Доработанный текст проекта Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасной эксплуатации промысловых трубопроводов"
(подготовлен Ростехнадзором от 15.06.2017)
Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от "___"___________ 2017 г. N ________
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности
"Правила безопасной эксплуатации промысловых трубопроводов"
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасной эксплуатации промысловых трубопроводов" (далее - Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов и случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах (далее - ОПО) при эксплуатации промысловых трубопроводов нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений, включая трубопроводы системы поддержания пластового давления (далее - ППД).
2. Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 49, ст. 7015, 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874) (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
3. Правила предназначены для применения при:
эксплуатации, проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, ремонте, консервации и ликвидации промысловых трубопроводов;
изготовлении, монтаже, пуско-наладочных работах, обслуживании, техническом диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на ПТ.
4. Пожарная безопасность при эксплуатации промысловых трубопроводов обеспечивается в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 29, ст. 4360; 2016, N 27, ст. 4234).
5. Промысловый трубопровод (далее - ПТ) - линейный объект (сооружение) с комплексом технических устройств на нем для транспортирования газообразных и жидких сред (далее - транспортируемых сред) под действием напора (разности давлений) от скважин до площадок отдельных промысловых сооружений (включая площадки, расположенные на разных промыслах), а также к объектам магистрального транспортирования нефти и газа.
Границей промыслового трубопровода является запорная арматура, установленная на входе (трубопровода) на технологическую площадку (дожимная насосная станция, компрессорная станция, центральный пункт сбора, приемо-сдаточный пункт, установка подготовки нефти и другие) или на выходе с технологической площадки, если иное не предусмотрено внутренними документами эксплуатирующей организации или утвержденными схемами разграничения зон ответственности.
6. К ПТ относятся:
а) для нефтяных и газонефтяных месторождений:
выкидные трубопроводы от нефтяных скважин для транспортирования продуктов скважин до замерных установок, в том числе расположенные на кустовых площадках скважин;
нефтегазосборные трубопроводы для транспортирования продукции нефтяных скважин от замерных установок до узлов дополнительных работ дожимных насосных станций и установок предварительного сброса воды (нефтегазопроводы);
газопроводы для транспортирования нефтяного газа от территорий площадок, где находятся установки сепарации нефти, до установок подготовки газа, установок предварительной подготовки или до потребителей;
нефтепроводы для транспортирования газонасыщенной или разгазированной обводненной или безводной нефти от пункта сбора нефти и дожимной насосной станции до центрального пункта сбора;
газопроводы для транспортирования газа к эксплуатационным скважинам при газлифтном способе добычи;
газопроводы для подачи газа в продуктивные пласты с целью увеличения нефтеотдачи;
трубопроводы систем заводнения нефтяных пластов и систем захоронения пластовых и сточных вод в глубокие поглощающие горизонты, в том числе расположенные на кустовых площадках скважин;
нефтепроводы для транспортирования товарной нефти от центрального пункта сбора до сооружения магистрального транспорта;
газопроводы для транспортирования газа от центрального пункта сбора до сооружения магистрального транспорта газа;
ингибиторопроводы для подачи ингибиторов к скважинам или другим объектам обустройства нефтяных и газонефтяных месторождений;
деэмульгаторопроводы для подачи деэмульгатора к объектам дожимных насосных станций и установок предварительного сброса воды.
б) Для подземных хранилищ газа: трубопроводы между площадками отдельных объектов подземных хранилищ газа.
в) для газовых, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений:
газопроводы-шлейфы от одиночных скважин или от каждой скважины куста до входного крана на площадке промысла или сборного пункта (до зданий переключающей арматуры или установок подготовки шлама);
газосборные коллекторы от обвязки газовых скважин;
трубопроводы стабильного и нестабильного газового конденсата;
трубопроводы для подачи очищенного газа и ингибитора в скважины и на другие объекты обустройства месторождений;
трубопроводы сточных вод давлением более 10 МПа для подачи воды в скважины для закачки в поглощающие пласты, в том числе расположенные на кустовых площадках скважин;
метанолопроводы.
Настоящие Правила не распространяется на:
трубопроводы для магистрального транспорта;
морские трубопроводы;
трубопроводы для транспортирования продуктов с температурой выше 100°С;
водоводы поддержания пластового давления для транспорта пресной, пластовой и подтоварной воды на кустовую насосную станцию;
газопроводы сетей газораспределения и газопотребления;
технологические внутриплощадочные трубопроводы, в том числе ингибиторопроводы, метанолопроводы, деэмульгаторопроводы от блоков подачи химреагентов;
задавочные линии и линии сброса на факел.
II. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
7. Разработка технологического процесса транспортирования сред (далее - технологические процессы), применение технологического оборудования, выбор типа запорной арматуры и мест ее установки, средств контроля и противоаварийной защиты должны быть обоснованы с учетом результатов анализа риска в проектной документации или документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт и консервацию (далее - документация), разработанной в порядке, установленном Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", с учетом законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Технические устройства применяют на ПТ при наличии технической документации изготовителя, а также при их соответствии требованиям настоящих Правил и действующих в Российской Федерации технических регламентов.
8. Выбор трассы и размещение объектов ПТ следует проводить на основе результатов количественного анализа риска аварий с учетом природно-климатических особенностей территории, минимизации количества подводных переходов, распределения близлежащих мест заселения, гидрогеологических свойств грунтов, наличия близко расположенных производственных объектов, а также с учетом транспортных путей и коммуникаций, которые оказывают негативное влияние на безопасность ПТ.
9. Территория размещения ПТ должна обеспечивать возможность проведения строительно-монтажных работ с использованием грузоподъемной и специальной техники, а также возможность размещения мест складирования оборудования и строительных материалов, а также должна обеспечивать возможность их обслуживание и проведение ремонтных работ.
10. Объекты ПТ следует размещать на безопасных расстояниях до других промышленных и сельскохозяйственных объектов, отдельных зданий и сооружений, жилых, общественно-деловых зон и зон рекреационного назначения.
11. При отсутствии установленных требований по безопасным расстояниям или невозможности их соблюдения эти требования должны быть определены в обосновании безопасности опасного производственного объекта, содержащем анализ риска.
12. Обоснование безопасности ПТ в части анализа риска следует разрабатывать с учетом:
- особенности течения многофазного потока продукции скважин, нестабильного конденсата по ПТ;
- возможности при аварийном отсечении разделения жидкой и газовой фаз со скоплением газовой фазы в локальных максимумах профиля трассы ПТ, а жидкой - в локальных минимумах;
- разветвленности системы ПТ, особенности течения в сборном коллекторе.
При оценке последствий аварий и расчетах показателей риска следует использовать нормативные документы в области промышленной безопасности.
13. Объекты ПТ следует размещать с учетом опасности распространения транспортируемой среды при возможных авариях по рельефу местности и преобладающего направления ветра (по годовой розе ветров) относительно рядом расположенных населенных пунктов, объектов и мест массового скопления людей.
III. ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
14. Проектной документацией (документацией) в технологических процессах и при выборе технических устройств объектов ПТ следует учитывать все виды нагрузок и воздействий, возникающих на этапах строительства, эксплуатации, реконструкции, при техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации, ликвидации ПТ, а также неблагоприятные варианты их сочетания, которые влияют на надежность и безопасность ПТ. С учетом данных факторов в проектной документации следует указывать нормативный срок службы ПТ.
