Пояснительная записка к проекту Распоряжения Правительства Российской Федерации "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)"
(подготовлен Ростуризмом 14.08.2017 г.)
Федеральное агентство по туризму в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 17.08.2015, о продлении федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" после 2018 года и поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 28.02.2017 N ДМ-П15-1133 разработало концепцию федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)" (далее - Программа).
Концепция Программы разрабатывается в качестве продолжения основной идеи федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", которая была направлена на повышение конкурентоспособности отечественного туристского рынка, создание условий для развития туристской инфраструктуры и привлечение инвестиций в туристскую отрасль. Разрабатываемая Программа будет входить в государственную программу "Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы" (утверждена постановлением Правительства от 15.04.2014 N 317).
Развитие внутреннего туризма имеет большое значение для страны и является одной из задач импортозамещения, а развитие въездного туризма является одним из перспективных путей решения поставленной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным задачи по увеличению доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта страны. Являясь катализатором социально-экономического развития российских регионов, въездной и внутренний туризм имеют стабильные перспективы превратиться в высокодоходную отрасль народного хозяйства Российской Федерации. Вопросы снятия инфраструктурных ограничений развития туризма и максимально полного использования потенциала субъектов Российской Федерации для удовлетворения потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также в целях патриотического воспитания молодого поколения страны, являются важными направлениями государственной политики регионального развития Российской Федерации. Таким образом, реализация Программы должна будет обеспечить дальнейшее развитие туризма как приоритетной отрасли национальной экономики и способствовать развитию несырьевого экспорта Российской Федерации.
Целью Программы является формирование инфраструктуры туристской отрасли, а также маркетинговой, образовательной и информационно-коммуникационной среды для роста объемов услуг сферы туризма, оказанных гражданам Российской Федерации и иностранным туристам, темпами, опережающими в 2 раза рост экономики Российской Федерации.
К основным задачам Программы относятся:
1. Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров в соответствии со специализацией приоритетных туристских направлений.
2. Развитие отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма.
3. Продвижение туристского продукта Российской Федерации и повышение информированности о нем на мировом и внутреннем туристских рынках.
4. Стимулирование предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки.
5. Создание, внедрение и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры управления туристской отрасли.
Реализация целей и задач Программы будет осуществляться по пяти основным направлениям:
1. Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров, в соответствии со специализацией приоритетных туристских направлений.
В рамках данного направления будут реализованы следующие мероприятия:
- создание и модернизация туристских объектов;
- капитальное строительство и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости.
2. Развитие отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма.
В рамках данного направления будут реализованы следующие мероприятия:
- развитие методического и программного обеспечения отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма;
- развитие технического и технологического обеспечения развития туристской отрасли;
- реализация комплекса мероприятий в области повышения профессионального мастерства и внедрения высоких стандартов туристско-рекреационного обслуживания.
3. Развитие инфраструктуры продвижения туристского продукта Российской Федерации и повышения информированности о нем на мировом и внутреннем туристских рынках.
В рамках данного направления будут реализованы следующие мероприятия:
- поддержка деятельности и развитие сети туристско-информационных центров на территории Российской Федерации;
- поддержка деятельности и развитие международной сети национального маркетингового центра по туризму "VISIT RUSSIA";
- мониторинг и оценка конъюнктуры российского и зарубежных туристских рынков с целью формирования и реализации маркетинговой стратегии;
- организация и проведение информационно-пропагандистских и социальных рекламных кампаний по продвижению туристского продукта Российской Федерации (в том числе приоритетных туристских маршрутов по Российской Федерации) на мировом и внутреннем туристских рынках на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, интернет пространстве, средствами наружной рекламы, проведение пресс-туров;
- организация и проведение информационно-просветительских, деловых и событийных международных, общероссийских, межрегиональных мероприятий, форумов и акций, реализация программ лояльности, направленных на популяризацию и продвижение отечественного туристского продукта и внутренних туристических направлений субъектов Российской Федерации;
- развитие системы туристской навигации и ориентирующей информации в субъектах Российской Федерации;
- формирование и ведение событийного календаря в сфере туризма по субъектам Российской Федерации.
4. Распространение практики субсидирования юридических лиц и грантовой поддержки общественных и предпринимательских инициатив для создания благоприятных условий развития внутреннего и въездного туризма.
В рамках данного направления будут реализованы следующие мероприятия:
- предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным инвесторами в российских кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов по созданию и развитию туристских кластеров, на оборудование и оснащение туристских комплексов, для приобретения круизных судов и туристских автобусов в рамках Программы;
- предоставление субсидии на уплату части затрат в рамках договора о реализации туристического продукта в сфере внутреннего и въездного туризма, туроператоров, обеспечивающих туристский поток на приоритетных туристских направлениях (дестинациях), в том числе с целью снижения стоимости турпакетов в низкий сезон и для социально-уязвимых категорий граждан;
- грантовая поддержка общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие объектов туристской инфраструктуры, в том числе на базе народных художественных промыслов.
5. Создание, внедрение и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры управления туристской отрасли, являющейся неотъемлемой частью цифровой экономики Российской Федерации.
В рамках данного направления будут реализованы следующие мероприятия, которые позволят своевременно проводить актуализацию и развитие автоматизированной информационной системы комплексной поддержки развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (АИС Туризм), включая создание и внедрение электронного ресурса по ведению:
- перечня (реестра) классифицированных гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей;
- перечня аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей;
- перечня органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей;
- общероссийского реестра туристических агентств;
- реестра разрешений на осуществление деятельности в сфере туризма, связанной с использованием иностранных туристских судов
- реестра аттестованных гидов-переводчиков, инструкторов-проводников и т.п.
Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации Программы в период с 2019 по 2025 год. Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составит 615,12 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета - 170,79 млрд рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 16,42 млрд рублей, внебюджетные средства - 427,90 млрд рублей.
Успешная реализация Программы к 2025 году позволит создать инфраструктуру туристской отрасли, а также маркетинговую, образовательную и информационно-коммуникационную среду, которые будут способствовать росту объемов услуг сферы туризма, оказанных гражданам Российской Федерации и иностранным туристам, темпами, опережающими в 2 раза рост экономики Российской Федерации.
