Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации, касающихся применения прямоточных систем технического водоснабжения тепловыми и атомными электрическими станциями"
(подготовлен Минэнерго России от 11.08.2017)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в статью 60 Водного кодекса Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики
Статья 1
Внести в часть 4 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6441; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7359; 2013, N 19, ст. 2314; N 43, ст. 5452; 2014, N 26, ст. 3387; 2015, N 1, ст. 11, 12) следующие изменения:
а) после слов "технического водоснабжения" дополнить словами ", кроме прямоточных систем технического водоснабжения тепловых и атомных электростанций,";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация прямоточных систем технического водоснабжения тепловых и атомных электростанций осуществляется в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса и требованиями законодательства в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2018 года.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 60 Водного кодекса Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики"
Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176, статьями 3, 16.3, 17, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также Комплексом мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 398-р, предусмотрены стимулирующие меры к внедрению и применению природопользователями наилучших доступных технологий (далее - НДТ).
Информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям ИТС 20-2016 "Промышленные системы охлаждения", утвержденным приказом Росстандарта от 15.12.2016 N 1882, к наилучшим доступным технологиям отнесены в том числе прямоточные системы технического водоснабжения.
В то же время, в соответствии с действующей редакцией части 4 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) проектирование прямоточных систем технического водоснабжения не допускается. Это противоречит положениям указанных выше документов, стимулирующих применение НДТ, и препятствует применению данной технологии на новых и реконструируемых объектах электроэнергетики.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 60 Водного кодекса Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики" (далее - законопроект) направлен на устранение противоречия законодательных норм, стимулирующих применение НДТ, и ограничений для применения одной из НДТ - прямоточных систем технического водоснабжения на строящихся и реконструируемых объектах электроэнергетики.
Указанный запрет Водного кодекса оказывает негативное влияние на технические и экологические показатели вновь проектируемых и реконструируемых тепловых и атомных электрических станций (далее - ТЭС и АЭС) и ведет к значительным необоснованным экономическим затратам хозяйствующих субъектов электроэнергетики, а также сдерживает темпы роста энергоэффективности российской энергетики.
Причиной появления в Водном кодексе запрета на проектирование систем прямоточного водоснабжение стало ртутное загрязнение Братского и Усть-Илимского водохранилищ, причиной которого в свою очередь были сбросы сточных вод Братским целлюлозно-бумажным комбинатом, горно-обогатительным комбинатом и предприятиями химической промышленности. Экологические риски, связанные с использованием систем прямоточного технического водоснабжения этими предприятиями, были необоснованно распространены на любые системы прямоточного водоснабжения. Между тем цели и способы использования прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики и на предприятиях обрабатывающих и добывающих отраслей существенно различаются. Это обуславливает и существенно различный уровень их экологических воздействий и рисков для водных объектов.
В настоящее время прямоточные системы технического водоснабжения применяются в российской электроэнергетике достаточно широко (около 40 % от совокупной доли установленной электрической мощности ТЭС и АЭС). В то же время прямоточные системы технического водоснабжения широко и без ограничений применяются в электроэнергетике во всем мире, в том числе на более чем 74% установленной электрической мощности АЭС. Действие в Российской Федерации запрета на проектирование и строительство ТЭС и АЭС с прямоточными системами технического водоснабжения ведет к постепенному вытеснению этой технологии, что обуславливает более низкие технико-экономические показатели строящихся в Российской Федерации энергоблоков по сравнению с зарубежными аналогами.
