Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.8/2.2.4. -17 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в целях актуализации действующего санитарного регулирования в сфере воздействия на здоровье человека электромагнитных полей, представленного в настоящее время постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 135 "О введении в действие Санитарных правил и нормативов - СанПиН 2.1.8./2.2.4.1383-03".
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта в срок с 23 декабря 2016 г. по 20 января 2017 г.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с 11 по 18 июля 2017 г. Замечаний и предложений по итогам проведения публичных консультаций не поступило.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта - 02/08/12-16/00059788).
По результатам рассмотрения проекта акта Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на следующие замечания.
1. В соответствии с пунктом 1.1 проекта акта предлагаемым регулированием устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, техническому перевооружению, модернизации и эксплуатации стационарных передающих радиотехнических объектов (далее - ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц - 300 ГГц, в том числе находящихся на специальных испытательных полигонах, а также транспортных средств (летательных аппаратов, морских и речных судов, поездов, общественного транспорта) на период их эксплуатации на постоянных стоянках.
Согласно пункту 1.5 проекта акта устанавливаемые требования являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, органами власти независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, модернизацией и эксплуатацией ПРТО.
Одновременно пунктом 1.3 проекта акта указывается, что требования санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека электромагнитных полей радиочастотного диапазона (далее - ЭМП РЧ), создаваемых ПРТО радиосвязи, радиовещания, телевидения, радиолокации, радиолюбительского диапазона 1,81 - 29,7 МГц.
Таким образом, остается неясным, на какие конкретно ПРТО распространяется действие проекта акта (на ПРТО, работающих в диапазоне частот 30 кГц - 300 ГГц или в диапазоне 1,81 - 29,7 МГц), а также обоснованность и целесообразность применения устанавливаемых требований в отношении транспортных средств.
Дополнительно обращаем внимание разработчика на то, что изложенный в пункте 1.1 проекта акта термин "летательный аппарат" в нормативных правовых актах Российской Федерации не раскрыт и используется в контексте обозначения категории товаров двойного назначения, пожарной техники, космических и летательных аппаратов с ядерными установками.
2. Исходя из положений пунктов 1.1, 1.3 и 1.5, проект акта направлен на установление, помимо прочего, требований к проектированию, строительству, реконструкции, техническому перевооружению, модернизации ПРТО, требований к транспортным средствам (летательным аппаратам, морским и речным судам, поездам, общественному транспорту).
Пунктом 3.24 проекта акта также устанавливаются требования в области маркировки ПРТО.
Пунктами 1.6, 3.6-3.8 и 4.1-4.5, 5.1-5.4 проекта акта устанавливается ряд требований к проектной документации ПРТО, порядку экспертизы проектной документации и выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на ПРТО.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора государства-члены Евразийского экономического союза обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза (технических регламентов Таможенного союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Таможенного союза (технических регламентах Таможенного союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Единые обязательные для применения и исполнения требования к обращению обозначенных проектом акта групп товаров установлены рядом технических регламентов Таможенного союза, включая, среди прочих, ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", ТР ТС 001/2011 "О безопасности железнодорожного подвижного состава".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Учитывая изложенное, наличие в проекте акта требований к проектированию, строительству, реконструкции, техническому перевооружению, модернизации продукции (как к ПРТО, так и транспортным средствам), требований к маркировке продукции является избыточным и выходящим за рамки предлагаемого регулирования.
В этой связи Минэкономразвития России указывает на необходимость исключения из проекта акта соответствующих положений.
3. В соответствии с пунктом 3.3 проекта акта санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работающих, подвергающихся в процессе трудовой деятельности профессиональному воздействию ЭМП РЧ при любом характере воздействия ЭМП РЧ, должны соответствовать требованиям санитарных правил по электромагнитным полям.
Согласно пункту 3.5 проекта акта в местах размещения оборудования ПРТО (территория, здание, строение, сооружение, отдельно стоящая опора и мачта, трубостойка и т.д.), где установлено превышение предельно допустимого уровня излучения и исключен доступ людей, не связанных непосредственно с обслуживанием оборудования ПРТО, должен быть установлен предупреждающий знак "Внимание. Электромагнитное поле" и соблюдаться требования для условий производственных воздействий ЭМП РЧ. Аналогичное регулирование представлено в пункте 7.7 проекта акта.
Пунктом 7.4 проекта акта устанавливаются требования в части обучения персонала требованиям в области электромагнитной безопасности.
Вместе с тем статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере в сфере труда, включая вопросы условий и охраны труда.
Учитывая изложенное, включение в проект акта положений, относящихся к сфере регулирования вопросов охраны труда, является избыточным.
4. Пунктами 3.7 и 3.12-3.22 проекта акта устанавливается порядок создания и определения санитарно-защитных зон, зон ограничения застройки и зон ограничения.
Вместе с тем необходимо отметить, что предметом устанавливаемого регулирования являются санитарно-эпидемиологические требования к размещению ПРТО, а не к установлению санитарно-защитных зон. Необходимость их введения в рамках рассматриваемого проекта акта разработчиком не представлена.
Таким образом, соответствующие требования проекта акта являются избыточными и подлежат исключению.
5. В соответствии с пунктом 3.8 проекта акта при уменьшении мощности оборудования, демонтаже или окончательном выводе из эксплуатации (передатчиков и антенн) ПРТО владелец или арендатор ПРТО обязан направить данную информацию в управление Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации и орган местного самоуправления территории, на которой расположен объект.
Обоснований для установления обязанности владельца или арендатора ПРТО по направлению информации о его демонтаже или выводе из эксплуатации в Роспотребнадзор и орган местного самоуправления разработчиком не приводится. Также остается неясным, исходя из каких требований действующего законодательства у владельца или арендатора ПРТО появляется соответствующая обязанность.
Учитывая изложенное, данное требование представляется избыточным и подлежит исключению.
7. В соответствии с пунктом 3.7 проекта акта при размещении ПРТО разных владельцев (арендаторов) на общей площадке (территория, здание, строение,
сооружение, отдельно стоящая опора, мачта и т.д.), а также, в случае если проектируемые (реконструируемые, модернизируемые) радиопередающие средства расположены на расстоянии пересечения зон ограничения застройки или зон ограничения для внутренних антенн от сторонних радиоперехватывающих средств, санитарно-эпидемиологическая экспертиза и санитарно-эпидемиологическое заключение выдается с учетом всех радиопередающих средств данного ПРТО, а также других источников электромагнитного излучения, способных оказать влияние на электромагнитную обстановку в зоне расположения ПРТО.
Вместе с тем остается неясным, каким образом лицо, подающее документы на заключение, получит информацию о технических характеристиках владельцев других ПРТО, а также об иных источниках электромагнитного изучения.
Следовательно, предлагаемое регулирование требует соответствующей доработки.
8. В ряде положений проекта акта используется терминология, имеющая широкое толкование, либо аббревиатуры, значение которых не раскрыто.
К последним, например, можно отнести аббревиатуру "ЭМИ" или "ЭМП".
В пункте 7.3 проекта акта указывается, что инженерно-технические мероприятия включают "рациональное" размещение источников ЭМП. Пункты 3.5, 3.7 и 4.3 содержат открытый перечень объектов регулирования, что также на практике может привести к неопределенному толкованию требований проекта акта.
Учитывая изложенное, обращаем внимание разработчика на необходимость внесения корректировок в соответствующие положения проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.