Экономический эффект Программы будет достигнут путем привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма 15 перспективных туристских направлений Российской Федерации при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически привлекательных условий для бизнеса, а также увеличения турпотока, что позволит обеспечить создание дополнительных рабочих мест и пополнение бюджетов всех уровней.
Увеличение внутреннего и въездного турпотоков будет осуществляться за счет:
- создания новых туристских объектов, маршрутов и брендов, формирования современных востребованных туристских продуктов и расширения перечня туристских услуг;
- обеспечения доступности отдыха для широких слоев населения и привлекательности путешествий по России как для россиян, так и для иностранных граждан;
- рекламных мероприятий некоммерческой направленности по продвижению новых туристских продуктов и курортно-рекреационных возможностей Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.
Совокупный туристский поток к 2025 году с учетом мероприятий Программы может достигнуть 93060,00 тыс. чел., который в структуре будет формироваться на 55% за счет граждан Российской Федерации и 45% граждан въезжающих из стран дальнего и ближнего зарубежья.
Достижение основного социального эффекта, который заключается в создании дополнительных рабочих мест, будет реализован за счет:
- развития предпринимательской инициативы, включая создание предприятий малого и среднего бизнеса в туриндустрии;
- заполнения вакансий, обслуживающих вновь введенные и реконструированные объекты туриндустрии;
- введения новых специальностей и повышения престижности профессий в сфере туризма.
Наряду с экономическим эффектом реализация Программы позволит решить ряд важных социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения страны.
Комплексным результатом реализации Программы к 2025 году станет возможность увеличения доли туризма в ВВП Российской Федерации до 4,95%, что будет обеспечивать вклад туризма в ВВП в размере 6,427 трлн. руб.
Контроль соблюдения законодательства Российской Федерации в части защиты окружающей среды на всех этапах реализации мероприятий Программы, в том числе обязательность прохождения в установленных случаях экологической экспертизы, обеспечит высокую экологическую эффективность Программы в целом.
Врио Руководителя |
А.А. Конюшков |
Приложение
к пояснительной записке к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" на 2019-2025 годы"
Раздел I
"Предварительный перечень проектов, предлагаемых к включению в состав целевой программы"
В предварительный перечень проектов, предлагаемых в состав целевой программы, запланировано включение инвестиционных проектов в рамках поручений Правительства Российской Федерации. На данный момент это инвестиционные проекты по созданию кластеров с высокой степенью готовности к реализации. В группу этих проектов входят:
1. Кластер "Суздальский", планируемый к реализации во Владимирской области в рамках поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 06.06.2016 N ОГ-П44-3327.
2. Кластер "Рамонь", планируемый к реализации в Воронежской области в рамках поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 09.06.2015 N ОГ-П12-3952.
3. Кластер "Сергиев Посад - врата Золотого кольца", реализуемый в Московской области в рамках поручения Министра культуры Российской Федерации В.Р.Мединского от 22.01.2016 N ПМ-8.
4. Кластер "Путешествие в страну Бумба", планируемый к реализации в Республике Калмыкия в рамках поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 20.05.2016 N ОГ-П12-2946.
5. Кластер "Гурзуф", планируемый к реализации в Республике Крым в рамках поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 27.05.2015 N ОГ-П44-3171, от 30.06.2016 N ОГ-П44-161пр и от 11.08.2016 N ОГ-П44-4826.
6. Кластер "Мичуринский", планируемый к реализации в Тамбовской области в рамках поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака 18.01.2017 N ДК-П16-242.
7. Кластер "Комсомольский", планируемый к реализации в Хабаровской крае в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 704-р.
8. Кластер "Эко-курорт Кавминводы" (субкластер "Медовые водопады"), планируемый к реализации в Карачаево-Черкесской Республике в рамках поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г.Хлопонина от 31.03.2016 N АХ-П16-1810.
9. Кластер "Эко-курорт Кавминводы", планируемый к реализации в Ставропольском крае в рамках поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г.Хлопонина от 31.03.2016 N АХ-П16-1810.
10. Кластер "Русская Палестина", планируемый к реализации в Московской области в соответствии с протоколом совещания Председателя Правительства Российской Федерации, сопредседателя Попечительского совета Д.А.Медведева от 05.11.2016 N 6.
11. Кластер "Рахманиновский", планируемый к реализации в Тамбовской области в рамках поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 18.01.2017 N ДК-П16-242.
12. Кластер "Музей СССР", планируемый к реализации в Ульяновской области в рамках поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 16.05.2013 N Пр-1136 и Поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 22.06.2013 N ОГ-П44-4227.
13. Кластер "Старая Ладога", планируемый к реализации в Ленинградской области в рамках поручения Руководителя Администрации Президента Российской Федерации С.Б.Иванова от 05.09.2012 N А4-12025П.
14. Кластер "Бурзянский", планируемый к реализации в Республике Башкортостан в рамках поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 21.07.2016 N 1-1-469-П и в соответствии с письмо Минэкономразвития России от 25.07.2016 N 50889.
15. Кластер "Кладезь земли Костромской", планируемый к реализации в Костромской области в рамках протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 28.04.2016 N ОГ-П44-106пр.
Перечень проектов, планируемых к реализации в рамках Программы, будет дополнен проектами, подготовленными субъектами Российской Федерации в соответствии с решениями Госкомиссии по вопросам развития Арктики от 29.03.2017, совещания у Заместителя председателя правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 28.03.2017, а также в рамках поручения Президента по итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области от 18.04.2017 о разработке и утверждении плана мероприятий, обеспечивающих развитие внутреннего и въездного туризма в местах традиционного бытования народных художественных промыслов.
