных партнерств процедур на тот случай, если соглашением об управлении не будет установлено иное, позволяет избежать многих спорных ситуаций, в связи с чем детализирован порядок перехода доли участника хозяйственного партнерства, в том числе предусмотрена возможность перехода доли в результате правопреемства и процедура изменения размера складочного капитала, а также регламентирующие порядок и сроки распределения прибыли партнерства.
8. Установлен порядок принятия участника, купившего долю хозяйственного партнерства на публичных торгах.
Так, в настоящее время существует неопределенность в отношении статуса лица, купившего долю в складочном капитале хозяйственного партнерства на публичных торгах, поскольку остается неясным вопрос о том, что будет с покупателем доли, если он не получит согласия участников партнерства на получение прав и обязанностей в партнерстве, в связи с чем законопроектом установлены нормы, регулирующие ситуацию, когда соглашение об управлении не содержит никаких инструкций по указанному вопросу.
9. Правовое регулирование опциона на заключение договора.
Согласно Федеральному закону N 380-ФЗ сделки, связанные с отчуждением долей в складочном капитале партнерства, подлежат нотариальному удостоверению. Поскольку опцион на заключение договора должен оформляться таким же образом, как и основная сделка, то необходимость нотариально заверять сделку по отчуждению доли автоматически означает необходимость заверять и опцион на заключение договора в отношении отчуждения такой доли.
Вопрос возникает с процедурой нотариального заверения опциона на заключение договора, поскольку такой опцион, по сути, состоит из двух частей: безотзывной оферты и акцепта. Необходимость сторонам нотариально заверять и оферту, и акцепт в одно время фактически нивелирует всю конструкцию опциона, так как, вопервых, для заверения обеих частей понадобятся обе стороны по договору, что противоречит изначальному замыслу всей конструкции. Во-вторых, после нотариального заверения акцепта договор купли-продажи доли будет считаться состоявшимся независимо от условий, прописанных в опционе.
Идентичная проблема присутствовала до недавнего времени применительно к опционам в отношении долей в обществах с ограниченной ответственностью, так как в этом случае закон тоже предусматривает обязательное нотариальное заверение сделки по отчуждению доли в уставном капитале. Однако в начале 2016 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) закрепив отдельное нотариальное удостоверение безотзывной оферты (в том числе путем нотариального удостоверения соглашения о предоставлении опциона на заключение договора), и впоследствии отдельное нотариальное удостоверение акцепта.
В связи с чем статью 12 Федерального закона N 380-ФЗ предлагается дополнить частью 3.1. по аналогии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" добавить пункт 3.1, предусматривающий, что сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в складочном капитале партнерства, во исполнение опциона на заключение договора может быть совершена путем отдельного нотариального удостоверения безотзывной оферты (в том числе путем нотариального удостоверения соглашения о предоставлении опциона на заключение договора), а впоследствии нотариального удостоверения акцепта.
Причем безотзывная оферта считается акцептованной с момента нотариального удостоверения акцепта.
10. Установлена необходимость нотариального заверения сделки по передаче доли участника хозяйственного партнерства в залог в случаях, когда такой залог разрешен соглашением об управлении партнерством.
По общему правилу, залог доли в складочном капитале партнерства запрещен законодательно, однако Федеральный закон N 380-ФЗ допускает, что соглашением об управлении можно разрешить участникам партнерства закладывать свои доли, а также определить, какое количество участников должно дать свое согласие на такой залог.
При этом статья 16 Федерального закона N 380-ФЗ, регулирующая залог долей в складочном капитале партнерства, не регулирует порядок оформления залога доли, в частности, про необходимость нотариального удостоверения.
Нотариальное заверение сделок по передаче доли в залог позволяет сделать рынок более прозрачным, так как информация о залоге доли становится легко доступна контрагентам как самого юридического лица, чьи доли заложены, так и контрагентам владельца заложенных долей.