15. При выполнении расчетов на прочность, деформацию и устойчивость ПТ и опорных конструкций (фундаментов, опор, оснований) необходимо рассмотреть влияние на нагрузки переходных процессов (нестационарных режимов) при транспортировании сред, а также возможное изменение свойств грунта в процессе эксплуатации ПТ.
16. В составе ПТ должны быть определены опасные участки (участки, расположенные вблизи населенных пунктов; переходы через естественные и искусственные преграды; участки, проходящие в особых природных условиях и по землям особо охраняемых природных территорий; участки высокой и повышенной коррозионной опасности), по которым проектной документацией (документацией) должны быть предусмотрены дополнительные меры, направленные на снижение риска аварий.
17. Технические решения, принимаемые при разработке проектной документации (документации) ПТ, должны обеспечивать безопасность технологических процессов.
18. Независимо от способа прокладки (подземный, наземный, надземный) должна быть обеспечена надежная и безопасная эксплуатация ПТ с учетом рельефа, грунтовых и природно-климатических условий.
19. Для опасных участков ПТ проектной документацией (документацией) должны быть предусмотрены специальные меры безопасности, снижающие риск аварии, инцидента, основные из которых:
увеличение толщины стенки ПТ;
увеличение глубины залегания ПТ;
повышение требований к качеству металла труб и монтажных сварных швов;
повышение требований к категории защитного покрытия и режимам средств электрохимической защиты (далее - ЭХЗ), обустройство систем коррозионного мониторинга;
применение защитного кожуха (футляра), обетонирования, защитных плит;
установка дополнительной запорной арматуры;
оснащение системой обнаружения утечек;
прокладка в тоннеле;
обустройство дополнительных обвалований и защитных стенок;
укрепление грунта (берегов);
устройство отводящих систем (каналов, канав);
оснащение камерами пуска/приема средств очистки и диагностики (далее - СОД);
ингибирование;
устройством дополнительных (резервных) ниток;
проведение предпусковой внутритрубной и/или приборной предпусковой диагностики.
Выбор специальных мер безопасности устанавливаются проектной документацией (документацией).
20. Техническими решениями должна быть обеспечена компенсация перемещений ПТ от изменения температуры, воздействия внутреннего давления.
21. Применяемые средства защиты от возможных видов коррозии должны обеспечивать безаварийное (по причине коррозии) функционирование ПТ в соответствии с условиями и сроком эксплуатации, установленными проектной документацией (документацией).
Способы и средства противокоррозионной защиты должны быть установлены проектной документацией (документацией), обеспечивающей защиту от внешней (атмосферной) и подземной коррозии, коррозии блуждающими и индуцированными токами, внутренней коррозии (ингибиторная защита, внутренние защитные покрытия, коррозионностойкие стали).
22. Технологические процессы очистки полости ПТ, диагностических работ должны обеспечивать безопасную эксплуатацию ПТ.
23. Места установки и тип запорной арматуры устанавливается проектной документацией (документацией).
24. При транспортировании высоковязких сред проектной документацией (документацией) должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие стабильный режим транспортирования сред в условиях эксплуатации (тепловая изоляция ПТ, система подогрева, применение химических реагентов).
25. Проектной документацией (документацией) должны быть определены требования к ПТ, арматуре, соединительным деталям по величине давлений и продолжительности испытаний на прочность и герметичность.
26. На подводных переходах через водные преграды проектной документацией (документацией) должно быть предусмотрено применение технических средств, препятствующих всплытию ПТ. Балластировка подводных трубопроводов осуществляется одиночными (чугунными, железобетонными) грузами, устанавливаемыми на трубу непосредственно на строительной площадке, или обетонированием труб, выполняемым путем нанесения на них монолитного или армированного бетонного покрытия (в заводских или базовых условиях), или установкой сплошного покрытия из сборных железобетонных утяжелителей или закреплением ПТ с помощью анкеров.
27. Меры против всплытия, включая применение соответствующих технических устройств, следует разрабатывать в проектной документации/документации также при прокладке подземных ПТ на участках с высоким уровнем грунтовых вод и долгосрочным подтоплением паводковыми водами.
Проектной документацией (документацией) для газопроводов должны быть предусмотрены устройства безопасного сброса газа (продувочные свечи), отделяемые запорной арматурой, той же категории и на то же рабочее давление, что и основной газопровод.
28. В проектной документации (документации) на ПТ должна предусматриваться возможность очистки полости ПТ после строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта и удаления (безопасной утилизации) технической жидкости после проведения гидроиспытаний.
29. Проектной документацией (документацией) на ПТ должны быть предусмотрены безопасное обслуживание и ремонт объектов ПТ.
30. Запрещается применение резьбовых соединений на ПТ за исключением технических устройств, входящих в состав ПТ (разделители сред, приборы КИПиА, автоматики и другие).
31. Проектной документацией (документацией) может предусматриваться применение нестальных труб и соединений, отличных от сварных.
IV. ТРЕБОВАНИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОМ ПЕРЕВООРУЖЕНИИ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ
32. Для обеспечения качества конструкций, изделий, материалов на всех этапах выполнения работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту ПТ должен быть организован входной контроль материалов и оборудования, а также контроль качества выполнения работ и всех технологических операций.
Результаты контроля должны быть документированы.
33. При обнаружении отступлений от требований проектной документации (документации), выявлении фактов использования материалов, не предусмотренных проектной документацией (документацией), нарушений порядка и качества выполнения работ строительно-монтажные работы должны быть приостановлены, а обнаруженные дефекты устранены.
34. Для выполнения сварочно-монтажных работ на ПТ следует привлекать организации, имеющие право (аттестованные) выполнения таких работ. Технология проведения сварочных работ, сварочные материалы и оборудование, предназначенные для использования при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте ПТ, должны быть согласованы с заказчиком и аттестованы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
35. Сварные соединения, выполненные в процессе ведения работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту ПТ, подлежат контролю качества методами неразрушающего контроля. Объем и методы контроля сварных соединений должны быть определены проектной документацией (документацией). Также в проектной документации дополнительно к визуально-измерительному контролю (далее - ВИК) должны быть указаны требования по 100% контролю качества монтажных сварных соединений методами неразрушающего контроля для подводных переходов (а также любых других опасных участков)
36. Необходимость, сроки и методы проведения работ по реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту ПТ определяют исходя из условий обеспечения безопасной эксплуатации ПТ и требований промышленной безопасности.
37. Решение о сроках, способах и объемах проведения работ по реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту ПТ принимают с учетом анализа результатов ревизии и срока службы ПТ.
38. Производство работ по реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту следует начинать после выполнения подготовительных мероприятий, приемки объектов исполнителем работ и письменного разрешения руководства эксплуатирующей организации на производство работ.
39. Перед началом выполнения работ по реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту ПТ производители работ должны поставить в известность о начале и сроках проведения работ организации (собственников), эксплуатирующие сооружения, проходящие в одном техническом коридоре с ПТ, а также органы местного самоуправления, если указанные работы проводятся на территории или в непосредственной близости населенных пунктов.