Также в рамках Программы, предполагается реализация инвестиционных проектов, прошедших отбор инвестиционных проектов для включения в состав мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)", который будет осуществляться после ее утверждения. По предварительным оценкам в конкурсном отборе планирует участвовать 57 субъектов Российской Федерации с более чем 100 проектами по созданию кластеров. Данные проекты должны будут по своим содержательно-тематическим концепциям соответствовать специализации одного из 15 перспективных туристских направлений (дестинаций) Российской Федерации. На этапе согласования Концепции федеральной целевой программы данные 15 перспективных туристских направлений (дестинаций) считаются укрупненными проектами. В таблице 1 настоящего приложения к пояснительной записке можно ознакомиться с запланированной специализацией и предварительным объемом финансирования по укрупненным проектам.
Также следует заметить, что обозначенные инвестиционные проекты в рамках поручений Правительства Российской Федерации тематически включаются в состав перспективного туристского направления (дестинации).
Таблица 1. Запланированная специализация и предварительный объем финансирования по укрупненным проектам - перспективным туристским направлениям (дестинациям)
Название перспективного туристского направления (дестинации) |
Субъекты Российской Федерации - участники дестинации |
Специализация дестинации |
Объем финансирования за 2019-2025 годы - всего, млн рублей |
В том числе млн. рублей |
||
средства федерального бюджета |
средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местные бюджеты |
внебюджетные источники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Центральная Россия |
Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и г.Москва |
культурно-познавательный туризм, в том числе в формате самодеятельного автотуризма и организованных автобусных туров |
32963,55 |
8263,91 |
2037,20 |
22662,44 |
Каспий |
Астраханская область, Республика Дагестан и Республика Калмыкия |
морские круизы с санаторно-курортными программами и элементами пляжного туризма |
3290,14 |
824,83 |
203,34 |
2261,97 |
Северный Кавказ |
Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Ставропольский край |
оздоровительный и горнолыжный туризм |
40622,16 |
10183,92 |
2510,51 |
27927,74 |
Волжский путь |
Самарская область. Республика Татарстан, Ульяновская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Республика Башкортостан, Пермский край, Тверская область, Астраханская область, Волгоградская область, Республика Мордовия, Ивановская область, Костромская область, Ярославская область |
речные круизы, максимально дополненные культурно-познавательными программами регионов участников |
42910,01 |
10757,48 |
2651,90 |
29500,63 |
Сибирь |
Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область, Республика Хакасия, Новосибирская область, Республика Тыва |
спортивно-оздоровительный туризм |
17013,61 |
4265,29 |
1051,47 |
11696,86 |
Байкал |
Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край |
организованный экологический туризм |
16424,11 |
4117,50 |
1015,03 |
11291,58 |
Приморье |
Приморский край |
деловой туризм, спортивный и природный туризм |
7244,17 |
1816,10 |
447,70 |
4980,37 |
Амур |
Хабаровский края, Амурской область и Еврейская автономная области |
круизный туризм по реке Амур, космический туризм |
12745,77 |
3195,35 |
787,71 |
8762,72 |
Русская Арктика |
Архангельская, Мурманская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Саха (Якутия) |
арктические круизы и экспедиционные маршруты |
2887,31 |
723,84 |
178,44 |
1985,02 |
Серебряное ожерелье |
Архангельская, Вологодская, Мурманская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, г. Санкт-Петербург, Республика Карелия, Республика Коми и Ненецкий автономный округ |
культурно-познавательный туризм с элементами экологического и религиозного |
19643,21 |
4924,52 |
1213,98 |
13504,71 |
Камчатка-Сахалин |
Камчатский край и Сахалинская область |
морские круизы |
1947,02 |
488,12 |
120,33 |
1338,58 |
Урал |
Свердловская и Челябинская области |
промышленный туризм, военно-патриотический туризм |
13636,38 |
3418,62 |
842,75 |
9375,01 |
Русская Балтика |
Калининградская область |
культурно-познавательный туризм, с элементами пляжного туризма и санаторно-курортными программами |
8506,90 |
2132,67 |
525,74 |
5848,49 |
Приволжье |
Оренбургская область и Республика Башкортостан |
оздоровительный туризм |
6667,37 |
1671,50 |
412,05 |
4583,81 |
Черноморское побережье |
Краснодарский край, Республика Крым, г. Севастополь, Республика Адыгея |
пляжный туризм, с элементами санаторно-курортных программ |
5968,73 |
1496,35 |
368,88 |
4103,50 |
Раздел II "Предполагаемый перечень мероприятий (укрупненных мероприятий), предлагаемых к включению в состав целевой программы"
Для достижения поставленной цели Программы, которая заключается в формировании инфраструктуры туристской отрасли, а также маркетинговой, образовательной и информационно-коммуникационной среды для роста объемов услуг сферы туризма, оказанных гражданам Российской Федерации и иностранным туристам, темпами, опережающими в 2 раза рост экономики Российской Федерации и полномасштабного решения основных задач Программы предлагается пять укрупненных направлений мероприятий, с которыми можно ознакомиться в таблице 2 к настоящей пояснительной записке.
