Проект Приказа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды "Об утверждении Порядка организации и осуществления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды внутреннего финансового аудита"
(подготовлен Росгидрометом 06.10.2017 г.)
В соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52, ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26), Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015 N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды внутреннего финансового аудита.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель Росгидромета |
М.Е. Яковенко |
Приложение
к приказу Росгидромета
от___________N _____
Порядок
организации и осуществления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок организации и осуществления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды внутреннего финансового аудита разработан в целях организации и осуществления Росгидрометом как главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором доходов федерального бюджета внутреннего финансового аудита.
1.2. Субъектом внутреннего финансового аудита является внутренний финансовый аудитор.
Внутренний финансовый аудитор по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно руководителю Росгидромета.
Внутренний финансовый аудитор формирует участвующие в проведении аудиторских проверок аудиторские группы, назначаемые приказами Росгидромета, в состав которых могут быть включены государственные гражданские служащие центрального аппарата Росгидромета, его территориальных органов, а также работники подведомственных Росгидромету учреждений.
1.3. Деятельность внутреннего финансового аудитора основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности и системности.
Принцип законности выражается в строгом и полном выполнении правовых норм, регулирующих процесс внутреннего финансового аудита.
Принцип объективности и профессиональной компетентности выражается в применении соответствующими должностными лицами совокупности профессиональных аудиторских знаний, навыков и других компетенций, позволяющих субъекту внутреннего финансового аудита осуществлять внутренний финансовый аудит беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом внутреннего финансового аудита целей и задач.
Принцип эффективности означает, что внутренний финансовый аудит должен исходить из необходимости достижения наилучших (заданных) результатов аудита с использованием наименьшего объема затрачиваемых на него ресурсов (финансовых, трудовых и материальных).
Принцип независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
Принцип системности заключается в том, что при осуществлении внутреннего финансового аудита выявленные риски (угрозы) и нарушения анализируются в целях оценки эффективности и надежности внутреннего финансового контроля.
1.4. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.5. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения центрального аппарата Росгидромета и территориальные органы Росгидромета (далее - объекты аудита).
II. Составление годового плана внутреннего финансового аудита
2.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые аудиторские проверки проводятся в соответствии с планом внутреннего финансового аудита на очередной финансовый год (далее - План), который утверждается руководителем Росгидромета до начала очередного финансового года.
Предложения по формированию Плана подготавливаются и вносятся внутренним финансовым аудитором.
2.2. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указывается тема аудиторской проверки и ее вид, объекты аудита, проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
2.3. Аудиторские проверки подразделяются на следующие виды:
камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения членов аудиторской группы на основании представленных по их запросам информации и материалов;
выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения членов аудиторской группы, так и по месту нахождения объектов аудита.
2.4. При планировании аудиторских проверок (составлении Плана и программы аудиторской проверки) учитываются:
значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Росгидромета в случае неправомерного исполнения этих операций;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
2.5. В ходе планирования проводится предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
2.6. Изменения в План вносятся в соответствии с решением руководителя Росгидромета на основании докладных записок внутреннего финансового аудитора.
III. Требования к организации и составлению программы аудиторской проверки
3.1. Аудиторская проверка назначается решением руководителя Росгидромета (приказ, распоряжение).
3.2. Аудиторская проверка проводится на основании программы, составленной руководителем аудиторской группы и утвержденной внутренним финансовым аудитором по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проверки.
3.3. Программа аудиторской проверки должна содержать:
тему аудиторской проверки и ее вид, проверяемый период, сроки проведения проверки;
наименование объекта аудита;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.
3.4. Вопросы программы аудиторской проверки распределяются между членами аудиторской группы.
3.5. При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения аудиторской проверки программа проверки может быть изменена внутренним финансовым аудитором на основании докладной записки руководителя аудиторской группы с изложением причин о необходимости внесения изменений.
IV. Предельные сроки проведения аудиторских проверок и порядок принятия решения о назначении, продлении, приостановлении и возобновлении аудиторских проверок
4.1. Предельный срок проведения аудиторской проверки при принятии решения о ее назначении не может превышать 15 рабочих дней.
Срок проведения аудиторской проверки, численный и персональный состав аудиторской группы указываются в решении о ее назначении, исходя из темы и вида аудиторской проверки, проверяемого периода, специфики деятельности объектов аудита, размеров их финансирования, объема предстоящих контрольных действий и других обстоятельств.
