Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения"
(подготовлен Минтрудом России 11.09.2017 г.)
В соответствии со статьей 133 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины трудоспособного населения. Введение данной нормы Кодекса отложено статьей 421, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного частью первой статьи 133, устанавливаются федеральным законом.
С 1 июля 2017 года Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) МРОТ установлен в сумме 7800 рублей в месяц.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" (далее - законопроект) предусматривается установление МРОТ:
с 1 января 2018 года в сумме 9489 рублей в месяц (85% от прогнозируемой величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года);
начиная с 2019 года МРОТ устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года в следующем порядке. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. После этого МРОТ устанавливается федеральным законом.
Статьей 1 законопроекта предусматривается защитная норма о том, что если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал года, предшествующего предыдущему году, МРОТ не уменьшается.
Принятие законопроекта и повышение МРОТ не окажет практического влияния на уровень занятости.
Следует отметить, что статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" предусматривается применение МРОТ для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение МРОТ для других целей не допускается. В тоже время, в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации присутствуют нормы по применению МРОТ для реализации публично-правовых обязательств.
При принятии законопроекта предлагается устранить указанную коллизию, предусмотрев, что с 2018 года порядок и размеры выплаты соответствующих компенсаций по публично-правовым обязательствам устанавливаются Правительством Российский Федерации. В связи с этим законопроектом вносятся необходимые изменения в указанные кодексы.
Законопроектом предложено внести изменения в порядок установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, а также продлить действующую потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, в связи с необходимостью доведения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения.
Законопроектом предложено исключить как утративший актуальность абзац третий статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", предусматривающий, что если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, то используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации. В настоящее время величины прожиточных минимумов для основных социально-демографических групп населения установлены во всех субъектах Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в целом по Российской Федерации" потребительская корзина в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет. Поэтому, с 1 января 2018 года должна быть введена новая потребительская корзина в связи с истечением пятилетнего срока действия потребительской корзины в целом по Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ. В связи с изложенным предлагается продлить срок действующей потребительской корзины в целом по Российской Федерации, установив ее на 2018 - 2020 годы в составе и объемах, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 134-Ф3 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
При этом установление величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации будет осуществляться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В связи с этим предусматривается внести соответствующие изменения в пункт 2 статьи 4 и в статью 7 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2018 года.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.