Таблица 2. Укрупненные направления мероприятий, предлагаемых к включению в состав целевой программы
Задача федеральной целевой программы |
Объем финансирования за 2019-2025 годы - всего по оптимальному варианту реализации Программы, млн руб. |
В том числе |
||
средства федерального бюджета, млн руб. |
средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, млн руб. |
внебюджетные источники, млн руб. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Направление 1. "Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров, в соответствии со специализацией приоритетных туристских направлений": - создание и модернизация туристских объектов; - капитальное строительство и модернизация обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости |
232470,45 |
58280,00 |
14367,02 |
159823,43 |
Направление 2. "Развитие отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма": - развитие методического и программного обеспечения отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма; - развитие технического и технологического обеспечения развития туристской отрасли; - реализация комплекса мероприятий в области повышения профессионального мастерства и внедрения высоких стандартов туристско-рекреационного обслуживания |
4199,97 |
2880,00 |
709,97 |
610,00 |
Направление 3. "Развитие инфраструктуры продвижения туристского продукта Российской Федерации и повышение информированности о нем на мировом и внутреннем туристских рынках": - поддержка деятельности и развитие сети туристско-информационных центров на территории Российской Федерации; - поддержка деятельности и развитие международной сети национального маркетингового центра по туризму "VISIT RUSSIA"; - мониторинг и оценка конъюнктуры российского и зарубежных туристских рынков с целью формирования и реализации маркетинговой стратегии; - организация и проведение информационно-пропагандистских и социальных рекламных кампаний по продвижению туристского продукта Российской Федерации (в том числе приоритетных туристских маршрутов по Российской Федерации) на мировом и внутреннем туристских рынках на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, интернет пространстве, средствами наружной рекламы, проведение пресс-туров; - организация и проведение информационно-просветительских, деловых и событийных международных, общероссийских, межрегиональных мероприятий, форумов и акций, реализация программ лояльности, направленных на популяризацию и продвижение отечественного туристского продукта и внутренних туристических направлений субъектов Российской Федерации; - развитие системы туристской навигации и ориентирующей информации в субъектах Российской Федерации; - формирование и ведение событийного календаря в сфере туризма по субъектам Российской Федерации |
9905,98 |
5460,00 |
1345,98 |
3100,00 |
Направление 4. "Стимулирование предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки": - субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным инвесторами в российских кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов по созданию и развитию туристских кластеров, оборудование и оснащение туристских комплексов, для приобретения круизных судов и туристских автобусов в рамках Программы; - субсидия на уплату части затрат в рамках договора о реализации туристического продукта в сфере внутреннего и въездного туризма, туроператоров, обеспечивающих туристский поток на приоритетных туристских направлениях (дестинациях), в том числе с целью снижения стоимости турпакетов в низкий сезон и для социально-уязвимых категорий граждан; - грантовая поддержка общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие объектов туристской инфраструктуры, в том числе на базе народных художественных промыслов |
367960,00 |
103590,00 |
0,00 |
264370,00 |
Направление 5. "Создание, внедрение и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры управления туристской отрасли": - развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры туристской отрасли, которая позволит своевременно проводить актуализацию и развитие автоматизированной информационной системы комплексной поддержки развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (АИС Туризм), включая создание и внедрение электронного ресурса по ведению: - - перечня (реестра) классифицированных гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей; - - перечня аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей; - - перечня органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей; - - общероссийского реестра туристических агентств; - - реестра разрешений на осуществление деятельности в сфере туризма, связанной с использованием иностранных туристских судов - реестра аттестованных гидов-переводчиков, инструкторов-проводников и т.п. |
580,00 |
580,00 |
0,00 |
0,00 |
Раздел III "Предварительная оценка эффективности реализации мероприятий целевой программы и расходования бюджетных средств по направлению "капитальные вложения"
С учетом того, что на этапе разработки Концепции, детальная проработка инвестиционных проектов, предполагаемых для включения в Программу не осуществлялась, эффективность мероприятий Программы в настоящее время определяется как достижение нормативно запланированных показателей "Темп роста туризма" и "Вклад туризма в ВВП", которые смогут охарактеризовать степень достижения обозначенной в Концепции цели, согласно которой предполагается формирование инфраструктуры туристской отрасли, а также маркетинговой, образовательной и информационно-коммуникационной среды для роста объемов услуг сферы туризма, оказанных гражданам Российской Федерации и иностранным туристам, темпами, опережающими в 2 раза рост экономики Российской Федерации.
Таким образом, предлагается проводить предварительную оценку эффективности реализации мероприятий целевой программы и расходования бюджетных средств по данным таблицы 3.
Таблица 3. Расчет потребности в средствах федерального бюджета
N |
Показатель |
Ед. изм. |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Итого |
1 |
Темп роста ВВП |
% |
3,00 |
4,4 |
6,2 |
6,1 |
5,6 |
5,4 |
5,1 |
4,7 |
|
2 |
ВВП |
Трлн. руб. |
90,10 |
94,1 |
99,9 |
106,0 |
111,9 |
118,0 |
124,0 |
129,8 |
|
3 |
Темп роста туризма |
% |
|
8,8 |
12,4 |
12,2 |
11,2 |
10,8 |
10,2 |
9,4 |
|
4 |
Вклад туризма в ВВП |
Трлн. руб. |
2,9 |
3,431 |
3,856 |
4,327 |
4,812 |
5,331 |
5,875 |
6,427 |
|
5 |
Доля туризма в ВВП |
% |
3,257 |
3,65 |
3,86 |
4,08 |
4,3 |
4,52 |
4,74 |
4,95 |
|
6 |
Расчет потребностей в базовом финансировании из федерального бюджета, всего |
Млрд. руб. |
|
9,558 |
7,65 |
8,478 |
8,73 |
9,342 |
9,792 |
9,936 |
63,5 |
|
В том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.1. |
Капитальные вложения |
Млрд. руб. |
|
8,77 |
7,02 |
7,78 |
8,01 |
8,58 |
8,99 |
9,12 |
58,28 |
6.2. |
Прочие расходы |
Млрд. руб. |
|
0,78 |
0,63 |
0,70 |
0,72 |
0,77 |
0,80 |
0,81 |
5,21 |
|
В том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.2.1. |
Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках |
Млрд. руб. |
|
0,58 |
0,46 |
0,51 |
0,53 |
0,57 |
0,59 |
0,60 |
3,86 |
6.2.2. |
Развитие системы подготовки кадров в сфере туризма |
Млрд. руб. |
|
0,12 |
0,09 |
0,10 |
0,11 |
0,11 |
0,12 |
0,12 |
0,78 |
6.2.3. |
Иные прочие расходы |
Млрд. руб. |
|
0,09 |
0,07 |
0,08 |
0,08 |
0,09 |
0,09 |
0,09 |
0,58 |
7 |
Потребности в дополнительном финансировании из федерального бюджета, всего |
Млрд. руб. |
|
13,91 |
14,27 |
14,6 |
14,98 |
15,8 |
16,46 |
17,3 |
107,29 |
|
В том числе, прочие расходы на новые задачи федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы), всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.1. |
Продвижение |
Млрд. руб. |
|
0,15 |
0,15 |
0,16 |
0,17 |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
1,6 |
7.2. |
Повышение квалификации |
Млрд. руб. |
|
0,22 |
0,26 |
0,25 |
0,25 |
0,59 |
0,26 |
0,26 |
2,1 |
7.3. |
Субсидирование процентных ставок на приобретение туристских автобусов и круизных судов |
Млрд. руб. |
|
1,03 |
1,03 |
1,03 |
1,03 |
1,03 |
1,03 |
1,03 |
7,21 |
7.4. |
Субсидии туроператорам |
Млрд. руб. |
|
12,46 |
12,78 |
13,11 |
13,48 |
13,93 |
14,72 |
15,56 |
96,03 |
7.5. |
Гранты |
Млрд. руб. |
|
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,35 |
8 |
Итого потребности в средствах федерального бюджета |
Млрд. руб. |
|
23,47 |
21,92 |
23,08 |
23,71 |
25,14 |
26,25 |
27,23 |
170,79 |
Далее справочно приводится алгоритм определения потребности средств Федерального бюджета для развития туризма.