4.2. Датой начала аудиторской проверки считается дата предъявления руководителем аудиторской группы решения руководителя Росгидромета о назначении аудиторской проверки руководителю объекта аудита.
Датой окончания аудиторской проверки считается дата подписи руководителя объекта аудита в получении акта аудиторской проверки после ознакомления с ним. В случае отказа руководителя объекта аудита от получения акта аудиторской проверки после ознакомления с ним руководителем аудиторской группы в конце акта производится запись об отказе в получении акта руководителем объекта аудита с указанием даты, которая считается датой окончания аудиторской проверки.
4.3. Срок проведения аудиторской проверки, установленный при ее назначении, может быть продлен решением руководителя Росгидромета (приказ, распоряжение) на основании докладной записки руководителя аудиторской группы, согласованной с внутренним финансовым аудитором, либо на основании докладной записки внутреннего финансового аудитора, но не более чем на 10 рабочих дней.
4.4. Основаниями для продления срока проведения аудиторской проверки являются:
значительное количество и (или) объем документов, изучение которых необходимо для проведения аудиторской проверки объекта аудита;
получение в ходе проведения аудиторской проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации, которая требует дополнительного изучения.
4.5. Решение руководителя Росгидромета о продлении срока аудиторской проверки доводится руководителем аудиторской группы до сведения руководителя объекта аудита.
4.6. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено решением руководителя Росгидромета (приказ, распоряжение) на основании докладной записки руководителя аудиторской группы, согласованной с внутренним финансовым аудитором, либо на основании докладной записки внутреннего финансового аудитора, при:
отсутствии или неудовлетворительном состоянии бюджетного учета у объекта аудита;
непредставлении объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки;
воспрепятствовании проведению аудиторской проверки и (или) уклонении от проведения аудиторской проверки;
возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
В срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия руководителем Росгидромета решения о приостановлении аудиторской проверки внутренний финансовый аудитор письменно извещает руководителя объекта аудита о приостановлении аудиторской проверки и направляет руководителю объекта аудита:
а) решение руководителя Росгидромета о приостановлении аудиторской проверки;
б) письменное предписание о восстановлении документов либо устранении иных зависящих от объекта аудита обстоятельств, делающих невозможным проведение аудиторской проверки. В предписании должен быть указан срок его исполнения.
На время приостановления проведения аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
4.7. Проведение аудиторской проверки возобновляется решением руководителя Росгидромета (приказ, распоряжение) при получении информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления аудиторской проверки. О возобновлении аудиторской проверки объект аудита извещается письменно внутренним финансовым аудитором в течение 3 рабочих дней со дня принятия данного решения руководителем Росгидромета.
В случае неустранения причин приостановления аудиторской проверки в срок, установленный в соответствии с пунктом 4.6 настоящего Порядка письменным предписанием, данная аудиторская проверка подлежит завершению на основании решения руководителя Росгидромета (приказ, распоряжение), принятого на основании докладной записки руководителя аудиторской группы, согласованной с внутренним финансовым аудитором, либо на основании докладной записки внутреннего финансового аудитора.
После принятия решения о завершении аудиторской проверки руководителем аудиторской группы производится оформление всей необходимой рабочей документации по аудиторской проверке для последующего использования в работе, а также учета и хранения.
V. Порядок проведения аудиторской проверки
5.1. Руководитель аудиторской группы обязан:
предъявить руководителю объекта аудита решение руководителя Росгидромета о проведении аудиторской проверки (при выездной проверке) или уведомить руководителя объекта аудита о данном решении (при камеральной проверке);
ознакомить руководителя объекта аудита с программой аудиторской проверки;
представить руководителю объекта аудита членов аудиторской группы, которые должны иметь документы, удостоверяющие их личность;
решить организационно-технические вопросы проведения аудиторской проверки.
При необходимости работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, члены аудиторской группы предъявляют руководителю объекта аудита справки о допуске к государственной тайне.
5.2. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
осуществления внутреннего финансового контроля;
законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
вопросов организации и ведения бюджетного учета;
наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
бюджетной отчетности.
5.3. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки с применением следующих возможных методов аудита:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета членом аудиторской группы;
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
5.4. В ходе проведения аудиторской проверки либо до ее начала руководитель аудиторской группы имеет право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки, в том числе информацию об организации и результатах осуществления объектом аудита внутреннего финансового контроля.
Указанный запрос направляется объекту аудита до начала аудиторской проверки либо в ходе ее проведения по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки.
Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторской проверки, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектом аудита, в сроки, указанные в запросе руководителя аудиторской группы, а при отсутствии в запросе указания сроков документы, материалы и информация представляются в аудиторскую группу в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса объекту аудита.