11. Усилена защита интеллектуальной собственности.
Федеральный закон N 380-ФЗ предусматривает возможность для любого из участников хозяйственного партнерства (или для нескольких участников) при согласии всех остальных участников партнерства погасить обязательства партнерства перед кредитором во избежание ситуации, когда при нехватке иного имущества хозяйственного партнерства кредитор может обратить взыскание на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Те участники, которые осуществили такое погашение обязательств перед кредитором, имеют право регрессного требования к партнерству в размере удовлетворенного требования и получают преимущественное перед иными участниками партнерства право на получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности при ликвидации или банкротстве партнерства.
Однако такой специальный статус может являться основанием для различных злоупотреблений со стороны недобросовестных участников, целью которых может стать получение преимущественных прав на результаты интеллектуальной собственности, принадлежащих хозяйственному партнерству.
В целях исключения возможных недобросовестных действий, а также для облегчения схемы погашения участниками обязательств партнерства убрать из существующего текста закона указание на возможность получения преимущественного права на результаты интеллектуальной деятельности, оставив участникам, погасившим обязательства партнерства перед кредиторами, право предъявления регрессного требования к партнерству в сумме погашенных требований исходя из рыночной стоимости результатов интеллектуальной деятельности.
12. Усовершенствован механизм реорганизации партнерства:
1) предусмотрена возможность реорганизации партнерства в общество с ограниченной ответственностью наряду с акционерным обществом;
2) предусмотрен механизм "оздоровления" партнерства для случаев, когда в партнерстве остается один участник.
В настоящее время согласно части 3 статьи 25 Федерального закона N 380-ФЗ предусмотрено, что в случае, если в партнерстве остается один участник, партнерство должно быть реорганизовано или ликвидировано.
Данный подход по срочной реорганизации или ликвидации партнерства в случае, если в партнерстве остался один участник, представляется избыточным, в связи с чем целесообразно определение возможности функционирования партнерства даже в случае, когда в партнерстве остается один участник, без необходимости ликвидации партнерства.
Так, законопроектом предусмотрено, что если число участников партнерства уменьшится до одного участника, то участник обязан в течение года привлечь иных участников для деятельности партнерства. В случае если в течение года с момента, когда в партнерстве остался один участник партнерства, к участию в партнерстве не были привлечены иные участники, партнерство подлежит реорганизации
13. Исключена возможность Правительства Российской Федерации определять минимальный уставной капитал хозяйственного партнерства.
Анализ нормативно-правовой практики применения нормативов достаточности собственных средств хозяйствующих субъектов показал, что такие нормативы устанавливаются соответствующим регулятором для субъектов, высокорисковый характер деятельности которых обусловлен масштабным привлечением денежных средств от физических и юридических лиц и необходимостью исполнения соответствующих обязательств. При этом решение вопроса о том, для каких видов деятельности хозяйственных партнерств необходимо установить нормативы достаточности собственных средств, является труднореализуемым в силу отсутствия существенного количества хозяйственных партнерств по определенным видам деятельности и требует компетенций неопределенного количества отраслевых федеральных органов исполнительной власти.
Учитывая, что в целях обеспечения контроля за соблюдением нормативов достаточности собственных средств потребуется определение соответствующего регулятора, который будет дополнительно наделен соответствующими функциями, установление таких нормативов повлечет за собой расходы федерального бюджета на администрирование соблюдения соответствующих требований. В рамках проводимой в настоящее время оптимизации расходов федерального бюджета, установление нормативов достаточности собственных средств для хозяйственных партнерств с определением регулятора, осуществляющего контроль за соблюдением указанных нормативов, является в настоящий момент нецелесообразным.
Предлагаемые изменения в целом позволят обеспечить привлечение инвестиций в инновационный сектор экономики и повышение интереса к данной организационно-правовой форме венчурных инвесторов, устранение большинства специальных для данной организационно-правовой формы ограничений.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.