Алгоритм определения потребности средств Федерального бюджета для развития туризма
1. Темп роста ВВП. Темп роста ВВП принят в соответствии с прогнозами Минэкономразвития России: до 2019 - согласно среднесрочному прогнозу Минэкономразвития России (целевой сценарий)*(1). 2020-2025 - согласно долгосрочному прогнозу Минэкономразвития России (3й сценарий)*(2).
2. ВВП. Объем ВВП в 2016 г. составляет 86,0436 трлн. руб. в соответствии с данными Росстата, 2016*(3). Расчет объема ВВП проводился в следующем порядке:
ВВП n+1 = ВВП n * TВВП n+1 / 100, (1)
где
ВВП- объем ВВП, трлн. руб.
TВВП - темп роста ВВП, %
n - год.
Расчет ВВП по формуле 1 приведен в табл. 1А.*(4)
Таблица 1А - Расчет ВВП
Показатель |
Ед. изм. |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Темп роста ВВП |
% |
3,00 |
4,4 |
6,2 |
6,1 |
5,6 |
5,4 |
5,1 |
4,7 |
ВВП |
Трлн. руб. |
90,10 |
94,1 |
99,9 |
106,0 |
111,9 |
118,0 |
124,0 |
129,8 |
Темп роста туризма |
% |
|
8,8 |
12,4 |
12,2 |
11,2 |
10,8 |
10,2 |
9,4 |
3. Темп роста туризма определялся в соответствии с целью Программы на 2019-2025 гг. (темп роста туризма превышает в 2 раза темп роста ВВП).
4. Вклад туризма в ВВП*(5) определяется следующим образом:
ВТ n+1 = ВТ n + ВТ n * T n+1 / 100, (2)
где
ВТ- вклад туризма, млрд. руб.
T - темп роста туризма, %
n - год.
Расчет вклада туризма в ВВП по формуле 2 приведен в табл. 2А.
Таблица 2А - Расчет вклада туризма в ВВП
Показатель |
Ед. изм. |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Темп роста туризма |
% |
|
8,8 |
12,4 |
12,2 |
11,2 |
10,8 |
10,2 |
9,4 |
Вклад туризма в ВВП |
Трлн. руб. |
2,9 |
3,431 |
3,856 |
4,327 |
4,812 |
5,331 |
5,875 |
6,427 |
5. Доля туризма в ВВП рассчитывается как:
Д n = 100 * ВТ n / ВВП n, (3)
где
Д- доля туризма в ВВП, %
ВВП- объем ВВП, млрд. руб.
ВТ- вклад туризма, млрд. руб.
n - год.
Расчет доли туризма в ВВП по формуле 3 приведен в табл. 3А.
Таблица 3А - Расчет доли туризма в ВВП
Показатель |
Ед. изм. |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
ВВП |
Трлн. руб. |
90,10 |
94,1 |
99,9 |
106,0 |
111,9 |
118,0 |
124,0 |
129,8 |
Вклад туризма в ВВП |
Трлн. руб. |
2,9 |
3,431 |
3,856 |
4,327 |
4,812 |
5,331 |
5,875 |
6,427 |
Доля туризма в ВВП |
% |
3,257 |
3,65 |
3,86 |
4,08 |
4,3 |
4,52 |
4,74 |
4,95 |
6. Расчет потребностей в базовом финансировании из федерального бюджета, всего
Общий объем финансирования федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" в ценах соответствующих лет составляет 135,2 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 26,7 млрд. рублей*(6).
Согласно расчетам Ростуризма по данным письма Аппарата Правительства Российской Федерации от 18.01.2017 NП44-2280 "О разработке методологии и проведению расчета добавленной стоимости туристской индустрии", валовая добавленная стоимость туристской индустрии изменяется следующим образом (табл. 4А).
Таблица 4А - Валовая добавленная стоимость туристской индустрии 2011-2016
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Валовый внутренний продукт, ВВП (в текущих ценах), млрд. рублей |
59698,1 |
66926,9 |
71016,7 |
79199,7 |
83232,6 |
86043,6 |
Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в ВВП Российской Федерации, % |
2,97 |
3,09 |
3,36 |
3,47 |
3,5 |
3,5 |
Валовая добавленная стоимость туристской индустрии, млрд. рублей |
1532,6 |
1786,3 |
2113,0 |
2347,6 |
2913,1 |
3011,5 |
Прирост валовой добавленной стоимости туристской индустрии за период действия федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" составляет около 1470 млрд. руб. (3257-1786,3*(7) = 1470). Этот прирост был обеспечен за счет федерального финансирования в объеме 26,7 млрд. руб.
Каждый 1 млрд. прироста валовой добавленной стоимости туристской индустрии может быть обеспечен за счет инвестирования средств федерального бюджета в размере 0,018 млрд. руб. (26,7/1470 = 0,018) в среднем.
Расчет потребности в финансировании из средств федерального бюджета представляет произведение прироста вклада туризма в ВВП к предыдущему году, млрд. руб. и 0,018 - см. табл. 5А.
