Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
(подготовлен Минпромторгом России 14.09.2017 г.)
В условиях сокращения государственных закупок в рамках государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) в настоящее время возникла необходимость своевременной диверсификации деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК). В структуру оборонно-промышленного комплекса входят свыше 1300 предприятий, где занято более 2 млн. человек. Объемы государственных закупок в рамках ГОЗ уже в ближайшей перспективе будут существенно снижены.
Для ряда предприятий ОПК и страны в целом это вызовет серьезные сложности от снижения рентабельности производства до сокращения его объемов либо полной остановки.
Для устойчивого и долговременного развития оборонно-промышленного комплекса, необходим комплекс мер, направленный на уменьшение конъюнктурной зависимости от ГОЗ.
В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президентом Российский Федерации в декабре 2016 г. поставлена задача довести к 2025 г. долю гражданской продукции до 30% от общего объема производства оборонно-промышленного комплекса, а к 2030-му - до 50%.
В настоящее время доля гражданской продукции в выпуске организаций ОПК составляет 17%.
Из 1354 организаций ОПК, около 1000 организаций является производственными предприятиями, из которых более 80% относятся к отраслям промышленности, перспективным для развития производства гражданской продукции (авиастроение, радиоэлектроника и средства связи, судостроение и др.).
Государственные программы вооружения позволили осуществить масштабную модернизацию ОПК: за период 2012-2017 годы организации ОПК закупили более 80 тысяч единиц нового оборудования. Значительные средства, выделенные на переоснащение оборонных предприятий, должны способствовать и наращиванию производства гражданской высокотехнологичной продукции.
За последние два десятилетия многие крупные поставщики военной продукции заметно диверсифицировали свое производство (АО "НПК "Уралвагонзавод", ПАО "ОАК", АО "ОДК" и другие). Однако, деятельность большинства организаций ОПК характеризуются отсутствием желания работать в гражданских отраслях в условиях агрессивной конкуренции.
Постановка на федеральном уровне задачи по доведению к 2025 г. доли гражданской продукции в общем объеме производства ОПК до 30%, а к 2030 до 50% обуславливает необходимость создания дополнительных инструментов стимулирования выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями ОПК.
Предлагаемый законопроектом механизм предоставления преимуществ организациям оборонно-промышленного комплекса в рамках осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг " и Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" позволит создать благоприятные условия для вывода на рынок и увеличения объёма поставок высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.