На электростанциях используются различные типы охлаждающих систем технического водоснабжения. Комплексный сравнительный анализ применяемых систем технического водоснабжения тепловых и атомных электрических станций показывает, что прямоточные системы технического водоснабжения имеют ряд преимуществ в области энергоэффективности, экологии и экономической эффективности по сравнению с прочими типами систем технического водоснабжения (оборотными системами технического водоснабжения с градирнями с естественной или механической тягой, гибридными системами технического водоснабжения, воздушными конденсаторами). Так, в справочнике Европейского Союза по наилучшим доступным технологиям промышленного охлаждения ("Reference Document on the application of Best Available Techniques to Industrial Cooling Systems, European Commission, 2001"), разработанном в соответствии со статьей 16 (2) Директивы Европейского Совета 96/61/EC 24.09.1996 "О комплексной системе предотвращения и контроля за загрязнением окружающей среды" (Council Directive 96/61/EC on integrated pollution prevention and control) прямоточные системы технического водоснабжения признаны наилучшими доступными технологиями, имеющим более высокие технико-экономические и экологические показатели функционирования.
Отмечаются следующие преимущества прямоточных систем технического водоснабжения по сравнению с другими типами систем:
- наиболее важной характеристикой системы охлаждения является минимальная температура охлаждения оборудования. От данной температуры существенно зависит общая энергоэффективность производственного процесса. КПД ТЭС с прямоточными системами охлаждения в среднем на 1,5% выше, чем при использовании оборотных систем. В связи с этим ТЭС с прямоточными системами охлаждения потребляют меньшее количество топлива для производства единицы электрической и тепловой энергии, и, соответственно, имеют меньший объем выбросов в окружающую среду парниковых газов и загрязняющих веществ, наименьшее потребление электроэнергии на собственные нужды системы охлаждения (в 1,5-2,2 раза ниже, чем другие типы систем);
- в 1,5-2 раза меньший уровень безвозвратного потребления (изъятия) воды из водных объектов, чем у оборотных систем с градирнями. При использовании прямоточной системы технического водоснабжения не происходит существенного расходования (изъятия) ресурсов водного объекта, так как после использования в технологическом цикле электростанции практически вся забранная вода (потери составляют 0,5-1,0 %) возвращается в водный объект без изменения ее гидрохимических и экологических характеристик;
- отсутствие сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, связанных с эксплуатацией прямоточной системой технического водоснабжения;
- наиболее низкий уровень инвестиционных и эксплуатационных затрат. Капитальные вложения в оборотные системы технического водоснабжения оцениваются в 1,4-1,75 раза выше стоимости прямоточных систем технического водоснабжения, эксплуатационные расходы - выше в 2-2,8 раза.
Единственным значимым видом негативного воздействия на окружающую среду прямоточных системам технического водоснабжения ТЭС и АЭС является их тепловое воздействие на водные объекты. При этом законодательством Российской Федерации данный вид негативного воздействия регламентируется следующим образом:
- Водным кодексом Российской Федерации определены условия и ограничения для отведения сточных, в том числе теплообменных вод;
- приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" установлены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы температуры воды водных объектов рыбохозяйственного значения;
- СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы" установлены нормативы температуры воды водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для водоснабжения пищевых предприятий, рекреационного водопользования, а также в черте населенных мест;
- методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17.12.2007 N 333, установлены, кроме прочего, методы нормирования теплового воздействия для конкретных выпусков в зависимости от характеристик водных объектов. Температура теплообменных вод, отводимых в водные объекты, является обязательным нормируемым и контролируемым параметром.
Таким образом, действующим законодательством определены условия и механизмы, которые обеспечивают общественно приемлемый уровень экологической безопасности прямоточных систем технического водоснабжения ТЭС и АЭС.
Законопроектом предлагается снять запрет на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения для объектов тепловой и атомной электроэнергетики. При этом, с целью исключения рисков недопустимого негативного воздействия на окружающую среду, к электростанциям предъявляются требования в соответствии с действующим природоохранным и водным законодательством.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 60 Водного кодекса Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 60 Водного кодекса Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики" не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета, а также не приведут к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с федеральным законом "О внесении изменений в статью 60 Водного кодекса Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 60 Водного кодекса Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 60 Водного кодекса Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 60 Водного кодекса Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от _____________________ N ____
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 60 Водного кодекса Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики".
2. Назначить статс-секретаря - заместителя Министра энергетики Российской Федерации Сентюрина Юрия Петровича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 60 Водного кодекса Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики".
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д.Медведев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.