Таблица 5А - Расчет потребности в финансировании из средств федерального бюджета
Показатель |
2018 |
2019 |
2020 |
2023 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Итого |
вклад туризма в ВВП, млрд. руб. |
3257 |
3431 |
3856 |
4327 |
4812 |
5331 |
5875 |
6427 |
|
прирост вклада туризма в ВВП к предыдущему году, млрд. руб. |
|
531 |
425 |
471 |
485 |
519 |
544 |
552 |
|
Потребность в финансировании из средств федерального бюджета, млрд. руб. |
|
9,558 |
7,65 |
8,478 |
8,73 |
9,342 |
9,792 |
9,936 |
63,5 |
6.1. Капитальные вложения. В соответствии с текущей Программой средства федерального бюджета (26,7 млрд. руб.) предназначены на*(8):
- капитальные вложения - 24,5 млрд. рублей (или 91,8%);
- прочие расходы - 2,2 млрд. рублей (8,2%).
Сохраняя данную пропорцию в отношении общей потребности в базовом финансировании из федерального бюджета, получаем объем финансирования из средств федерального бюджета на капитальные вложения:
Фкn = П n * 91,8/100, (4)
где
Фк - финансирование капитальных вложений, млрд. руб.
П- потребности в базовом финансировании из федерального бюджета, млрд. руб.
n - год
Расчет по формуле 4 приведен в табл. 6А.
6.2. Прочие расходы:
Фпn = П n * 8,2/100, (5)
где
Фп - финансирование прочих расходов, млрд. руб.
П- потребности в базовом финансировании из федерального бюджета, млрд. руб.
n - год
Расчет по формуле 5 приведен в табл. 6А.
Таблица 6А - Предназначение средств федерального бюджета
Показатель |
Ед. изм. |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Итого |
Расчет потребностей в базовом финансировании из федерального бюджета, всего |
Млрд. руб. |
9,558 |
7,65 |
8,478 |
8,73 |
9,342 |
9,792 |
9,936 |
63,5 |
В том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Капитальные вложения |
Млрд. руб. |
8,77 |
7,02 |
7,78 |
8,01 |
8,58 |
8,99 |
9,12 |
58,28 |
Прочие расходы |
Млрд. руб. |
0,78 |
0,63 |
0,70 |
0,72 |
0,77 |
0,80 |
0,81 |
5,21 |
6.2.1. Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.
В составе прочих расходов (2,2 млрд. руб.) запланированы расходы средств федерального бюджета на:
- продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках - 1627,5 млн. руб. (73,9%);
- развитие системы подготовки кадров в сфере туризма - 330,4 (15%) млн. руб.;
- иные прочие расходы составляют 242,1 млн. руб. (11,1%).
Сохраняя данную пропорцию в отношении общей потребности в финансировании прочих расходов из федерального бюджета, получаем объем финансирования прочих расходов в части продвижения туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках:
Фпрn = Фп * 91,8/100 (6),
где
Фп - финансирование прочих расходов, млрд. руб.
Фпр - финансирование продвижения туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках, млрд. руб.
n - год
Расчет по формуле 6 приведен в табл. 7А.
6.2.2. Развитие системы подготовки кадров в сфере туризма:
Фпкn = Фп * 91,8/100 (7),
где
Фп - финансирование прочих расходов, млрд. руб.
Фпк - финансирование развития системы подготовки кадров в сфере туризма, млрд. руб.
n - год
Расчет по формуле 7 приведен в табл. 7А.
6.2.3. Иные прочие расходы:
Фиn = Фп * 91,8/100 (8),
где
Фп - финансирование прочих расходов, млрд. руб.
Фик - финансирование иных прочих расходов, млрд. руб.
n - год
Расчет по формуле 8 приведен в табл. 7А.
Таблица 7А - Прочие расходы
Показатель |
Ед. изм. |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Итого |
Прочие расходы |
Млрд. руб. |
0,78 |
0,63 |
0,70 |
0,72 |
0,77 |
0,80 |
0,81 |
5,21 |
В том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках |
Млрд. руб. |
0,58 |
0,46 |
0,51 |
0,53 |
0,57 |
0,59 |
0,60 |
3,86 |
Развитие системы подготовки кадров в сфере туризма |
Млрд. руб. |
0,12 |
0,09 |
0,10 |
0,11 |
0,11 |
0,12 |
0,12 |
0,78 |
Иные прочие расходы |
Млрд. руб. |
0,09 |
0,07 |
0,08 |
0,08 |
0,09 |
0,09 |
0,09 |
0,58 |
Приведенные расчеты предполагают реализацию задач и мероприятий в периоде 2019-2025, сходных или аналогичных федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)". Наряду с ними, в планируемой федеральной целевой программе на 2019-2025 годы предполагается реализация новых задач и мероприятий, в т.ч. в области продвижения, повышения квалификации и т.д. В связи с этим, возникает потребность в дополнительном к базовому финансированию из федерального бюджета.
7. Потребности в дополнительном финансировании из федерального бюджета направляются на новые задачи и мероприятия, отличные по своему характеру от задач и мероприятий текущей программы.
7.1. Продвижение
Расчет расходов на продвижение основывается на прогнозе турпотока (въездного и внутреннего), исходя из данных Росстата за 2016 год. Согласно этому расчету, прирост турпотока за 2011-2018 годы составит 20,62 млн. чел. Этот прирост был обеспечен за счет федерального финансирования в продвижения в объеме 1627,5 млн. руб. Соответственно, "стоимость" привлечения одного туриста составила 78,9 руб.
