Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(подготовлен Роспотребнадзором 01.09.2017 г.)
Настоящий законопроект разработан в целях реализации подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 года N Пр-1004ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2017 года и направлен на устранение правовой неопределенности в части соотношения положений статьи 44 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) с нормами Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Так, согласно статье 44 Закона N 2300-1 органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по вопросам защиты прав потребителей (при этом определено, что прием жалоб потребителей может осуществляться через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг), обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Однако, несмотря на то, что названные правомочия органов местного самоуправления закреплены за ними на уровне акта федерального законодательства, вопрос о возможности их практической реализации на муниципальном уровне на протяжении многих лет носит неопределенный характер, поскольку положениями части 2 статьи 14.1 Закона N 131-ФЗ (для органов местного самоуправления городского, сельского поселения), части 2 статьи 15.1 Закона N 131-ФЗ (для органов местного самоуправления муниципального района), части 2 статьи 16.1 Закона N 131-ФЗ (для органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района) установлено общее правило, согласно которому все вышеперечисленные органы местного самоуправления вправе участвовать в решении вопросов, предусмотренных федеральными законами, только если эти вопросы прямо указаны соответственно в части 1 статьи 14.1, части 1 статьи 15.1, частях 1 и 1.1 статьи 16.1 Закона N 131-ФЗ, к числу которых вопросы защиты прав потребителей не отнесены.
Между тем, по данным, приведенным в государственном докладе "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году"*(1), в 2016 году в органы местного самоуправления поступило 426 600 обращений по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, что на 6 600 обращений больше, чем в предыдущем 2015 году.
С целью содействия в защите нарушенных потребительских прав граждан органами местного самоуправления в 2016 году в порядке досудебного урегулирования спора оказана помощь потребителям в составлении 48 669 претензий (в 2015 году - 57 945), а также подготовлено 6 752 проекта исковых заявлений (2015 году - 7 522).
Также снизились в 2016 году и показатели собственного участия органов местного самоуправления в судебной защите потребителей - если в 2015 году ими было подано 5 500 исковых заявлений, то в 2016 году - только 2 049.
Все это объясняется неоднозначностью законодательного регулирования вопросов исполнения органами местного самоуправления полномочий в области защиты прав потребителей.
В этой связи принятие законопроекта фактически позволит уточнить в рамках Закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и за счет появления большей мотивированности в реализации функций, закрепленных статьей 44 Закона N 2300-1, системно и гармонично обеспечивать защиту прав потребителей на местном уровне.
-------------------------------------------
*(1) http://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID= 8395.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.