Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минсельхоза России "Об утверждении Ветеринарных правил содержания пушных зверей в целях воспроизводства, выращивания и реализации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в соответствии с положениями статьи 2.4 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" в целях недопущения распространения заразных болезней животных.
Проектом акта проектируются требования к условиям содержания в целях воспроизводства, выращивания и реализации пушных зверей, а также требования к обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям пушных зверей, содержащихся в хозяйствующих субъектах, в том числе в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 18 апреля по 17 июня 2017 года. Замечания и предложения, полученные в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета, были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/08/04-17/00064136).
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта были определены следующие риски, возникающие в случае его принятия и препятствующие достижению целей правового регулирования.
1. Считаем необходимым дополнить проект акта понятийным аппаратом, определяющим используемые по тексту специальные термины: шед, клетка, домик, бурты и иные, с указанием их отличительных особенностей, а также обоснованием необходимости применения этих понятий.
2. Также обращаем внимание разработчика, что предлагаемые проектом акта конструктивные особенности приспособлений для содержания животных не должны ограничивать предпринимательскую инициативу хозяйствующего субъекта, а ограничения размеров и формы конструкций должны быть обоснованы с точки зрения ветеринарной безопасности животных и персонала. Например, пункты 22, 29, 33, 38, приложение N 4 содержат конкретные величины, не имеющие допустимых отклонений.
Считаем необходимым уточнить упомянутые величины, указав "не более", "не менее", и обосновать их.
3. Пункт 3 проекта акта содержит положение о том, что вид, размер, структура, системы и способы содержания животных, номенклатура и вид зданий и сооружений "принимаются в зависимости от направления и их специализации с учетом природно-климатических условий".
Остается неопределенным, какими лицами и в какой форме "принимаются" перечисленные признаки организаций, осуществляющих деятельность по содержанию пушных зверей, а также что может являться результатом такого "принятия". Такая неопределенность может привести к риску необоснованных претензий со стороны контролирующих органов и избыточных затрат хозяйствующих субъектов.
4. Пункты 17, 18 проекта акта содержат требования по размещению Звероводческих хозяйств и Предприятий. Остается неясным, означают ли положения указанных пунктов, что данные требования не распространяются на Хозяйства.
5. Пункты 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 проекта акта содержат требования к сооружениям звероводческих предприятий. Между тем указанные требования не относятся к предмету проекта акта - ветеринарным правилам содержания пушных зверей. Кроме того, приказом Минстроя России от 21 апреля 2017 г. N 721/пр утвержден Свод правил "СП 289.1325800.2017. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования", вступающий в силу с 22 октября 2017 г., положения которого распространяются на проектирование вновь строящихся, реконструируемых и технически перевооружаемых сооружений животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий:
силосные и сенажные траншеи;
сооружения для обработки кожного покрова животных;
площадки для погрузки и выгрузки животных;
секционные навозохранилища и пометохранилища;
площадки для компостирования навоза и помета;
въездные дезбарьеры с подогревом и без подогрева дезраствора;
ограждения;
сооружения для утилизации трупов животных и птицы (биотермические ямы);
сооружения консервации скотомогильников.
Таким образом, считаем необходимым исключить указанные пункты из проекта акта.
6. Пункт 32 проекта акта содержит требование о создании вокруг Звероводческих хозяйств и Предприятий зеленой зоны из древесных насаждений для защиты от ветров и заносов. В отсутствие соответствующих обоснований представляется, что установление требования о наличии такой зоны при обязательности установки ограждений территории является избыточным.
7. Пункт 35 проекта акта содержит перечень помещений пункта первичной обработки шкурок. Остается неясным, каждое помещение должно быть отдельным или допускается организация производственных участков по перечисленным видам обработки шкурок. При этом пунктом 36 проекта акта предусматривается обеспечение поточности технологических процессов, которая обычно достигается в производственном помещении (цехе), не разделенном на отдельные помещения.
Обращаем внимание, что неопределенность требований может привести к избыточным необоснованным расходам хозяйствующих субъектов.
8. Пункт 37 проекта акта требует уточнения о месте расположения "склада готовой продукции": в производственной или административной зоне организации.
