Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Содействие занятости населения" об утверждении Правил предоставления и распределения в 2018 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения."
(подготовлен Минтрудом России 25.10.2017 г.)
Минтрудом России подготовлен проект Правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в 2018 году (далее - Правила), который является приложением N 6 к государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения"
Субсидия в сфере занятости предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и включают в себя следующие виды мероприятий:
а) развитие трудовой мобильности населения (софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающих мероприятия по привлечению трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 696-р (далее - перечень);
б) реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ (далее - дополнительные мероприятия);
О повышении трудовой мобильности населения.
Мероприятие по развитию трудовой мобильности реализуется в рамках Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), согласно которому субъектам Российской Федерации предоставлено право разрабатывать и реализовывать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающие создание условий для привлечения трудовых ресурсов.
Региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов разрабатываются с учетом реализации в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов и заключения с работодателями соглашений об участии в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов.
Региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным (далее - Перечень субъектов Российской Федерации), софинансируются за счет средств федерального бюджета.
Перечень субъектов Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года N 696-р.
Проектом постановления Правительства Российской Федерации предлагается установить порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.
Расходы работодателя на наем персонала при отсутствии достаточных трудовых ресурсов по месту нахождения работодателя значительно возрастают. Наиболее характерна указанная ситуация для трудонедостаточных субъектов Российской Федерации.
Создание привлекательных для переезда граждан условий формирует дополнительные обязательства работодателя и субъекта Российской Федерации по предоставлению жилья, развитию и доступности инфраструктуры.
Как показывает практика, указанные расходные обязательства в ряде случаев принимает на себя работодатель.
С учетом изложенного для удовлетворения потребности работодателей в работниках предусматривается оказание финансовой поддержки работодателям, участвующим в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов.
Совокупный размер финансовой поддержки, предоставляемой работодателю из консолидированного бюджета на осуществление мер поддержки работников, составляет 225 тыс. рублей на 1 работника.
Законом о занятости предусмотрена возможность получения финансовой поддержки работодателем, участвующем в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, после подтверждения сведений о поступивших за период не менее чем в течение трех месяцев страховых взносах в государственные внебюджетные фонды на работников, привлеченных в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.
Правоприменительная практика показывает, что не все работодатели успевают предоставить привлеченному работнику меры поддержки, а также получить финансовую поддержку в течение года, когда был привлечен работник.
В связи с этим при расчете потребности субъекта Российской Федерации в субсидии на софинансирование региональной программы на предстоящий финансовый год предлагается учитывать две категории работников:
работники, планируемые к привлечению в предстоящем году;
работники, привлеченные в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов в текущем году, но не получившим предусмотренные законодательством меры поддержки.
Объем субсидии рассчитывался с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на 2018 год, предусмотренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2017 года N 1476-р.
При расчете субсидии предусматривались средства, необходимые для возмещения работодателям мер поддержки на работников, привлеченных в году, предшествующему предоставлению субсидии, в отношении которых не выполнены обязательства по финансовой поддержке.
Общий объем субсидии Российской Федерации на 2018 год составляет 150483,7 тыс. рублей на реализацию в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов. В рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов планируется привлечь из других субъектов Российской Федерации в 2018 году 674 работника, а также возместить финансовую поддержку работодателям, на 189 работников, привлеченных в 2017 году, в отношении которых не выполнены обязательства по предоставлению финансовой поддержки.
О реализации дополнительных мероприятий в субъектах СКФО
Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа "Развитие Северо-Кавказского Федерального округа" на период до 2025 года, приоритетно нацеленная на:
формирование условий для развития реального сектора экономики Северо-Кавказского федерального округа;
повышение качества жизни и благосостояния граждан;
снижение уровня безработицы.
Одной из составляющих государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского Федерального округа" на период до 2025 года является подпрограмма "Развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея" (далее-СКФО), в рамках которой должна быть решена задача по обеспечению курортов туристического кластера развитой инженерной и транспортной инфраструктурой, что в итоге должно способствовать увеличению туристического потока на курорты СКФО.