40. Объекты ПТ по завершению реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта в случае замены участков ПТ должны быть испытаны на прочность и герметичность в соответствии с требованиями проектной документации (документации). В случае проведения ремонтных работ, не связанных с заменой участков ПТ, необходимость проведения испытаний на прочность и проверка на герметичность определяется документацией на проведение данных работ.
41. При гидравлических испытаниях на прочность и проверке на герметичность применяют испытательные среды (вода и другие негорючие жидкости), а при пневматических испытаниях - газообразные среды (воздух, инертный газ).
Применение газообразных рабочих сред должно быть обосновано в проектной документации (документации) на проведение испытаний.
42. При отрицательных температурах окружающей среды или невозможности обеспечить необходимое количество испытательной среды для проведения гидравлических испытаний допускается проведение испытаний ПТ на прочность и герметичность газообразными средами, давлением, не превышающим 11 МПа. Метод проведения испытания должен быть обоснован проектной документацией (документацией).
43. По завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта, испытания на прочность и проверки на герметичность ПТ осуществляют комплексное опробование. Заполнение ПТ транспортируемой средой и его работу после заполнения в течение 72 часов считают комплексным опробованием ПТ. Заполнение и комплексное опробование проводят в соответствии с планом мероприятий, установленным проектной документацией/документацией.
44. Эксплуатирующая организация, до начала проведения пусконаладочных работ и работ по комплексному опробованию, должна быть укомплектована аттестованными работниками соответствующей квалификации в соответствии со штатным расписанием.
45. К началу ввода в эксплуатацию ПТ рабочие места должны быть укомплектованы необходимой документацией, запасами материалов, запасными частями, инвентарем, средствами индивидуальной и коллективной защиты.
V. ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ВВОДЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
46. Ввод в эксплуатацию ПТ после строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
47. Ввод в эксплуатацию вновь построенных ПТ, а также замененных при реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте участков ПТ должен проводиться в комплексе с сооружениями и техническими устройствами, предусмотренными проектной документацией (документацией).
48. Вновь построенный ПТ или замененные участки принимаются в эксплуатацию после оформления исполнителем работ документов, удостоверяющих соответствие выполнения строительно-монтажных работ проектной документации (документации), а также после выполнения комплекса работ по испытанию, наладке, опробованию отдельных узлов и объектов или сооружений линейной части, систем связи, очистки полости ПТ, проведения гидравлических или пневматических испытаний на прочность и проверки на герметичность (опрессовки), удаления при необходимости из ПТ испытательной среды.
49. При сдаче-приемке вновь построенного ПТ, а также замененного при реконструкции, техническом перевооружении или капитальном ремонте участка ПТ исполнитель работ представляет заказчику исполнительно-техническую документацию.
50. При вводе в эксплуатацию вновь построенного ПТ, трасса которого проходит в одном техническом коридоре с другими коммуникациями, эксплуатирующая организация должна составить с владельцами других коммуникаций и сооружений технического коридора договор или положение (инструкцию) об условиях совместной эксплуатации линейных сооружений и порядок действий сторон при авариях и чрезвычайных ситуациях.
VI. ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Паспорт и технологический регламент на эксплуатацию ПТ
51. На ПТ по окончании строительства должен быть оформлен паспорт на бумажном носителе или в электронном виде. Возможность ведения паспортов в электронном виде устанавливается внутренними документами эксплуатирующей организации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Минимальный состав содержания информации в паспорте ПТ приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам.
52. Паспорт заполняется лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию ПТ.
53. Приказом эксплуатирующей организации назначается лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию ПТ.
54. Технологический регламент (далее - ТР) распространяется на разработку мероприятий и выполнение работ, направленных на безопасную эксплуатацию ПТ.
55. ТР на стадии проектирования и строительства, а также реконструкции разрабатывается проектной организацией. ТР на ПТ, находящийся в эксплуатации, может разрабатываться эксплуатирующей организацией.
56. ТР является основным технологическим документом и определяет технологию ведения процесса или отдельных его стадий (операций), режимы, безопасные условия работы в соответствии с действующими нормативными техническими документами.
57. ТР должен обеспечивать безопасные условия работы, эксплуатацию технических устройств в паспортном режиме, экономичное ведение процесса.
58. Ответственным за соблюдение требований ТР является технический руководитель эксплуатирующей организации.
59. ТР разрабатывается на каждый технологический процесс. Допускается разрабатывать технологический регламент на ОПО в целом.
60. Разработанный ТР подлежит согласованию с техническими службами эксплуатирующей организации и утверждается ее техническим руководителем.
61. ТР разрабатывается на срок, равный 5 годам.
62. При наличии изменений и дополнений, внесение которых не изменяет параметров технологического процесса, в том числе изменение объема транспортирования среды без превышения максимального рабочего давления и температуры, установленных проектной документацией (документацией), и последовательности выполнения операций, или при их отсутствии срок действия ТР продлевается еще на пять лет, но не более одного раза.
63. По истечении двух пятилетних сроков ТР подлежит обязательному пересмотру. Согласование пересмотренного ТР проводится в соответствующих технических службах и утверждается техническим руководителем эксплуатирующей организации.
64. ТР пересматривается досрочно в случае:
наличия изменений технологических процессов;
аварий и инцидентов, происшедших по причине недостаточного отражения в ТР безопасных условий эксплуатации.
Техническое обслуживание ПТ
65. Техническое обслуживание ПТ включает:
осмотр трассы ПТ (наблюдение за состоянием трассы ПТ, элементов трубопроводов и их деталей, находящихся на поверхности земли), в том числе при помощи беспилотных летательных аппаратов, с целью своевременного обнаружения опасных ситуаций, угрожающих целостности и безопасности ПТ и безопасности окружающей среды;
обслуживание технических устройств и средств ЭХЗ ПТ;
ревизию ПТ;
обследование переходов через естественные и искусственные преграды.
66. Периодичность и объемы работ по техническому обслуживанию линейных участков ПТ, а также технических устройств, входящих в состав ПТ, устанавливаются эксплуатирующей организацией с учетом требования руководств по эксплуатации заводов-изготовителей. Работы проводятся в сроки, установленные ежегодными графиками, утвержденными техническим руководителем эксплуатирующей организации.
Осмотр трассы ПТ
67. Осмотр трассы ПТ должен выполняться с целью контроля состояния охранной зоны, исправности оборудования, технических устройств и прилегающей территории, выявления факторов, которые создают угрозу безопасности и надежности эксплуатации ПТ.
68. Периодичность осмотра трассы должна определяться эксплуатирующей организацией, с увеличением частоты осмотра в паводковый период.
69. Осмотр трассы ПТ осуществляется одним из четырех способов:
воздушный осмотр;
наземный осмотр на транспортных средствах (включая плавсредства при патрулировании подводных и надводных переходов);
наземный осмотр, выполняемый пешим порядком;
постоянный видеоконтроль.
