Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее соответственно - Изменения, Положение, проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 17 апреля 2015 г. N ДК-П9-2617 о внесении в Правительство Российской Федерации проекта изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, предусматривающего снижение стоимости услуг по экспертизе проектной документации на федеральном и региональном уровнях (далее - Поручение).
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 30 января 2017 года по 28 февраля 2017 года, а также проекта акта и сводного отчета в срок с 12 июля 2017 года по 25 июля 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/12-16/00060476).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 9 августа по 16 августа 2017 года. По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступила позиция Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), содержащая ряд замечаний и предложений в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении, а также позиция Ассоциации экспертов "Стройпроектэкспертиза", содержащая замечания, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком при доработке проекта акта в целях их возможного учета (прилагается). Кроме того, в рамках публичных консультаций по проекту акта поступили позиции ПАО "Лукойл", ООО "Институт "Мосинжпроект", ООО НИЦ "Строительных технологий и материалов", не содержащие предложений и замечаний.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Предлагаемое пунктом 52 Положения в редакции Изменений регулирование носит недостаточно определенный характер вследствие следующего.
В качестве базы для определения цены за проведение повторной экспертизы предлагается использовать увеличение сметной стоимости изготовления проектной документации. Предлагаемый разработчиком подход не учитывает, что на практике существует несколько вариантов, при которых требуется проведение повторной экспертизы.
Так, повторная экспертиза может быть проведена по итогам корректировки проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, в случае внесения в нее изменений в части технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, то есть по итогам корректировки отдельных разделов проектной документации. В указанном случае остается неясным, каким образом при определении платы за повторное проведение экспертизы проектной документации учитывается тот факт, что в рамках повторной экспертизы рассматриваются только подвергшиеся изменениям разделы проектной документации, а не весь проект в полном объеме.
Кроме того, повторная экспертиза проектной документации может быть проведена по итогам ее доработки с учетом замечаний, ранее представленных в рамках проведенной экспертизы. В указанном случае сметная стоимость изготовления проектной документации может уменьшиться в результате учета (снятия) имеющихся замечаний или остаться неизменной. Учитывая изложенное, остается неясным, каким образом будет рассчитываться плата за проведение повторной экспертизы проектной документации в указанном случае.
Также требуется обратить внимание, что разработчиком предлагается установить значение стоимости повторной экспертизы проектной документации в размере не менее 30% от стоимости первоначальной экспертизы, при этом верхний предел стоимости повторной экспертизы проектом акта не определяется. Таким образом, положениями проекта акта допускается возможность установления стоимости повторной экспертизы в диапазоне от 30% без установления верхнего предела, что на практике может привести к риску значительного увеличения стоимости проведения повторной экспертизы проектной документации по сравнению со стоимостью, установленной в настоящее время Положением.
Учитывая изложенное, предлагаемое регулирование вступает в противоречие с Поручением и несет риски возложения избыточных административных и иных обязанностей и ограничений в отношении субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Представляется целесообразным при доработке проекта акта рассмотреть возможность установления максимального значения стоимости повторной экспертизы проектной документации в размере не более 30% от стоимости первоначальной экспертизы при внесении изменений в технические решения, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, и в размере не более 10% от стоимости первоначальной экспертизы, если соответствующие технические решения объекта капитального строительства остаются неизменными, но требуется корректировка (дополнение) прочих разделов проектной документации.
Одновременно считаем целесообразным в редакции проекта акта предусмотреть положение, согласно которому если документы на проведение повторной государственной экспертизы в отношении жилых объектов капитального строительства поданы в течение 14 дней после получения отрицательного заключения, плата за проведение повторной государственной экспертизы не взимается, как это предусмотрено пунктом 58 Положения в действующей редакции.
2. Предлагаемое пунктом 51 Положения в редакции Изменений регулирование носит недостаточно определенный, а в ряде случаев невыполнимый характер.
Согласно предлагаемому регулированию в качестве базы для расчета размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий используется суммарная стоимость их изготовления, рассчитанная в ценах 2001 года на основании сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов.
