Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ"
(подготовлен МВД России 25.09.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" (далее - проект постановления) направлен на дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
На территории Российской Федерации, несмотря на действующий запрет на оборот в отношении прекурсора 1-фенил-2-нитропропен в концентрации 15% или более, за исключением его использования в научных, учебных и экспертных целях, имеет место постоянная практика обнаружения данного прекурсора в лабораториях по незаконному изготовлению амфетамина, но в концентрации ниже 15%, в связи с чем привлечь к ответственности за нарушение действующего законодательства лиц, использующих данное вещество в незаконном обороте, не представляется возможным.
Одновременно наблюдаются случаи обнаружения в лабораториях по производству наркотического средства метадон прекурсора дифенилацетонитрил в концентрации 3% или более, внесенного в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее - Перечень), находящегося в свободном обороте и в отношении которого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации допускается исключение некоторых мер контроля.
Таким образом, представляется необходимым усилить меры контроля за оборотом прекурсора 1-фенил-2-нитропропен, исключив из Перечня требования к его концентрации, а также за оборотом прекурсора дифенилацетонитрил, перенеся его из таблицы III списка IV в таблицу II списка IV Перечня.
Законодательством в сфере оборота прекурсоров Белоруссии, Литвы, Латвии, Германии и Украины в национальные перечни подконтрольных веществ включены такие вещества, как дифенилуксусная кислота, этилфенилацетат, 1-(4-фторфенил)-2-нитропропен, 2-фтор-N-(1-фенетил-4-пиперидинил)анилин, метил-3-фенилпропиламин, метилфенилацетат, 3,4-метилендиоксифенилэтиламин. В Российской Федерации указанные вещества не включены в Перечень и находятся в свободном обороте.
Таким образом, принимая во внимание закрепленный Концепцией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года принцип упреждающего воздействия принимаемых мер, в целях ограничения возможности использования перечисленных веществ в незаконном обороте представляется необходимым установить меры контроля за легальным оборотом 1-(4-фторфенил)-2-нитропропена, этилфенилацетата, 2-фтор-N-(1-фенетил-4-пиперидинил)анилина, метил-3-фенилпропиламина, метилфенилацетата, дифенилуксусной кислоты, 3,4-метилендиоксифенилэтиламина.
Кроме того, установлено, что вещество 1-(4-фторфенил)-2-нитропропен используется в нелегальном обороте при изготовлении психотропного вещества 4-фторамфетамина - производного амфетамина. В целях ограничения использования 1-(4-фторфенил)-2-нитропропена целесообразно внести его в таблицу I списка IV Перечня, и тем самым исключить возможность использования данного вещества физическими лицами в незаконном обороте.
Для изготовления наркотического лекарственного препарата "Фентанил", применяющегося при лечении онкологических больных, используется фармацевтическая субстанция фентанил, исходными производными которой являются вещество N-фенетил-4-пиперидинон (NPP), а также прекурсоры фенэтиламин и 4-анилино-N-фенетилпиперидин (ANPP) (1-(2-фенилэтил)-4-анилинопиперидин).
Вещество N-фенетил-4-пиперидинон (NPP), не подлежащее контролю на территории Российской Федерации, на 60-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам внесено в таблицу I Конвенции Организации Объединенных наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Последнее обстоятельство, согласно принятым международным обязательствам Российской Федерации, требует приведения национального законодательства в соответствие с нормами международного права.
В свою очередь, прекурсоры фенэтиламин и 4-анилино-N-фенетилпиперидин (ANPP) под названием 1-(2-фенилэтил)-4-анилинопиперидин включены в список I Перечня, то есть действующие меры контроля, ограниченные возможностью использования данных прекурсоров лишь в научных, учебных и экспертных целях, не позволяют в законном порядке применять их для производства фармацевтической субстанции фентанил.
Принимая во внимание актуальность вопроса о доступности лекарственных препаратов указанной категории, представляется целесообразным изменение действующих мер контроля за оборотом прекурсоров фенэтиламин и 1-(2-фенилэтил)-4-анилинопиперидин, а также установление контроля за веществом N-фенетил-4-пиперидинон (NPP), путем внесения их в таблицу I списка IV Перечня. При этом свободное использование данных прекурсоров физическими лицами будет исключено, а юридические лица смогут осуществлять деятельность, связанную с оборотом данных веществ в доступном порядке - при наличии лицензии с соблюдением всех лицензионных требований.
Таким образом, предлагаемые проектом постановления изменения позволят привести в соответствие законодательство Российской Федерации с положениями международных нормативных актов в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, усилить меры контроля за рядом прекурсоров и тем самым исключить их утечку в незаконный оборот, а также урегулировать вопрос, связанный с использованием прекурсоров при производстве фармацевтической субстанции фентанила.
Кроме того, проектом постановления предлагается определить путем внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1020 крупные и особо крупные размеры указанных прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ для целей статей 228.3, 228.4 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Принятие проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.