70. При осмотре трассы ПТ особое внимание должно быть уделено:
наличию признаков утечек;
показанию приборов, по которым осуществляется контроль давления в ПТ и сравнение показаний с параметрами, установленными технологическим регламентом ПТ;
состоянию сварных и фланцевых соединений, запорной арматуры;
выявлению оголений ПТ;
состоянию переходов через естественные и искусственные преграды;
состоянию берегоукреплений, образованию промоин и размывов;
состоянию вдольтрассовых сооружений (линейных колодцев, защитных противопожарных и противокоррозионных сооружений, вдольтрассовых дорог, указательных знаков);
строительным и земляным работам, в том числе проводимым сторонними организациями;
наличию несанкционированных врезок;
появлению неузаконенных переездов трассы ПТ;
состоянию защитных кожухов ПТ, а также состоянию изоляции на открытых (видимых) участках ПТ.
71. При наружном осмотре балочных, подвесных и арочных надземных и надводных переходов необходимо вести визуальный контроль за общим состоянием данных переходов, береговых и промежуточных опор, их осадкой, состоянием мачт, тросов, вантов, берегов в полосе надводных переходов, берегоукрепительных сооружений, водоотводных канав, мест выхода ПТ из земли, креплений ПТ в опорах земляных насыпей.
72. Проезды, подъездные пути, переезды через ПТ, вдольтрассовые дороги для обслуживания ПТ должны содержаться в исправном состоянии.
73. Лица, выполняющие осмотр, должны немедленно сообщать ответственному должностному лицу о замеченных утечках, несанкционированных врезках, неисправностях и повреждениях сооружений по трассе, угрожающих нормальной работе ПТ или безопасности людей и находящихся вблизи предприятий, населенных пунктов, окружающей среде.
74. При осуществлении воздушного осмотра данные об угрожающей ПТ деятельности или производстве строительных работ в непосредственной близости от ПТ должны быть уточнены на земле.
75. Результаты осмотра должны заноситься в журнал осмотра лицом, осуществлявшим осмотр.
76. Внеочередные осмотры проводятся после стихийных бедствий, аномальных паводков, в случае визуального обнаружения утечки нефти, газа и воды, обнаружения падения давления в ПТ по показаниям контрольных приборов, снижения объемов транспортируемой среды, либо изменения схемы транспортировки.
77. По результатам осмотра несоответствия должны быть устранены на месте. В случае невозможности устранения несоответствий разрабатываются мероприятия по их устранению.
78. При обнаружении на месте производства работ подземных коммуникаций и сооружений, не указанных в проектной документации (документации), работы должны быть немедленно остановлены, приняты меры по обеспечению сохранности этих коммуникаций и сооружений, установлению их принадлежности и вызова представителя эксплуатирующей организации.
79. В случае повреждения ПТ или обнаружения утечки продукции в процессе выполнения работ сторонней организацией, персонал и технические средства должны быть немедленно отведены за пределы опасной зоны, а предприятие, эксплуатирующее ПТ, извещено о происшествии.
80. До прибытия аварийно-восстановительной бригады руководитель работ должен принять меры, предупреждающие доступ в опасную зону посторонних лиц и транспортных средств.
81. Производственный персонал, выполняющий осмотр или обслуживание инженерных коммуникаций и объектов, находящихся в районе прохождения ПТ, а также граждане, обнаружившие повреждение ПТ или выход (утечку) транспортируемой среды, обязаны немедленно сообщить об этом диспетчерской или аварийной службе предприятия, эксплуатирующего данный участок ПТ.
82. При обнаружении повреждения ПТ или утечки продукции, угрожающих объектам, зданиям и сооружениям, эксплуатируемым предприятиями других ведомств, и окружающей среде, информация о возможном развитии опасных факторов должна быть передана диспетчерской службой предприятия, эксплуатирующего ПТ, предприятиям-владельцам этих объектов, а также соответствующим органам власти и управления.
83. По всей трассе должна поддерживаться проектная глубина заложения ПТ, при возникновении оголения, провисания, размыва участков ПТ они должны быть отремонтированы в соответствии с требованиями проектной документации (документации).
Фактическая глубина заложения ПТ должна контролироваться периодически, совместно с проведением ревизии ПТ.
84. Все участки ПТ должны быть доступны для выполнения профилактических, ремонтных и аварийных работ. Способ доступа определяется проектной документацией (документацией), либо технологическим регламентом, а также планом мероприятий по локализации и ликвидации аварий.
Обслуживание технических устройств ПТ
85. На всей запорной арматуре трубопроводов, в том числе имеющей редуктор или запорный орган со скрытым движением штока, должны быть указатели, показывающие направление их вращения: "Открыто", "Закрыто". Вся запорная арматура должна быть пронумерована согласно схеме промыслового трубопровода.
86. Площадки запорной арматуры и колодцев внутри ограждений должны быть спланированы, защищены от затопления поверхностными и грунтовыми водами в соответствии с проектной документацией (документацией).
87. К узлам управления запорной арматуры должен быть обеспечен беспрепятственный доступ обслуживающего персонала. Площадки обслуживания должны содержаться в чистоте и исправном состоянии.
Открывать и закрывать запорную арматуру разрешается по распоряжению ответственного лица с фиксацией в журнале осмотров или вахтенном журнале.
88. Операции по управлению запорной арматурой и ее техническому обслуживанию должны проводиться в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей.
89. Поддержание технических устройств и оборудования в исправном состоянии должно проводиться в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей.
90. Техническое обслуживание системы электрообогрева должно проводиться перед сезонным включением.
Обслуживание средств ЭХЗ
91. Техническое обслуживание средств электрохимической защиты ПТ должно включать периодический технический осмотр элементов защиты и проверку режима ее работы в соответствии с графиками, утверждаемыми техническим руководителем эксплуатирующей организации.
92. Техническое обслуживание установок ЭХЗ включает в себя, если иное не установлено проектной документацией (документацией) и технической документации:
проверку состояния контура защитного заземления (повторного заземления нулевого провода) и питающих линий. Внешним осмотром проверяется надежность видимого контакта проводника заземления с корпусом электрозащитной установки, отсутствие обрыва питающих проводов на опоре воздушной линии и надежность контакта нулевого провода с корпусом электрозащитной установки;
осмотр состояния всех элементов оборудования катодной защиты с целью установления исправности предохранителей, надежности контактов, отсутствия следов перегревов и подгаров;
очистку оборудования и контактных устройств от пыли, грязи, снега, проверку наличия и соответствия привязочных знаков, колодцев контактных устройств;
измерение напряжения, величины тока на выходе преобразователя, потенциала на защищаемом ПТ в точке подключения при включенной и отключенной установке электрохимической защиты. В случае несоответствия параметров электрозащитной установки данным пуско-наладочных работ следует произвести регулировку ее режима работы;
устранение обрывов дренажных линий.
измерение потенциала протектора относительно земли при отключенном протекторе;
измерение потенциала "ПТ-земля" при включенном и отключенном протекторе;
измерение величины тока в цепи "протектор - защищаемое сооружение".
состояние регулируемых и нерегулируемых перемычек проверяют измерением разности потенциалов "сооружение-земля" в местах подключения перемычки (или в ближайших измерительных пунктах на подземных сооружениях), а также измерением величины и направления тока (на регулируемых и разъемных перемычках).
93. При проверке эффективности работы установок электрохимической защиты, кроме работ, выполняемых при техническом осмотре, производится измерение потенциалов на защищаемом ПТ в опорных точках (на границах зоны защиты) и в точках, расположенных по трассе ПТ, установленных в проектной и технологической документации.