Так, согласно информации, представленной участниками публичных консультаций, при определении стоимости разработки проектной документации и изготовления материалов инженерных изысканий помимо указанных нормативов используется значительное количество документов, отсутствующих в федеральном реестре сметных нормативов, в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих тарифы, расценки и индексы, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование в сферах управления имуществом, оценочной деятельности, природопользования и охраны окружающей среды, охраны культурного наследия, транспортной безопасности и иных сферах, а также документов тарифного регулирования, утверждаемых на региональном уровне.
Учитывая изложенное, пункт 51 Положения в редакции Изменений требует соответствующей доработки в указанной части.
3. Согласно имеющейся в распоряжении Минэкономразвития России информации письмом НОПРИЗ от 4 апреля 2017 г. N 1-ОГВ/02-218М7-0-0 в адрес Минстроя России направлялись замечания и предложения в отношении проекта акта.
Вместе с тем при рассмотрении представленной редакции проекта акта и прилагаемых к нему материалов выявлено, что указанные предложения и замечания разработчиком не учтены в полном объеме. Остается неясным, рассмотрены ли разработчиком указанные замечания, и каковы причины, не позволившие их учесть при доработке проекта акта.
Учитывая, что указанные предложения и замечания были направлены разработчику в рамках проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, считаем целесообразным доработать сводку предложений в части включения в нее замечаний и предложений НОПРИЗ с указанием сведений об их учете или причинах отклонения.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, и информации, представленной участниками публичных консультаций, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Решение проблемы предложенным способом регулирования обосновано.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
|
Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" |
Сводная таблица требующих рассмотрения разработчиком в целях учета при доработке законопроекта замечаний и предложений, поступивших в ходе проведения публичных консультаций
NN пп |
Проектируемое нормативное требование в редакции законопроекта |
Замечания и предложения |
1. |
В целом по проекту акта |
Представляется невозможным решить заявленную проблему, заменяя одну ничем не обоснованную норму на другую также ничем не обоснованную норму. Остается непонятным, чего хочет добиться разработчик проекта, снижения стоимость или оптимизации затрат на экспертизу проектной документации. Это принципиально разные подходы. Оба подхода, и существующий, и предлагаемый, никак не обоснованы. Обосновать - это определить реальную себестоимость затрат на проведение экспертизы, а затем добавить норму прибыли. При этом не имеет значения будет стоимость выше или ниже текущего уровня. Единообразие не может быть самоцелью. Разные задачи должны решаться разными средствами. Принцип, согласно которому некорректно, но единообразно, не может свидетельствовать об обоснованности и (или) оптимизации. Фактически об оптимизации в проекте акта речь не идет. Во-первых, проект акта касается не экспертизы проектной документации вообще, а только экспертизы в жилищном строительстве. Во-вторых, экспертиза проектной документации для жилищного строительства осуществляется преимущественно коммерческими экспертными организациями. Цены по таким договорам устанавливаются по договоренности сторон на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272. В составе себестоимости строительства затраты на экспертизу проектной документации не превышают 2%. Снижение этих затрат не повлияет существенным образом на себестоимость строительства. При этом предлагаемое регулирование несет риски монополизации экспертизы проектной документациями территориальными органами ФАУ "Главгосэкспертиза". За счет снижения цен в государственных экспертных учреждениях, коммерческие экспертные организации будут вынуждены также снижать цены. В период существенного сокращения объемов жилищного строительства это может привести к банкротству многих коммерческих экспертных организаций. Еще два-три года назад небольшие экспертные организации занимались преимущественно экспертизой проектной документации. После существенного сокращения объемов работ по экспертизе ПД, организации переориентировались и включили в число основных видов работ судебную экспертизу, конфликтную (внесудебную) экспертизу, и т.п. Расширив сферу деятельности, организации, все равно, не смогли сохранить уровень своих доходов. В рассматриваемом проекте акта содержаться положения, способствующие монополизации рынка экспертизы проектной документации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.