Прогноз турпотока, использующий прогнозные темпы роста, определенные Экспертным советом по туризму при Комитете Совета Федерации по социальной политике, показывает, что за период 2019-2025 прирост составит 87,84 млн. чел. (табл. 8А):
Таблица 8А - Расчет затрат на привлечение новых туристов
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Туристский поток млн. чел. |
74,491 |
76,426 |
78,428 |
80,600 |
83,277 |
88,021 |
93,060 |
Прирост к предыдущему году, млн. чел. |
1,871 |
1,935 |
3,938 |
4,174 |
4,848 |
7,421 |
9,784 |
Затраты на привлечение новых туристов, млрд. руб. |
0,15 |
0,15 |
0,16 |
0,17 |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
7.2. Повышение квалификации. Согласно данным федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" плановая численность (34 тыс. чел.) занятых в туризме, прошедших повышение квалификации составляет 2,8% (от 1,232 млн. в 2018 г. - рассчитано от 1,231 чел. занятых в туризме по собирательной группировке "Туризм" на основе ОКВЭД по данным Росстат в 2016 в зависимости от роста турпотока по оценкам экспертного совета по туризму при Комитете Совета Федерации по социальной политике)*(9).
Средняя стоимость повышения квалификации 1 занятого в туристской деятельности с учетом уровня финансирования федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" (330 млн. руб.) 9705,9 руб. - см. табл. 9А.
Чтобы избежать двойного счета затрат на повышение квалификации при расчете базовых и дополнительных потребностей в средствах федерального бюджета, из рассчитанных затрат на повышение квалификации в 2019-2025 гг. следует вычесть затраты на развитие системы подготовки кадров в сфере туризма соответствующего года - табл. 9А.
Таблица 9А - Расчет затрат на повышение квалификации
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Итого |
Численность занятых в туризме, млн. чел. |
1,254 |
1,277 |
1,301 |
1,326 |
1,358 |
1,395 |
1,437 |
|
Среднегодовая доля прошедших повышение квалификации, % |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
|
Затраты на повышение квалификации в 2019-2025, млрд. руб. |
0,34 |
0,35 |
0,35 |
0,36 |
0,7 |
0,38 |
0,39 |
2,87 |
Затраты на развитие системы подготовки кадров в сфере туризма (табл. 7), млрд. руб. |
0,12 |
0,09 |
0,10 |
0,11 |
0,11 |
0,12 |
0,12 |
0,77 |
Затраты на повышение квалификации с учетом (за минусом) аналогичных затрат из базовой части средств федерального бюджета |
0,22 |
0,26 |
0,25 |
0,25 |
0,59 |
0,26 |
0,26 |
2,1 |
7.3. Субсидирование процентных ставок на приобретение туристских автобусов и круизных судов. Базовые показатели, используемые в расчете:
- ставка кредита составляет 12%*(10)
- субсидирование процентных ставок осуществляется до уровня 5% (субсидируются 7% из ставки)*(11)
- потребность в заемных средствах принята в 70% от стоимости объекта*(12)
- стоимость одного туристского автобуса составляет 11,2 млн. руб.*(13)
- стоимость одного круизного судна составляет 500 млн. руб.*(14)
- потребность в приобретении круизных судов оценивается в объеме 70 судов (10 судов в год)*(15)
- потребность в приобретении новых туристских автобусов оценивается в объеме 10 тыс. автобусов (1430 автобусов в год)*(16).
Ежегодная потребность в субсидировании процентных ставок на приобретение туристских автобусов и круизных судов будет определяться как:
Сn = Пn * Цn * З/100 * Vс /100 (9),
где
Сn- ежегодная потребность в субсидировании процентных ставок на приобретение транспортных средств n вида, млн. руб.
Пn - ежегодная потребность в приобретении транспортных средств n вида, шт.
Цn - средняя стоимость одного приобретаемого транспортного средства n вида, млн. руб.
З - потребность в заемных средствах, %
Vс - субсидирование процентных ставок процентных ставок, %
n - год.
Применяя эту формулу для расчета потребности в субсидировании процентных ставок на приобретение туристских автобусов, получаем:
1430 * 11,2 * 0,7 *0,07 = 784,78 млн. руб.
Применяя эту формулу для расчета потребности в субсидировании процентных ставок на приобретение круизных судов, получаем:
10*500*0,7*0,07 = 245 млн. руб.
Итого, ежегодная потребность в субсидировании процентных ставок на приобретение туристских автобусов и круизных судов составляет 1,03 млрд. руб.
7.4. Субсидии туроператорам рассчитываются исходя из доли организованных туристов в турпотоке в регионы перспективных туристских направлений (дестинаций), а также доли в числе организованных туристов, предпочитающих пакетные туры - табл. 10А.
Таблица 10А - Расчет субсидий туроператорам
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
итого |
Туристский поток, млн. чел. |
74,491 |
76,426 |
78,428 |
80,600 |
83,277 |
88,021 |
93,060 |
|
Туристский поток в регионы перспективных туристских направлений (дестинаций), %*(17) |
92,9 |
92,9 |
92,9 |
92,9 |
92,9 |
92,9 |
92,9 |
|
Доля организованных туристов, %*(18) |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
|
Доля туристов из организованных, приобретающих пакетные туры*(19), % |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
|
Количество туристов, приобретающих пакетные туры, в регионы перспективных туристских направлений (дестинаций), млн. чел. |
12,46 |
12,78 |
13,11 |
13,48 |
13,93 |
14,72 |
15,56 |
|
Субсидирование туроператоров из расчета 1000 руб. за туриста при условии приобретения пакетного тура, млрд. руб. |
12,46 |
12,78 |
13,11 |
13,48 |
13,93 |
14,72 |
15,56 |
96,03 |
7.5. Гранты. Объем финансирования определяется исходя из практики Минкультуры России. Объем финансирования средств федерального бюджета в объеме 30 млн. руб. в год обеспечивает поддержку 40 проектов. С учетом качества поданных на конкурс 500 заявок потребность в необходимых средствах на грантовую поддержку оценивается в 50 млн. руб. ежегодно, что обеспечит поддержку в среднем 67 проектов.
8. Итого потребности в средствах федерального бюджета определяются как сумма необходимого базового и дополнительного финансирования (строки 6 и 7 таблицы 3).
Оценка достижения цели Программы по годам ее реализации осуществляется посредством определения степени и полноты решения поставленных задач, а также с использованием следующих целевых индикаторов и показателей:
Общепрограммные индикаторы:
- Объем туристских услуг, оказанных населению (тыс. руб.);
- Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению (тыс. руб.);
- Совокупный туристский поток (тыс. чел.), в том числе:
Численность размещенных граждан России в коллективных средствах размещения, по полному кругу хозяйствующих субъектов (тыс. чел.);
Въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию из стран дальнего и ближнего зарубежья (тыс. чел.).