94. Поляризационный защитный потенциал изолированного ПТ должен соответствовать требованиям, установленным проектной документацией (документацией).
95. Результаты контроля электрохимической защиты должны быть занесены в журнал контроля ЭХЗ, с указанием минимально допустимого потенциала.
Обозначение трассы ПТ на местности
96. Трасса ПТ на местности должна обозначаться щитовыми указателями, устанавливаемые на высоте 1,5 - 2 м от поверхности земли в пределах прямой видимости через 500 - 1000 м, а также на углах поворота и пересечениях с другими ПТ и коммуникациями. Щит-указатель устанавливается в 1 метре от оси подземного ПТ или на его оси.
97. На щите-указателе должны быть приведены следующие сведения:
назначение, наименование ПТ или входящего в его состав сооружения;
местоположение оси ПТ от основания знака;
привязка знака на трассе (км или пикет трассы (далее - ПК));
охранная зона ПТ,
телефоны организации, эксплуатирующей ПТ.
98. Трасса ПТ, в местах переходов через естественные и искусственные преграды, узлов запорной арматуры и на опасных участках, должна быть обозначена на местности постоянными опознавательно-предупредительными знаками.
99. Знаки на пересечениях автомобильных и железных дорог, правила их установки должны отвечать требованиям правил эксплуатации соответствующих путей сообщения и государственного стандарта на знаки.
Ревизия
100. Периодичность и объемы проведения ревизии ПТ устанавливаются документацией эксплуатирующей организацией в зависимости от скорости коррозионно-эрозионных процессов с учетом опыта эксплуатации аналогичных трубопроводов, результатов наружного осмотра, предыдущей ревизии и необходимости обеспечения безопасной и безаварийной эксплуатации в период между ревизиями, но не реже чем 1 раз в 8 лет.
101. Первую ревизию вновь введенных в эксплуатацию ПТ следует проводить не позже чем через один год после начала эксплуатации.
102. Эксплуатирующая организация обязана ежегодно формировать графики выполнения работ по ревизии ПТ.
103. При ревизии ПТ необходимо выполнить:
анализ соответствия проектной, исполнительной и эксплуатационной документации на ПТ;
визуальное обследование трассы ПТ, всех естественных и искусственных преград с привязкой к пикетам трассы;
определение глубины залегания ПТ;
определение мест проведения неразрушающего контроля (не менее 2-х участков на 1 км, для ПТ с протяженностью менее 500 метров, провести не менее 2-х шурфов на объект). Участки выбираются в наиболее опасных местах: оголениях, застойных зонах (тупиковых и временно не работающих участках), в местах, где изменяется направление потока (отводы, переходы, тройники, врезки), узлах запорной арматуры и так далее. При необходимости производится шурфование. Размеры шурфов должны обеспечивать полный доступ к ПТ по всей его поверхности, включая нижнюю образующую, на протяжении не менее 1м.;
привязку мест неразрушающего контроля к пикетам трассы. Для мониторинга изменения толщины стенки ПТ при следующих ревизиях использовать места с прежними координатами ПК;
определение технического состояния технических устройств;
определение диаметра трубопровода;
визуальный осмотр наружного защитного (антикоррозионного) покрытия. Определение наличия (отсутствия) наружных механических и коррозионных повреждений. Измерение геометрических параметров обнаруженных повреждений с помощью измерительных инструментов (линейка, шаблон сварщика);
ультразвуковую толщинометрию стенки ПТ или внутритрубную диагностику;
определение целостности защитного покрытия в местах контроля. Если ПТ имеет заводскую изоляцию, необходимо рассмотреть возможность контроля толщины стенки приборами позволяющими выполнять измерения через слой изоляции;
ультразвуковой (рентгенографический) контроль качества сварных соединений, при подозрении на дефекты сварного шва по результатам ВИК;
определение наличия или отсутствия блуждающих токов (при необходимости);
определение мест повреждений изоляции (при необходимости);
обследование участков пересечений ПТ с естественными и искусственными преградами в пределах охранной зоны, в том числе с магистральными нефтепроводами и газопроводами;
определение отбраковочной толщины стенки ПТ;
определение скорости коррозионно-эрозионного износа и расчет скорости коррозии.
104. При выявленном в результате ревизии неудовлетворительном состоянии участка ПТ необходимо принять меры по ремонту данного участка ПТ.
105. На основании данных, полученных при ревизии, составляется акт ревизии, в котором делается вывод о техническом состоянии ПТ. Акт ревизии прикладывается к паспорту ПТ с внесением записи в паспорт ПТ.
106. При обнаружении опасных дефектов на ПТ, которые приводят к разгерметизации ПТ, эксплуатирующая организация должна принять незамедлительные меры по их устранению.
107. Обнаруженные при ревизии дефекты устраняются в соответствии с мероприятиями, утверждаемыми техническим руководителем эксплуатирующей организации.
108. Ревизия ПТ выполняется специалистами эксплуатирующей или подрядной организацией с привлечением аттестованной лаборатории неразрушающего контроля.
109. Внутритрубная диагностика должна проводиться на ПТ при условии технической возможности, определенной проектной документацией (документацией). При проведении внутритрубной диагностики ультразвуковая толщинометрия проводится только для подтверждения дефектов в рамках дополнительного дефектоскопического контроля.
110. Работы, связанные с запасовкой, пуском, приемом и извлечением внутритрубных снарядов, должны проводиться под контролем ответственного лица эксплуатирующей организации, назначаемого приказом.
111. Технические отчеты (заключения) по результатам диагностирования должны храниться в эксплуатирующей организации совместно с паспортом в течение всего срока эксплуатации ПТ. Данные по проведенным ремонтам должны быть внесены в паспорт ПТ.
112. Нивелировка надземных участков ПТ осуществляется для определения деформаций и вертикальных перемещений его свайных опор.
Нивелировка и измерения деформации свайных опор следует проводить в период строительства и эксплуатации до достижения условной стабилизации деформаций, установленной проектной документацией (документацией).
113. Измерения деформаций свайных опор, находящихся в эксплуатации, следует проводить в случае появления недопустимых трещин, деформации сварных швов, резкого изменения условий работы ПТ, а также при проведении ревизии.
114. Для измерения вертикальных перемещений свайных опор устраиваются реперы - исходные геодезические знаки высотной основы, и деформационные марки - контрольные геодезические знаки, размещаемые на опорах или в грунтах основания, для которых определяются вертикальные перемещения.
115. В случае выявления деформаций свайных опор в течение всего периода строительства или в период эксплуатации необходимо разработать мероприятия по периодическому измерению деформации и достижения условной стабилизации деформаций, установленной проектной документацией (документацией).
Обследование переходов через естественные и искусственные преграды
116. Обследование переходов через водные преграды необходимо выполнять ежегодно в пределах их границ.
117. При обследовании подводных переходов выполняется:
Проверка на соответствие проектной, исполнительной и эксплуатационной документации на ПТ;
контроль состояния берегоукреплений (при их наличии) и знаков безопасности (для судоходных рек проверять состояние знака "Якорь не бросать");
определение наличия (отсутствия) утечек транспортируемой среды;
определение положения ПТ (визуальный осмотр), наличие и величина оголений, провисов;
проведение ультразвуковой толщинометрии в месте проведения неразрушающего контроля в пределах границ;
осмотр защитного кожуха.
