Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"
(подготовлен Минсельхозом России 20.10.2017 г.)
Особо опасные вредители растений, возбудители болезней растений и сорные растения относятся к особо опасным вредным организмам.
Согласно ГОСТу 21507-2013 Межгосударственный стандарт, введенному в действие приказом Росстандарта от 27 мая 2014 г. N 454-ст "Защита растений. Термины и определения", особо опасный вредный организм: "Вредный организм, периодически, не менее двух лет за десятилетие, создающий угрозу чрезвычайных ситуаций на территории двух и более регионов, способный при массовом размножении или распространении вызывать имущественный ущерб, связанный с утилизацией продукции, снижением ее качества и потребительской ценности".
Из разряда особо опасных вредных организмов наиболее значительный вред сельскохозяйственным культурам наносят саранчовые вредители, луговой мотылек, мышевидные грызуны, восточная луговая совка, клоп вредная черепашка, колорадский жук и другие при их массовом размножении. Обработка пестицидами против особо опасных вредителей в России в последние годы держится на высоком уровне: в 2012 г. обработано 12,7 млн. га, в 2013 г. - 12,1 млн. га, в 2014 г. - 11,7 млн. га, в 2015 г. - 10,56 млн. га, в 2016 г - 9,73 млн га.
Кроме перечисленных вредителей серьезную опасность представляют и болезни растений. Против бурой ржавчины на зерновых в нашей стране было обработано: в 2012 г. - 0,39 млн. га, в 2013 г. - 1,56 млн. га, в 2014 г. - 1,03 млн. га, в 2015 г - 1,25 млн. га, в 2016 г - 1,84 млн. га. Комплексная обработка от сорной растительности на полях составила в 2012 г. - 39,4 млн. га, в 2013 г. - 40,1 млн. га, в 2014 г. - 42,0 млн. га, в 2015 г. - 43,2 млн. га, в 2016 г. - 44,4 млн га.
На основании изложенного целесообразно понятие "особо опасный вредный организм" закрепить федеральным законом.
Перечень особо опасных вредных организмов (в области защиты сельскохозяйственных растений) предлагается устанавливать уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области защиты растений, в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" финансирование деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Ежегодно в период с 2008 по 2016 год из средств федерального бюджета выделялись бюджетные ассигнования на закупку инсектицидов для борьбы с саранчовыми и другими особо опасными вредителями сельскохозяйственных культур в размере 10,9; 11; 20; 46,4; 72,9; 51; 21; 12 и 50 млн рублей, соответственно.
Проведенные за эти годы защитные мероприятия позволили предотвратить ущерб сельскохозяйственному производству на сумму свыше 100 млрд. рублей.
В региональных бюджетах субъектов Российской Федерации резервируются финансовые средства на обработку земель регионального значения.
Однако если против особо опасных вредных организмов (в области защиты сельскохозяйственных растений) не будут обработаны земли федерального значения, то обработка региональных и других земель будут малоэффективна.
Кроме того, в ведомственном перечне государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Минсельхоза России федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденном Минсельхозом России от 29 декабря 2014 г., содержится государственная работа (регистровый номер 000000000000010008212539111500000011002100101) "Проведение мероприятий по предупреждению и уничтожению вредителей, по предупреждению и борьбе с болезнями растений в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, вызванных локальными природными и иными явлениями".
В соответствии с пунктом 3 Положения о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных растений единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение о подсистеме), утвержденного приказом Минсельхоза России от 21 июля 2006 г. N 213. Положение о подсистеме обязательно для исполнения Минсельхозом России, Россельхознадзором и организациями, находящимися в их ведении, а также иными организациями, входящими в состав отрасли и выполняющими задачи по защите сельскохозяйственных растений, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 Положения о подсистеме определены задачи, решения которых закреплены за подсистемой защиты сельскохозяйственных растений, в частности:
создание и рациональное использование резервов пестицидов;
организация контроля за проведением работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений;
Основными целями подсистемы защиты сельскохозяйственных растений в соответствии с пунктом 6 Положения о подсистеме являются:
организация фитосанитарного обследования сельскохозяйственных угодий и посевов сельскохозяйственных растений на выявление степени заселенности вредителями и пораженности болезнями;
организация и обеспечение фитосанитарного контроля за развитием и распространением опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных растений;
проведение предупредительных и истребительных мероприятий по ликвидации опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных растений.
На основании изложенного Минсельхоз России считает целесообразным в целях урегулирования правового поля в части наделения Минсельхоза России полномочиями по утверждению перечня особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур внести предлагаемые изменения в статью 1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.