Таблица 4. Целевые индикаторы Программы
Индикаторы и показатели |
Единица измерения |
Базовый период (2016 год) |
Прогноз (2025 год) |
Прирост к базовому периоду (процентов) |
Объем туристских услуг, оказанных населению |
млн. руб. |
161344,5*(20) |
330756,23 |
105% |
Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению |
млн. руб. |
213288,3 |
455189,70 |
114% |
Туристский поток, в том числе: |
тыс. чел. |
72814,74*(21) |
93060,00 |
28% |
Численность граждан России размещенных в коллективных средствах размещения, по полному кругу хозяйствующих субъектов |
тыс. чел. |
48214,74*(22) |
51183,00 |
7% |
Въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию (дальнее и ближнее зарубежье) |
тыс. чел. |
24600,00*(23) |
41877,00 |
71% |
Индикаторы Программы основываются на данных официальной опубликованной статистики по итогам периода, предшествующего отчетному (на дату публикации данных Федеральной службы государственной статистики).
Для определения полноты решения задач Программы, будут использоваться следующие показатели.
1. По задаче "Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров в соответствии со специализацией приоритетных туристских направлений":
Объем привлеченных средств из внебюджетных источников финансирования на реализацию инвестиционных проектов в сфере туризма (млрд. руб.);
Количество объектов туристской инфраструктуры, созданных в рамках реализации Программы (единиц).
2. По задаче "Развитие отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма":
Количество реализованных программ дополнительного профессионального обучения и повышения квалификации для специалистов сферы туризма Российской Федерации (единиц, нарастающим итогом за весь период действия Программы);
Доля специалистов индустрии туризма, прошедших повышение квалификации и переподготовки кадров от общего количества занятых в сфере туризма, в том числе по субъектам Российской Федерации, реализующих инвестиционные проекты по созданию туристских кластеров (в %);
Количество специалистов индустрии туризма прошедших подготовку и повышение квалификации (человек, нарастающим итогом за весь период действия Программы).
3. По задаче "Продвижение туристского продукта Российской Федерации и повышение информированности о нем на мировом и внутреннем туристских рынках":
Количество объектов туристской навигации и ориентирующей информации (единиц, нарастающим итогом за весь период действия Программы);
Количество новых туристских маршрутов, с интеграцией объектов туристической инфраструктуры кластеров, созданной в рамках Программы (единиц);
Количество мероприятий просветительского характера, направленных на популяризацию перспективных туристских направлений (дестинаций) Российской Федерации, в том числе:
-на внутреннем рынке (единиц);
-на международном рынке (единиц).
4. По задаче "Стимулирование предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки":
Количество субсидированных проектов (единиц, нарастающим итогом за весь период действия Программы);
Количество грантов (единиц, нарастающим итогом за весь период действия Программы).
5. По задаче "Создание, внедрение и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры управления туристской отрасли":
Количество пользователей автоматизированной информационной системы комплексной поддержки развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (число пользователей).
Целевые показатели Программы оцениваются по итогам отчетного периода в соответствии результатами мониторинга результативности мероприятий Программы. На стадии подготовки Программы потребуется доработка методики сбора исходной информации и расчета целевых показателей.
-------------------------------------------
*(1) http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/2016241101
*(2) http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc 20130 325_06
*(3) http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1.htm
*(4) Таблицы в рамках Алгоритма имеет нумерацию в рамках диапазона 1А-10А
*(5) Для справки: Объем вклада туризма в ВВП в 2016 г. составляет 3,0115 трлн. руб. в соответствии с данными Росстата, 2016.
*(6) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/55171986/#ixzz4nOmHU7BK
*(7) В расчете принят объем валовой добавленной стоимости туристской индустрии 2012 года как первого года, когда в этом показателе отражается влияние федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"
*(8) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/55171986/#ixzz4nOmHU7BK
*(9) http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/stati stics /enterprise/retail/#
*(10) Принята как средняя процентная ставка по 2016 г. (на кредиты юридическим лицам от года) по данным Центрального Банка Российской Федерации: Процентные ставки и структура кредитов и депозитов по срочности // http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=int_rat
*(11) В соответствии с положениями федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на период 2019-2025 гг."
*(12) В соответствии с положениями федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на период 2019-2025 гг."
*(13) Рассчитана как средняя величина стоимости туристского автобуса отечественного производителя на 25 июля 2017 по данным ценового агрегатора:http://www.pulscen.ru/price/280336-avtobus/f:64_turistichieski i&61925_gaz%7Cliaz%7Cmaz%7Cpaz
*(14) В соответствии с данными Минпромторга Нижегородской области: Предложения в проект подпрограммы "Волжский путь", государственной программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на период 2019-2025 гг."
*(15) ОСК начнет строительство круизных судов // http://iz.ru/news/619039; Анисимов К.О., Егоров Г.В., Ефремов Н.А. Строительство новых судов с использованием элементов судов-доноров - реальный путь сохранения российских речных круизов // https://www.mosturflot.ru/articles/14261
*(16) http://www.trn-news.ru/digest/59549
*(17) Рассчитан как доля субъектов, входящих в 15 перспективных туристских дестинаций, в турпотоке
*(18) Согласно оценкам экспертов компаний НТК "Интурист": http://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/38317 и ИННА-тур: https://www.votpusk.ru/news.asp?msg=539140&TID=26
*(19) Согласно оценкам экспертов компаний НТК "Интурист": http://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/38317 и ИННА-тур: https://www.votpusk.ru/news.asp?msg=539140&TID=26
*(20) https://www.fedstat.ru/indicator/31280
*(21) Совокупность Численности размещенных граждан России в коллективных средствах размещения и Въезда в Российскую Федерацию из стран дальнего и ближнего зарубежья
*(22) https://www.fedstat.ru/indicator/44040
*(23) UNWTO 2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.