118. При обнаружении в створе подводного перехода опасных дефектов необходимо принять незамедлительные меры по их устранению.
119. На подводных переходах через судоходные и несудоходные реки шириной зеркала воды в межень 25 м и более не менее 1 раза в 4 года проводят следующие работы:
привязка места расположения подводного перехода к пикетам трассы;
разбивка промерных створов;
определения состояния балластировки и изоляции на размытых участках ПТ;
определение направления и скорости течения;
построение продольного профиля перехода (с указанием глубины водоема и залегания ПТ, пикетажа), контроль состояния защитного покрытия;
120. Состояние перехода классифицируется как исправное при следующих условиях:
заглубление ПТ в дно на всем протяжении руслового участка соответствует проектным и нормативным требованиям;
дно устойчиво и берега практически недеформируемы;
балластировка, антикоррозионная изоляция, толщина стенки соответствуют требованиям норм и правил;
отсутствуют утечки транспортируемой среды в окружающую среду;
состояние информационных знаков и реперов соответствует требованиям нормативно-техническим документов;
состояние защитного кожуха соответствует нормативным требованиям.
Состояние перехода классифицируется как неисправное при следующих условиях:
наличие на ПТ оголенных и провисающих участков;
повреждение антикоррозионной изоляции;
наличие вибрации ПТ под воздействием течения;
уменьшение толщины стенки ПТ до отбраковочной толщины;
наличие трещин и мест утечки продукта;
отсутствие части балластных грузов и нарушения в их расположении;
понижение отметок дна в зоне перехода свыше 0,5 м;
значительные повреждения крепления берегов в подводной части с оголением ПТ.
121. На основании данных, полученных при обследовании, составляется акт, в котором делается вывод о техническом состоянии перехода.
122. Обследование переходов через железные и автомобильные дороги общего пользования необходимо выполнять ежегодно в пределах их границ.
123. Обследование переходов через железные и автомобильные дороги общего пользования для ПТ, проложенных методом наклонно-направленного бурения, а также переходов автомобильных дорог необщего пользования проводить в составе общих работ по ревизии.
124. При обследовании переходов через железные и автомобильные дороги, необходимо контролировать:
заглубление участков ПТ и минимальные расстояния от концов защитного футляра (кожуха) на соответствие проектной документации (документации);
состояние открытых (видимых) частей футляров (кожухов) ПТ, футеровки, опор, манжет, вытяжных свечей (необходимо также контролировать расстояния от вытяжной свечи до оси ПТ, оси крайнего пути железной дороги, подошвы земляного полотна автомобильной дороги);
состояние смотровых и отводных колодцев, отводных канав с целью выявления утечек нефти, нарушений земляного покрова, опасных для ПТ проседаний и выпучиваний грунта в местах пересечения ПТ с железными и автомобильными дорогами всех категорий, а также установку знаков, запрещающих остановку транспорта.
125. На основании данных, полученных при обследовании, эксплуатирующей организацией составляется акт, в котором делается вывод о техническом состоянии перехода.
Отбраковка труб и деталей ПТ
126. Трубы и детали ПТ подлежат отбраковке в случаях, если:
в результате ревизии окажется, что под действием коррозии или эрозии толщина стенки ПТ уменьшилась и достигла критической величины, определяемой расчетом (приложение N 2 к настоящим Правилам) или указанной в проектной документации (документации). Полученная величина отбраковочного размера не может быть меньше, указанной в таблице 1 приложения N 3 к настоящим Правилам;
при обследовании сварных швов обнаружены дефекты, не подлежащие исправлению.
127. Фланцы отбраковывают при неудовлетворительном состоянии привалочных поверхностей, наличии раковин, трещин, уменьшении толщины стенки воротника фланца до отбраковочных размеров трубы.
128. Литые изношенные корпуса задвижек, кранов, клапанов и литые детали ПТ отбраковывают в случаях, если:
уплотнительные элементы арматуры износились настолько, что не обеспечивают ведения технологического процесса, и отремонтировать или заменить их невозможно;
толщина стенки корпуса арматуры достигла значений, равных или меньших, чем указаны в таблице 2 приложения N 3 к настоящим Правилам.
Периодические испытания ПТ
129. Испытания на прочность и проверка на герметичность должны проводиться:
для оценки технического состояния ПТ, на котором отсутствует или ограничена возможность применения методов неразрушающего контроля с периодичностью проведения ревизий, после аварий;
после замены участка ПТ при капитальном ремонте, реконструкции или техническом перевооружении.
130. Испытания на прочность и проверка на герметичность проводятся в соответствии с инструкцией (мероприятиями), разработанной с учетом особенностей конкретного трубопровода и утвержденной техническим руководителем эксплуатирующей организации.
131. Параметры испытаний (протяженность участка, испытательное давление, время выдержки под испытательным давлением и цикличность изменений давления при испытаниях) должна устанавливать эксплуатирующая организация (при необходимости совместно со специализированной организацией) с учетом технического состояния ПТ, условий прокладки, профиля трассы, физико-химических свойств материала труб и других данных, характеризующих условия работы ПТ. Если на участке проводились работы по внутритрубной диагностике, то испытания на прочность и проверку на герметичность выполнять не требуется.
132. ПТ считается выдержавшим испытание на прочность и проверку на герметичность, если за время испытания ПТ на прочность труба не разрушилась, а при проверке на герметичность давление осталось в пределах допустимых норм и не были обнаружены утечки.
133. Выявленные при испытаниях повреждения ПТ должны немедленно устраняться, с внесением информации об их устранении в паспорт.
134. После устранения повреждений испытания ПТ продолжают по утвержденной программе. Характер каждого выявленного при испытаниях дефекта или повреждения ПТ, а также работы по их устранению должны отражаться в акте.
135. Результаты испытания оформляются актом и вносятся в паспорт ПТ.
136. Допускается не проводить испытание всего ПТ после замены его участка при условии, что сам участок перед врезкой в ПТ прошел испытание, а гарантийные стыки (места присоединения к ПТ) были подвергнуты двойному неразрушающему контролю.
Очистка ПТ
137. На ПТ, оборудованных узлами пуска-приема СОД, с целью поддержания пропускной способности и предупреждения скапливания воды и внутренних отложений, а также подготовки участка ПТ к внутритрубной инспекции должна проводиться очистка внутренней полости ПТ пропуском очистных устройств.
138. Периодичность очистки ПТ очистными устройствами определяется индивидуально для каждого ПТ в зависимости от особенностей его эксплуатации и свойств транспортируемой среды на основании графиков, утвержденных техническим руководителем эксплуатирующей организации.
139. Ответственность за организацию, проведение работ по очистке ПТ и контроль за выполнением планов очистки возлагается на эксплуатирующую организацию.
140. Работы по очистке ПТ должны выполняться в соответствии с инструкциями или мероприятиями, разработанными эксплуатирующей организацией и утвержденными техническим руководителем эксплуатирующей организации.
141. Используемые очистные устройства должны иметь комплект разрешительной и эксплуатационной документации.
142. Переключение технологических линий при запуске, пропуске и приеме очистных устройств выполняется персоналом только по указанию руководителя работ.
