Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан во исполнение пункта 29 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 6 марта 2017 г. N ДМ-П16-1262, а также в целях определения общих принципов установления и уплаты отдельных обязательных платежей юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иностранными лицами и установления прав и обязанностей плательщиков отдельных обязательных платежей и органов (организаций), осуществляющих администрирование обязательных платежей.
Проектом акта предусматривается установление перечня критериев, по которым платежи, уплачиваемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, а также иностранными лицами, являются обязательными. При этом все обязательные платежи, подпадающие под действие проекта акта, предлагается включать в перечни обязательных платежей, информация о которых будет содержаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в федеральных и региональных реестрах.
Кроме того, проектом акта предлагается закрепить сроки вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих (вводящих, изменяющих) указанные платежи, а именно не ранее 1 января года, следующего за годом принятия актов, но не ранее шести месяцев со дня официального опубликования актов, предусматривающих их введение (изменение).
Также проектом акта предлагается установить основные права и обязанности как плательщиков обязательных платежей, так и органов (организаций), ответственных за администрирование обязательных платежей.
При этом одной из ключевых новелл проекта акта является то, что взимание обязательных платежей с их плательщиков и привлечение их к ответственности за неуплату обязательных платежей, не включенных в перечни и (или) реестры обязательных платежей до 1 июля 2019 г., не будет допускаться, а также не будет допускаться взимание обязательных платежей за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными, и привлечение их к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации за неуплату таких платежей, информация о которых не опубликована в установленном порядке до 1 июля 2019 года.
Одновременно следует отметить, что проект акта разработан во взаимодействии с субъектами предпринимательской деятельности и представителями предпринимательских объединений (Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", Российского союза промышленников и предпринимателей). Проект акта обсуждался на проводившихся 11 марта, 7 июня и 3 июля текущего года заседаниях рабочей группы по установлению на среднесрочный период моратория в отношении неналоговых платежей предпринимателей под председательством Министра экономического развития Российской Федерации М.С. Орешкина.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в сроки с 25 июля 2017 г. по 14 августа 2017 года. Проект акта размещен разработчиком на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/69659 (ID проекта: 02/04/07-17/00069659). По информации разработчика, замечания и предложения на этапе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили от граждан Р.И. Клодчика, С.А. Гладковой, А.В. Меженцевой, В.И. Смирнова, Т. Давыдовой, А.С. Калининой, А. Бекедова и О.В. Логиновой (ПАО "Лукойл"), а также от ОАО "Сургутнефтегаз", ГУП "Мосгортранс", Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" и Общероссийской общественной организации "Деловая Россия". Представленные указанными участниками публичных обсуждений замечания и предложения включены разработчиком в сводку замечаний и предложений с указанием информации об учете или причинах их отклонения.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России и участников публичного обсуждения, целесообразно ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации доработать положения проектируемой статьи 9 в части определения сроков осуществления органами (организациями), осуществляющими администрирование обязательных платежей, возложенных на них обязанностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.