Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 06.10.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Проект) разработан во исполнение подпункта 1.11.1 плана приоритетного проекта по контрольным точкам сводного плана приоритетного проекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденного проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (протокол от 27 декабря 2016 г. N 15), а также по результатам анализа результатов проведения мероприятий, направленных на увеличение доли закупок заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 с 1 января 2016 года крупнейшие заказчики, годовой объем выручки которых составляет более 2 млрд рублей, обязаны обеспечить достижение годового объема закупок у субъектов МСП в размере не менее 18 %, в том числе в размере не менее 10 % по результатам "спецторгов", участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.
При этом с 1 июля 2017 года по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации снижен порог для применения постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 для региональных заказчиков (с 2 млрд рублей до 500 млн рублей).
В целях обеспечения мониторинга объема закупок у субъектов МСП в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 18.07.2017 N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) с учетом расширения Правительством Российской Федерации перечня крупнейших заказчиков оценка или мониторинг соответствия проводится в отношении 439 крупнейших заказчиков.
По состоянию на 22 сентября 2017 г., объем закупок у субъектов МСП 419 крупнейших заказчиков составил 1,417 трлн рублей при расширении номенклатуры до 155,6 тыс. позиций. К концу 2017 года объем закупок у субъектов МСП должен составить не менее 2 трлн рублей.
Сравнительный анализ показывает повышение уровня доверия заказчиков к малому и среднему бизнесу в части исполнения ими договоров (выполнение требований заказчиков к качеству и срокам поставки), а также в части снижения цены и экономии средств заказчика при одновременном повышении доверия малых и средних компаний к заказчикам.
Так, по итогам 2016 года по сравнению с общей закупочной практикой по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" среднее количество поданных субъектами МСП заявок в 1,7 раза больше, экономия средств заказчика в 11,1 раза выше, объем закупок у единственного поставщика в 2,6 раза ниже.
При этом по результатам сравнения закупочных практик 200 крупнейших заказчиков за 8 месяцев 2016-2017 годов при общем снижении объема закупок на 34 % наблюдается увеличение объема закупок у субъектов МСП на 18,5 (99,08 млрд рублей), количества субъектов МСП - поставщиков - на 11,7%, количества договоров, заключенных с субъектами МСП, - на 15,9 %.
Сравнительный анализ мер поддержки малого и среднего бизнеса показал, что в зарубежных странах средняя квота при закупках за счет бюджетных средств составляет 20 % (в Китае - 30 %, в Бразилии - 25 %, в США - 23, в Индии - 20 %).
В целях дальнейшего расширения спроса на продукцию малых и средних компаний, а также в целях обеспечения сопоставимой с зарубежными странами доли закупок у субъектов МСП целесообразно, по мнению Корпорации, рассмотреть вопрос о расширении перечня крупнейших заказчиков, в отношении которых в 2018 году будет проводиться оценка или мониторинг соответствия.
В целях дальнейшего расширения перечня заказчиков, которые обязаны обеспечивать закупку товаров, работ, услуг у субъектов МСП, потребуется внесение изменений:
1) в постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 в части снижения порога по годовому объему выручки до 500 млн рублей, а также в части введения нового критерия для применения указанного постановления для автономных учреждений - объем закупок за предыдущий год в размере свыше 250 млн рублей;
2) в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1169 в части изменения критериев отнесения к заказчикам, в отношении которых проводится оценка или мониторинг соответствия:
- к конкретным заказчикам федерального уровня - с объемом закупок за предыдущий год в размере свыше 1 млрд рублей; к конкретным заказчикам регионального уровня - с объемом закупок свыше 50 млн рублей;
- к отдельным заказчикам федерального уровня - с объемом закупок за предыдущий год в размере от 250 млн рублей до 1 млрд рублей; регионального уровня - ниже 50 млн рублей;
3) включения федеральных автономных учреждений и автономных учреждений субъекта Российской Федерации в перечень заказчиков, в отношении которых проводится оценка или мониторинг соответствия;
4) в распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2015 г. N2258-р и от 19 апреля 2016 г. N 717-р - в части расширения перечней конкретных заказчиков федерального и регионального уровней.
В случае внесения указанных изменений дополнительно в процедуру оценки и мониторинга соответствия могут быть включены более 1000 заказчиков федерального и регионального уровня, что позволит продолжить последовательное расширение объема закупок у субъектов МСП.
Принятие и реализация Проекта постановления не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.