При проведении аудиторских проверок члены аудиторских групп обеспечиваются объектами аудита оборудованными рабочими местами и имеют право на посещение помещений и территорий, которые занимают объекты аудита.
5.5. В ходе проведения аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
5.6. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
5.7. При выявлении нарушений и недостатков в акте аудиторской проверки указываются:
нормы законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены объектом аудита;
нарушения в суммарном выражении в разрезе годов проверенного периода;
причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия (при их установлении);
суммы возмещенного ущерба;
принятые объектом аудита в ходе проведения аудиторской проверки меры по устранению нарушений и недостатков и их результаты.
Не допускается включение в акт аудиторской проверки различного рода предположений и сведений, не подтвержденных документами.
5.8. Акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах (один экземпляр - для Росгидромета, один экземпляр - для объекта аудита) и подписывается руководителем и членами аудиторской группы, проводившими аудиторскую проверку на данном объекте. В случае несогласия члена аудиторской группы с позицией руководителя аудиторской группы по отраженным в акте фактам нарушений он вправе при подписании акта указать на наличие своего особого мнения, о котором в письменном виде член аудиторской группы в двухдневный срок информирует внутреннего финансового аудитора.
5.9. Акт аудиторской проверки вручается руководителем аудиторской группы для ознакомления руководителю объекта аудита на срок не более 1 рабочего дня.
При наличии у руководителя объекта аудита возражений по акту аудиторской проверки (далее - Возражения) он делает об этом отметку в акте аудиторской проверки и представляет письменные Возражения руководителю аудиторской группы вместе с актом аудиторской проверки или направляет Возражения внутреннему финансовому аудитору в течение 3 рабочих дней после получения акта аудиторской проверки для ознакомления от руководителя аудиторской группы.
Акт аудиторской проверки и Возражения представляются внутреннему финансовому аудитору для последующей реализации результатов аудиторской проверки.
5.10. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию, учету и хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле. Рабочая документация (документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки) содержит:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные на основании данных обращений сведения;
копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
акт аудиторской проверки.
VI. Реализация результатов аудиторских проверок и отчетность
6.1. На основании сведений, отраженных в акте аудиторской проверки, с учетом анализа информации, содержащейся в Возражениях (при их наличии) составляется отчет о результатах аудиторской проверки по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, включающий данные об итогах аудиторской проверки, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
информацию о наличии или об отсутствии Возражений;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
6.2. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
наличие (отсутствие) операций бюджетных процедур, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;
наличие (отсутствие) излишних операций при исполнении бюджетной процедуры и (или) излишних применяемых контрольных действий;
наличие (отсутствие) контрольных действий внутреннего финансового контроля, в том числе действий ведомственного финансового контроля, которые не в полной мере охватывают финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением перечня операций бюджетной процедуры и (или) недостатками в процедуре оценки бюджетных рисков.
6.3. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности основываются на результатах аудиторской проверки, отражающих наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности Росгидромета, в том числе степень надежности внутреннего финансового контроля получателей бюджетных средств совершаемых ими фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
6.4. Отчет о результатах аудиторской проверки (далее - Отчет), подписанный внутренним финансовым аудитором с приложением акта аудиторской проверки и Возражений (при наличии) направляется на рассмотрение руководителю Росгидромета в течение 10 рабочих дней со дня регистрации акта аудиторской проверки и (или) Возражений (по последней дате регистрации).
Руководитель Росгидромета по результатам рассмотрения Отчета вправе принять следующие решения:
о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
6.5. При принятии руководителем Росгидромета решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций на основании поручения внутреннего финансового аудитора объектом контроля осуществляется разработка плана по устранению выявленных аудиторской проверкой недостатков и нарушений. Мониторинг выполнения объектом аудита указанного плана осуществляется внутренним финансовым аудитором.
6.6. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за истекший финансовый год представляется внутренним финансовым аудитором руководителю Росгидромета до 10 февраля года, следующего за отчетным.
6.7. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Росгидромета.
Кроме того, в годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита обобщается информация, содержащаяся в отчетах о результатах аудиторских проверок, о количестве проверенных объектов аудита, результатах проведенных аудиторских проверок, о мерах, принятых по устранению выявленных нарушений, передаче материалов аудиторских проверок в правоохранительные органы, о привлечении к ответственности за выявленные нарушения, о выполнении внеплановых аудиторских проверок, и другие сведения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.