9. В пункте 41 проекта акта необходимо уточнить, каким лицам разрешен вход в производственную зону Звероводческих хозяйств и Предприятий. Кроме того, положения пункта 42 проекта акта требуют конкретизации в части необходимости самостоятельных ограждений зон Звероводческих хозяйств и Предприятий.
10. В пунктах 44, 45, 47, 50 проекта акта упоминаются "участки", "цеха", "подразделения", "производственные единицы", "производственные группы" и "бригады". Однако проектом акта указанные понятия не определены. Считаем необходимым указать идентификационные признаки каждого объекта и уточнить их место на территории организации и в технологическом процессе.
11. В пунктах 36 и 49 проекта акта применяются понятия "технологический процесс", "технологический режим (цикл)". Остается неопределенным, что понимается под указанными понятиями.
12. Пункт 50 проекта акта требует уточнения в части применения понятия "постоянно закрепленные лица". Необходимо указать процедуру и формы подтверждения "постоянного закрепления" определенных лиц, а также обосновать необходимость такого закрепления.
13. Пункт 60 проекта акта содержит понятие "склады фуража". Не ясно, что имеется в виду под понятием "фураж". Общепринятое понятие фураж распространяется на зерно, сено или иной корм растительного происхождения. Склады фуража не подвергаются мойке и дезинфекции, так как хранение фуража исключает применение воды и любых видов влажной обработки.
14. Пункт 62 проекта акта содержит понятие "добавочные" корма. Остается неопределенным, означает ли это понятие "кормовые добавки", принятое в законодательстве Российской Федерации.
15. Пункт 63 проекта акта содержит требование о согласовании с государственными ветеринарными специалистами заготовки кормов животного происхождения. Проектируемое положение требует уточнения, в соответствии с каким нормативным правовым актом предлагается указанное регулирование. В случае отсутствия такого акта представляется необходимым исключить проектируемое требование. Также обращаем внимание, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие "заготовка кормов".
16. Требования о мониторинговом исследовании кормов (пункт 65 проекта акта) не предусмотрены законодательством Российской Федерации. Считаем необходимым исключить указанный пункт проекта акта.
Полагаем, что контроль за качеством кормов, используемых при содержании пушных зверей, может определяться внутренним распорядком организации.
17. Требует обоснования положение пункта 67 проекта акта о поступлении мясных и рыбных продуктов с мясокомбинатов и рыбокомбинатов. Не ясно, является ли указанное требование запретом приобретения кормов в торговых организациях.
18. Пункт 74 проекта акта содержит требование о проварке или промораживании зараженной гельминтами рыбы, предназначенной для корма пушным зверям. Считаем необходимым указать температурные режимы данных процедур или указать нормативный правовой акт, устанавливающий упомянутые требования.
19. В пункте 87 проекта акта требуется указать нормативный правовой акт, в соответствии с которым осуществляется дезинфекция Хозяйств, Звероводческих хозяйств и Предприятий.
20. В пункте 91 проекта акта требуется уточнить, какие лица могут считаться "специально подготовленными", каковы критерии специальной подготовки, а также указать реквизиты правил техники безопасности и инструкций по выполнению работ по убою пушных зверей, в соответствии с которыми должны осуществлять деятельность "специально подготовленные лица".
21. Пункты 94 и 95 проекта акта содержат разные наименования мест первичной обработки шкурок, устанавливая при этом аналогичные требования. Представляется необходимым привести в соответствие положения указанных пунктов.
22. Пункт 96 проекта акта содержит требование о согласовании с ветеринарными специалистами мест утилизации трупов пушных зверей. Считаем необходимым указать нормативный правовой акт, устанавливающий указанную норму. При отсутствии такого акта представляется необходимым исключить проектируемое требование.
Также обращаем внимание разработчика на использование в нормативном правовом акте недопустимых сокращений и сложносочиненных слов: "дезсредства, т.д., т.п." и иных слов, имеющих неоднозначное толкование ("кормовые дощечки и столики", "заразные начала", "вредные газы", "большие затраты труда", "легко поддерживаемая чистота" и другие).
Обращаем внимание, что отсутствие четко сформулированных требований к содержанию пушных зверей в целях воспроизводства, выращивания и реализации может повлечь необоснованные претензии со стороны контролирующих органов при выполнении хозяйствующими субъектами надлежащим образом проектируемых требований.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.