Одновременно с этим следует отметить, что в указанной подпрограмме не предусмотрено финансирования мер, направленных на развитие кадрового потенциала в СКФО, повышение квалификации имеющихся и привлекаемых специалистов, а также вовлечения незанятых граждан в различные сферы и формы занятости.
Акционерное общество "Курорты Северного Кавказа", созданное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея", в рамках мероприятий подпрограммы реализует в округе до 2025 года поэтапное введение в эксплуатацию туристических объектов туристско-рекреационного кластера СКФО:
1 этап - создание комплексов "Архыз" (Карачаево-Черкесская Республика), "Эльбрус" (Кабардино-Балкарская Республика), "Ведучи" (Чеченская Республика);
2 этап - комплексы "Армхи"(Республика Ингушетия), "Цори"(Республика Ингушетия), "Матлас" (Республика Дагестан), Каспийский прибрежный кластер(Республики Дагестан), "Мамисон" (Республика Северная Осетия - Алания) и бальнеологические курорты Ставропольского края (город-курорт Ессентуки, город-курорт Железноводск, город-курорт Кисловодск, г. Лермонтов, город-курорт Пятигорск, Минераловодский и Предгорный муниципальный районы Ставропольского края).
В соответствии с паспортом подпрограммы "Развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея" предполагалось выделить на мероприятия программы в 2017 году 7,22 млрд. рублей и в 2018 году - 7,97 млрд. рублей. Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы" на реализацию мероприятий подпрограммы запланировано в 2017 году 4, 28 млрд. рублей и в 2018 году 4,49 млрд. рублей.
Вместе с тем, реализация государственной программы "Развитие Северо-Кавказского Федерального округа" требует соответствующее прогрессивное формирование рынка трудовых ресурсов в СКФО, подготовку кадрового потенциала как для реализации инвестиционных проектов, так и для последующей эксплуатации инфраструктурных объектов, обеспечения туристических и информационных услуг.
Учитывая большой процент незанятого населения, а также концентрацию среди незанятого населения лиц в возрасте до 29 лет, представляется целесообразным осуществление комплекса дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Северо-Кавказском федеральном округе:
опережающее профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование и стажировка (в том числе в другой местности) работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), а также принимаемых на постоянную работу граждан, в целях обеспечения занятости населения в сфере строительства и курортно-туристическом комплексе, а также при реализации иных социально-экономических проектов;
стимулирование предпринимательской деятельности в целях создания новых рабочих мест;
независимая оценка квалификации работников, а также незанятых граждан, имеющих профессию (специальность), на соответствие профессиональным стандартам для получения свидетельства о квалификации
стажировка выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования с целью получения опыта работы для дальнейшего трудоустройства в организациях, испытывающих потребность в кадрах.
В результате реализации данных мер будет осуществлено вовлечение в различные сферы занятости активной части незанятого населения, а также повышение конкурентоспособности участников после приобретения новых специальностей (профессий).
В целях увеличения туристического потока в СКФО предполагается в рамках данных мероприятий в период 2018-2019 гг. проведение планомерной деятельности по обеспечению объектов туристической инфраструктуры квалифицированными специализированными кадрами, соответствующими требованиям международных стандартов качества оказания услуг.
Финансирование предлагается осуществлять с учетом софинансирования из средств федерального бюджета (субсидия). Согласно предварительной экспертной оценке на реализацию указанного проекта потребуется выделение финансовых средств в виде субсидии из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения:
В 2018 году на эти цели планируется направить 500,0 млн. рублей. В проекте предполагается участие более 8,2 тыс. человек в 2018 году.
Дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий не потребуется.
Финансирование указанных мероприятий предлагается осуществить при перераспределении средств в рамках государственной программы "Содействие занятости населения" за счет предполагаемой экономии средств на обеспечение социальных выплат безработным гражданам на этапе подготовки проекта Федерального закона о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 гг. Данная экономии средств обусловлена устойчивой динамикой снижения численности безработных граждан - получателей социальных выплат в целом по Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.