Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 18.10, 18.15, 23.1 и 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен МВД России 29.08.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 18.10, 18.15, 231 и 233 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в рамках реализации пункта 3.6 протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 31 марта 2016 г. по вопросу "О мерах по совершенствованию государственной миграционной политики в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации", утвержденного Президентом Российской Федерации 5 апреля 2016 г. N Пр-601, и направлен на совершенствование законодательства в сфере контроля за выполнением гражданами государств-членов Евразийского экономического союза и их работодателями положений Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее - Договор), в части, касающейся осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с Договором работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Следовательно, обеспечение контроля за осуществлением трудовой деятельности гражданами государств-членов на территории Российской Федерации путем выдачи разрешительных документов невозможно.
Несмотря на то, что исходя из пункта 5 статьи 96 Договора и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) трудовая деятельность должна осуществляться иностранными гражданами и лицами без гражданства на основании трудового договора или гражданско-правового договора, ответственность за их отсутствие в настоящее время предусмотрена только в части нарушения трудового, но не миграционного законодательства.
Также в настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность осуществления контроля за соблюдением цели въезда иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым в соответствии с федеральным законом или международным договором не требуется получение разрешения на работу или патента.
В целях осуществления контроля за соблюдением работодателями, заказчиками работ (услуг), иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым для осуществления трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации не требуется получение разрешительных документов, в том числе гражданами государств-членов, положений Договора и законодательства Российской Федерации в части, касающейся осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях специальными нормами, устанавливающими ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, а также их работодателей и (или) заказчиков услуг в случае осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности без заключения трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также нормой, устанавливающей ответственность работодателей и (или) заказчиков работ (услуг) в случае привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, у которых в миграционной карте не указана цель визита "работа" за исключением отдельных категорий иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с иными целями въезда и имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации на осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности, а также за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.