143. Во время очистки категорически запрещается:
проведение каких-либо ремонтно-строительных работ в охранной зоне ПТ;
присутствие на площадках узлов запуска и приема СОД, лиц, не участвующих в проведении очистных работ;
переезд трассы ПТ транспортом и механизмами.
144. При проведении работ по запуску и приему СОД площадки приема и запуска СОД должны быть оборудованы конструкцией, предотвращающей вылет очистного устройства за пределы площадки.
Ремонт ПТ
145. По результатам анализа данных полученных при наружных осмотрах, ревизиях, при расследовании аварий и инцидентов за весь срок эксплуатации ПТ проводится выбор вида и метода ремонта, определение объемов работ и сроков его проведения в зависимости от характера дефектов и ремонтопригодности ПТ с учетом его загруженности на рассматриваемый период и в перспективе.
146. На основании результатов оценки технического состояния планируются следующие виды ремонта ПТ:
текущий ремонт коротких участков с вырезкой дефектных мест или труб с монтажом катушек или секций труб, с восстановлением несущей способности труб (ремонт без вырезки); выборочный ремонт изоляции;
капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение ПТ с заменой отдельных участков или всего ПТ.
147. При текущем ремонте дефектов ПТ применяются следующие методы текущего ремонта:
шлифовка;
заварка;
вырезка дефекта - замена катушки, трубы или плети;
установка ремонтной конструкции.
Сварные соединения, выполненные в процессе ведения работ, подлежат контролю качества методами неразрушающего контроля.
148. Перед проведением ремонтных работ с монтажом катушек или секций труб, ремонтируемый ПТ должен быть освобожден от транспортируемой среды.
149. Участок ПТ, подлежащий ремонту, должен быть отсечен задвижками и заглушками от других ПТ, аппаратов и оборудования, обеспечивающими безопасное проведение работ.
150. Применение ремонтных конструкций, не имеющих маркировку и сертификаты на применяемые материалы, запрещается.
151. Вся информация о проведенных ремонтах вносится в паспорт трубопровода с привязкой к ПК.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫВОДУ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ, КОНСЕРВАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПТ
152. Вывод из эксплуатации предусматривает остановку технических устройств и сооружений ПТ в целом или его объектов (далее - объекты ПТ) с прекращением транспортирования сред, за исключением технических устройств, необходимых для обеспечения сохранности остановленных объектов, на срок от одного до 12 месяцев.
153. Вывод из эксплуатации объектов ПТ осуществляется на основании приказа руководителя эксплуатирующей организации при наличии плана мероприятий по выводу из эксплуатации объектов ПТ, утвержденного техническим руководителем эксплуатирующей организации.
154. План мероприятий должен содержать:
регистрационный номер ОПО в государственном реестре ОПО, наименование, месторасположение и общие технические характеристики объектов ПТ, которые планируются вывести из эксплуатации;
перечень работ, связанных с приведением в безопасное состояние объектов ПТ;
сроки завершения работ;
периодический контроль состояния ПТ на период вывода из эксплуатации с учетом требований к техническим устройствам, содержащихся в руководствах по эксплуатации заводов-изготовителей и указанием лиц ответственных за их проведение;
меры, обеспечивающие безопасность;
иные действия, необходимые для проведения работ по выводу из эксплуатации объектов ПТ и обеспечению требований промышленной безопасности.
155. Выполнение плана мероприятий оформляется актом эксплуатирующей организации с записью в паспорте ПТ. Акт хранится совместно с паспортом ПТ.
156. Руководителем эксплуатирующей организацией принимается решение о вводе его в эксплуатацию, консервации или ликвидации не позднее 12 месяцев от даты вывода объектов ПТ из эксплуатации.
157. Ввод в эксплуатацию объектов ПТ осуществляется на основании приказа руководителя эксплуатирующей организации.
158. Ввод в эксплуатацию объектов ПТ по прежнему назначению, остановленных на срок свыше трех месяцев, производится после пробной эксплуатации ПТ не менее 72 часов, а по истечению 12 месяцев только после проведения работ по ревизии при условии, что срок эксплуатации не превышает нормативный или продленный на основании экспертизы промышленной безопасности (далее - ЭПБ).
159. При принятии решения по консервации или ликвидации объектов ПТ необходимо в дополнение к плану мероприятий произвести:
осмотр состояния объекта ПТ (с дальнейшей периодичностью, установленной эксплуатирующей организацией, но не реже одного раза в год);
освобождение от продукта и отсечение от действующих коммуникаций с установкой концевых заглушек;
обработка (нейтрализация, дегазация) оборудования и трубопроводов, работавших с токсичными веществами;
иные мероприятия в зависимости от условий эксплуатации и технического состояния объектов ПТ.
160. Срок ввода объекта ПТ в консервацию не должен превышать трех лет от даты принятия решения.
Срок консервации определяется проектной организацией.
161. Документация на консервацию должна содержать мероприятия по выводу из консервации объектов ПТ и подлежит ЭПБ, в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
162. Ликвидация объектов ПТ проводится в соответствии с документацией, подлежащей ЭПБ, в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
163. Ликвидация объектов ПТ должна быть произведена в срок не более 5 лет от даты принятия решения.
164. В процессе ликвидации должны быть обеспечены следующие мероприятия:
предотвращение загрязнения окружающей среды;
утилизация отходов производства;
утилизация оборудования и труб;
рекультивация нарушенных земель;
предотвращение повреждения зданий и сооружений, расположенных в зоне влияния ликвидируемого объекта;
сохранение уровня противокоррозионной защиты других объектов ПТ (в случае, если система противокоррозионной защиты ликвидируемых ПТ или их участков участвовала в формировании системы противокоррозионной защиты других ПТ или их участков);
предотвращение активизации опасных геологических процессов (оползней, обвалов и подобных явлений).
165. Ликвидация ПТ или его частей считается завершенной после подписания акта о ликвидации.
VIII. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
166. При эксплуатации ПТ работники эксплуатирующей организации в своей деятельности должны руководствоваться:
проектной и исполнительной документацией; нормативной документацией (далее - НД);
технологическими регламентами на эксплуатацию ПТ;
эксплуатационной документацией.
167. Эксплуатационная документация разрабатывается на основе проектной, исполнительной документации, действующих нормативных правовых актов и включает в себя:
перечень объектов ПТ;
технологический регламент по эксплуатации ПТ;
паспорта ПТ (приложение N 1 к настоящим Правилам);
технологические схемы, утвержденные техническим руководителем эксплуатирующей организации.
производственные инструкции по техническому обслуживанию и ремонту;
приказы о назначении лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию;
графики технического обслуживания, диагностирования и ремонта ПТ;
журнал осмотров или вахтенный журнал;
акты технического расследования инцидентов и аварий;
заключения по результатам ТД и ЭПБ, акты ревизии ПТ, протоколы (акты) испытаний.
журналы учета инцидентов и аварий;
план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
168. Организация-владелец ПТ обязана в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации) хранить проектную и исполнительную документацию.
Порядок и условия ее хранения определяются решением руководителя организации.
169. Ежегодному пересмотру подлежат:
графики технического обслуживания, диагностирования и ремонта ПТ;
графики осмотров, ревизий, обследований переходов ПТ;
планируемые объемы ремонтных работ на ПТ;
перечень объектов ПТ, выведенных из эксплуатации;
перечень ПТ, подлежащих консервации и ликвидации.
