Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Заринск"
(подготовлен Минэкономразвития России 22.09.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Заринск" (далее соответственно - проект постановления, территория опережающего развития) разработан Минэкономразвития России в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", Правилами создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 614, результатами заседания Комиссии по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (протокол от 11 августа 2017 г. N 6 (72-АЦ), заявкой Губернатора Алтайского края, Председателя Правительства Алтайского края на создание территории опережающего социально-экономического развития, согласованной с главой муниципального образования город Заринск Алтайского края.
Проект постановления разработан в целях содействия развитию г. Заринска Алтайского края путем диверсификации экономики, привлечения в монопрофильное муниципальное образование инвестиций и создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующей организации ОАО "Алтай-Кокс", производства экспортноориентированной и импортозамещающей продукции.
Город Заринск Алтайского края относится к категории монопрофильных муниципальных образований, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения (категория 2) согласно Перечню монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р.
В целях преодоления негативных тенденций Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края совместно с главой муниципального образования город Заринск Алтайского края в Минэкономразвития России направлена соответствующая заявка на создание территории опережающего развития.
Предпосылками для создания территории опережающего развития являются экономические и географические преимущества территории для реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности и услуг. Моногород расположен в северо-восточной части Алтайского края в 110 км от краевого центра г. Барнаула. На расстоянии до 500 км от г. Заринска расположено большинство крупных городов Сибири (Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Томск), общее население которых превышает 4 млн. человек. Площадь земель города в пределах городской черты составляет 7916 га.
Удобство географического положения создает широкие возможности доступа к разнообразным источникам сырья и рынкам сбыта, что позволяет осуществлять поставки продовольственных товаров в другие регионы страны. Внешние транспортные связи моногорода осуществляются с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта. Город расположен на железнодорожной магистрали Барнаул-Новокузнецк. Через железнодорожную ст. "Заринская" проходит значительное количество пассажирских поездов. От ст. Заринская до ст. Барнаул и до ст. Артышта-II (кемеровское направление) налажено движение электропоездов. Город Заринск соединен автодорожным сообщением с городами Барнаул, Белово, Бийск, Новокузнецк, Новосибирск.
Конкурентным преимуществом г. Заринска для реализации инвестиционных проектов также является наличие богатых сырьевых ресурсов (расчетная лесосека в радиусе 300 км - 4,5 млн. куб. м (60 % - лиственные, 40 % - хвойные);2 месторождения суглинков (24,1 млн. куб. м), месторождение песка, артезианская вода).
Развитое сельское хозяйство в прилегающих к моногороду районах (267 тыс. га посевных площадей (зерновые), 3,9 млн. ц зерна ежегодно, 64,5 тыс. голов КРС) составляет основу для эффективной реализации проектов в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, размещения новых производств пищевых продуктов.
В настоящее время заключены соглашения о намерениях по реализации 5 инвестиционных проектов, подтверждающие объемы инвестиций и число создаваемых рабочих мест.
Планируются к реализации следующие инвестиционные проекты:
"Кожевенный завод", расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Заринск, ул. Промышленная, д. 4/1" (инициатор - ООО "Русская кожа "Алтай");
"Создание комбината по производству фанеры" (инициатор - ООО "СФК");
"Строительство мясоперерабатывающего комбината" (инициатор - ООО "Холод");
"Швейная мастерская по изготовлению изделий из кожи" (инициатор - ООО "Компания Еврострой");
"Организация производства экологических стройматериалов (кирпич, арболит)" (инициатор - ООО "СЭБ").
В рамках указанных проектов прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал составит 1 200 млн. рублей, число создаваемых рабочих мест - 563.
Кроме того, в числе инвестиционных проектов на период до 2027 года прорабатываются проекты, которые составят основу кожевенного кластера, а также проекты пищевой и химической промышленности:
"Организация мебельного производства (кожаные и тканевые диваны и кресла)";
"Строительство фабрики по производству обуви";
"Организация производства сульфата аммония";
"Строительство завода по переработке зерна и производству круп".
Данные проекты предполагают объем инвестиций в основной капитал в размере 1 456 млн. рублей и создание 539 новых рабочих мест.
При создании территории опережающего развития установленные на федеральном и региональном уровне льготные условия ведения предпринимательской деятельности существенным образом повысят привлекательность территории моногорода для ведения бизнеса и будут способствовать достижению эффективности реализации инвестиционных проектов.
В случае реализации инвестиционных проектов на территории опережающего развития расходы резидентов на уплату обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации могут сократиться на 30 %, рентабельность производства при выходе на проектную мощность увеличится в среднем на 3,5 %, срок окупаемости сократится на 9 месяцев.
Таким образом, создание территории опережающего развития будет являться дополнительным конкурентным преимуществом моногорода для привлечения инвесторов, в том числе для размещения и локализации зарубежных производств, ориентированных на экспорт. Реализация инвесторами проектов по созданию высокотехнологичного бизнеса может привнести новые компетенции, освоение которых в перспективе будет способствовать инновационному развитию моногорода.
Привлеченные инвестиции, в свою очередь, будут способствовать созданию новых рабочих мест. В условиях проводимой градообразующим предприятием ОАО "Алтай-Кокс" политики оптимизации численности персонала и вывода непрофильных активов общества организация новых производств будет способствовать увеличению занятости в г. Заринске или ее сохранению в случае высвобождения работников градообразующего предприятия, что позволит снизить социальную напряженность в моногороде.
Важнейшим внешним эффектом создания территории опережающего развития станет диверсификация экономического комплекса г. Заринска. Кроме того, создание территории опережающего развития имеет мультипликативный эффект, так как с ее развитием будут активизироваться все сферы хозяйственной деятельности: строительство, логистика, обрабатывающие производства, торговля, обслуживание и др.
Заявка на создание территории опережающего развития "Заринск" соответствует установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 614 критериям создания территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения,и на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), со стабильной социально-экономической ситуацией.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.