Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении Положения о выдаче капитаном морского порта свидетельства о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность" (далее соответственно - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 14 июня 2017 года по 11 июля 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/06-17/00067142).
По итогам проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения разработчиком частично учтены и прокомментированы.
Основанием для разработки проекта акта является часть 2 статьи 53 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Проект акта разработан с целью установления критериев определения минимального состава экипажа судна, обеспечивающего безопасность, а также регламентации процедуры по выдаче свидетельства о минимальном составе экипажа, обеспечивающего безопасность.
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия с 3 августа по 9 августа 2017 года Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта. В ходе проведенных публичных консультаций замечания и предложения получены не были.
По результатам анализа положений проекта акта с учетом информации, изложенной разработчиком в сводном отчете, к проекту акта можно сформулировать следующие замечания.
Предлагаемое регулирование согласно информации, представленной разработчиком в сводном отчете, затрагивает более 1 тысячи судовладельцев. По оценочным данным разработчика на настоящее время в судовых реестрах Российской Федерации состоит более 18 тысяч морских судов. При этом в соответствии с пунктом 7 проекта акта свидетельство о минимальном составе экипажа выдается на каждое судно сроком на 5 лет. Таким образом, выдаваемое количество свидетельств о минимальном составе экипажа судна составит не менее 18 тысяч единиц каждые 5 лет.
1. Согласно абзацу 2 пункта 2 проекта акта при численности экипажа менее установленного нормативом минимального состава эксплуатация судна не допускается. Для получения свидетельства о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность (далее - свидетельство), которое должно находиться на судне, судовладелец предоставляет капитану морского порта информацию о судне в соответствии с приложением 2 к проекту акта. При этом проектом акта не предусмотрена ситуация, например, в случае, если информация, представленная в заявлении, является неполной, ошибочной или недостоверной.
Таким образом, остается нерегламентированным порядок действий капитана морского порта и заявителя в этом случае. Так, например, если в заявлении указана неполная информация, заявление на выдачу свидетельства о минимальном составе экипажа судна может быть возвращено на доработку в установленный срок или капитан порта отказывает в выдаче такого свидетельства с указанием причин. Минэкономразвития России считает целесообразным предусмотреть порядок действий в указанных случаях, а также необходимым проработать вопрос в части определения закрытого перечня причин отказа капитана морского порта в приеме заявления и выдаче свидетельства о минимальном составе экипажа судна.
2. В соответствии с пунктом 9 проекта акта судовладелец должен заполнить заявление. Согласно пункту 8 к такому заявлению судовладелец должен приложить свои предложения по минимальному безопасному составу экипажа судна, график несения вахт и судовых работ, а также копию документа о соответствии требованиям МКУБ. Однако проектом акта не регламентируется, кем может быть такое заявление подано капитану морского порта для выдачи свидетельства о минимальном составе экипажа судна.
Учитывая, что без наличия свидетельства о минимальном составе экипажа судна эксплуатация судна не допускается, а также то, что количество капитанов морских портов ограничено (67 капитанов), считаем возможным определить, что подача заявления о выдаче такого свидетельства осуществляется по инициативе судовладельца самостоятельно или через его законного представителя.
3. В соответствии с пунктом 6 проекта акта свидетельство выдается на основании заявления судовладельца, которое должно быть направлено капитану морского порта. Обращаем внимание, что способы подачи документов в проекте акта не определены. В этой связи можно предположить, что предоставление документов может производиться в бумажной форме лично. Отдельно отмечаем, что количество капитанов морских портов ограничено. В этой связи представление заявления в бумажном виде лично может быть сопряжено с дополнительными материальными и временными затратами судовладельца по каждому судну.
С учетом необходимости решения поставленной Президентом Российской Федерации задачи по цифровизации российской экономики, Минэкономразвития России считает целесообразным проработать возможность представления заявления на выдачу свидетельства о минимальном составе экипажа посредством электронных документов, а также его направления почтовым отправлением.
4. Согласно абзацу 2 пункта 2 проекта акта при численности экипажа менее установленного нормативом минимального состава эксплуатации судна не допускается. Обращаем внимание, что данная норма не предусматривает изъятий в связи с экстренными ситуациями. Так, например, количество человек на судне может сократиться (в случае смерти члена экипажа на борту) и, следовательно, не будет удовлетворять нормативу, указанному в свидетельстве. В этой связи требования, установленные в абзаце 2 пункта 2 проекта акта, являются труднореализуемыми для судов, находящихся в одиночном плавании. Кроме того, соответствие состава экипажа информации, указанной в свидетельстве, является необходимым требованием для выхода судна из порта, что позволяет исключить случаи эксплуатации судна без такого свидетельства или несоответствия фактического пребывания требованиям о минимальном составе экипажа судна.
Минэкономразвития России считает целесообразным определить, что в экстренных случаях эксплуатация судна допускается до захода судна в морской порт без необходимого количества членов экипажа, если экипаж такого судна способен обеспечить безопасность судоходства.
5. Пунктом 18 проекта акта установлено, что численный состав экипажей судов должен быть таким, чтобы иметь время для полноценного отдыха. При этом действующим законодательством термин "полноценный отдых" не предусмотрен. Кроме того, режим труда и отдыха регулируется международным*(1) и российским*(2) законодательством. В этой связи считаем целесообразным определить, что численный состав экипажей судна должен обеспечивать соблюдение международного и российского законодательства в сфере трудовых отношений.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Например, Конвенцией о труде в морском судоходстве
*(2) Например, Трудовым кодексом Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.