Приложение N 1
к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности
"Правила безопасной эксплуатации промысловых трубопроводов",
утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от "___" ________ 2017 г. N _______
ФОРМА ПАСПОРТА ПРОМЫСЛОВОГО ТРУБОПРОВОДА
ПАСПОРТ ПРОМЫСЛОВОГО ТРУБОПРОВОДА
Наименование эксплуатирующей организации _______________________________________
____________________________________________________________________ ____________
Цех _________________________________________________________________________ ___
Наименование и назначение трубопровода ___________________________________________
____________________________________________________________________ ____________
Год пуска в эксплуатацию _________________________________________________________
Общая протяженность трубопровода, км _____________________________________________
Рабочая среда ___________________________________________________________________
Рабочие параметры: давление ______________________________________________________
температура ___________________________________________________
N п/п |
Наименование участка или обозначение его на схеме |
Наружный диаметр и толщина стенки трубы, мм |
Протяженность участков трубопровода, м |
|
|
|
|
ДАННЫЕ О МОНТАЖЕ
(заполняется для вновь вводимых трубопроводов)
Трубопровод смонтирован _______________________________________________________
(наименование строительно-монтажной организации)
в полном соответствии с проектом, разработанным ____________________________________
____________________________________________________________________ ____________
____________________________________________________________________ ____________
(наименование проектной организации)
Вид сварки, применявшейся при монтаже трубопровода _______________________________
____________________________________________________________________ ____________
Данные о материалах, из которых изготовлен трубопровод:
А. Сведения о трубах и соединительных деталях
N п/п |
Наименование элементов, их расположение на схеме |
Размеры |
Марка стали |
ГОСТ или ТУ |
|
|
|
|
|
В. Арматура и соединительные детали
N п/п |
Наименование элементов, их каталожное обозначение, расположение на схеме |
Размеры, давление номинальное |
Материал |
ГОСТ или ТУ |
|
|
|
|
|
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЯ
(заносятся данные последних испытаний)
Трубопровод испытан на прочность гидравлическим (пневматическим) пробным давлением
____________________________________________________________________ _____ _______
____________________________________________________________________ ____________
При давлении ___________________________________________________________________
трубопровод был осмотрен; обнаружено _____________________________________________
____________________________________________________________________ ____________
____________________________________________________________________ ____________
При испытании на плотность давлением _____________________________________________
трубопровод выдержал при этом давлении __________________ часов
Падение давления за время испытания, отнесенное к одному часу составило __________________________________________ % в час.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трубопровод изготовлен и смонтирован в соответствии с действующими правилами и нормами и признан годным к работе
________________________________________________
____________________________________________________________________ ____________
Подпись владельца трубопровода ____________________________
(должность, Ф.И.О.)
Подпись представителя монтажной
организации (обязательна только
для вновь вводимых трубопроводов) ___________________________
(должность, Ф.И.О)
Лицо, ответственное за безопасную
эксплуатацию трубопровода
Номер и дата приказа о назначении |
Фамилия, имя, отчество, должность |
Подпись ответственного лица |
|
|
|
Запись о ремонте и переустройстве трубопровода
Дата |
Основание |
Характер произведенных работ |
|
|
|
Запись результатов технического освидетельствования (диагностики, экспертизы промышленной безопасности, ревизии трубопроводов)
Дата |
Вид и результат технического освидетельствования |
N документа |
Срок следующего освидетельствования |
Подписи лиц, ответственных за эксплуатацию |
|
|
|
|
|
СХЕМА ТРУБОПРОВОДА
Прилагается схема трубопровода
Приложение N 2
к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности
"Правила безопасной эксплуатации промысловых трубопроводов",
утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от "___" ________ 2017 г. N _______
РАСЧЕТ КРИТИЧЕСКОЙ ТОЛЩИНЫ СТЕНКИ И ДЕТАЛЕЙ ПТ
Расчет критической толщины стенки труб и деталей ПТ при отбраковке определяется по формуле:
где - толщина стенки трубы (или детали ПТ), при которой она должна быть изъята из эксплуатации, м;
Р - рабочее давление в ПТ, МПа;
DH - наружный диаметр трубы или детали ПТ, м;
n - коэффициент перегрузки рабочего давления в ПТ, равный 1,2;
R1 - расчетное сопротивление материала труб и деталей технологических ПТ, Па, определяемое по формуле:
- коэффициент несущей способности;
= 1 для труб, конических переходов, выпуклых заглушек эллиптической формы;
= 1,3 для отводов гладких и сварных при отношении радиуса изгиба трубы r к наружному диаметру DH равном 1;
= 1,15 при r/DH = 1,5;
= 1,0 при r/DH = 2 и более;
- нормативное сопротивление, равное наименьшему значению временного сопротивления разрыву материала труб, принимаемое по ГОСТ или ТУ на соответствующие виды труб, МПа (для стальных и чугунных труб 420 МПа);
- нормативное сопротивление, равное наименьшему значению предела текучести при растяжении, сжатии и изгибе материала труб, принимаемое по ГОСТ или ТУ на соответствующие трубы, МПа;
m1 - коэффициент условий работы материала труб при разрыве, равный 0,8;
m2 - коэффициент условий работы ПТ, величина которого принимается в зависимости от транспортируемой среды: для токсичных, горючих, взрывоопасных и сжиженных газов - 0,6; для инертных газов (азот, воздух и т. п.) или токсичных, взрывоопасных и горючих жидкостей - 0,75; для инертных жидкостей - 0,9;
m3 - коэффициент условий работы материала труб при повышенных температурах, для условий работы промысловых ПТ принимается равным 1;
k1 - коэффициент однородности материала труб: для чугунных труб k1 = 0,6; для бесшовных труб из углеродистой стали и для сварных труб из низколегированной ненормализованной стали k1 = 0,8; для сварных труб из углеродистой стали и для сварных труб из нормализованной низколегированной стали k1 = 0,85.
Приложение N 3
к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности
"Правила безопасной эксплуатации промысловых трубопроводов",
утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от "___" ________ 2017 г. N _______
Таблица 1. Зависимость наименьшей толщины стенки ПТ от его диаметра
Наружный диаметр Dн, мм |
|
|
|
|
|
Наименьшая допустимая толщина стенки ПТ, мм |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
Таблица 2. Отбраковочные значения толщин стенок корпуса арматуры
Номинальный диаметр DN |
80 |
100-200 |
250-400 |
400 и выше |
Наименьшая допустимая толщина стенки, мм (при РРАБ |
3 |
4,5 |
6 |
7 |
См. Сводный отчет по итогам публичного обсуждения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доработан проект Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасной эксплуатации промысловых трубопроводов".
Промысловый трубопровод - это линейный объект (сооружение) с комплексом технических устройств на нем для транспортирования газообразных и жидких сред под действием напора (разности давлений) от скважин до площадок отдельных промысловых сооружений (включая площадки, расположенные на разных промыслах), а также к объектам магистрального транспортирования нефти и газа.
Правила предназначены для применения при эксплуатации, проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, ремонте, консервации и ликвидации промысловых трубопроводов; при изготовлении, монтаже, пуско-наладочных работах, обслуживании, техническом диагностировании и ремонте применяемых технических устройств.