Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности""
(подготовлен Минтрансом России 02.11.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - проект федерального закона) призван восполнить существующий пробел в правовом регулировании информационного обеспечения в области транспортной безопасности и, в частности, внесения дополнений в положения, касающиеся единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности.
Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ) является основой системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое информационное пространство.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
В настоящее время в состав ЕГИС ОТБ, созданной Министерством транспорта Российской Федерации во исполнение части 1 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в рамках направления 5 общепрограммных мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1285-р, входят следующие функциональные информационные системы, обеспечивающие деятельность уполномоченных федеральных органов в области транспортной безопасности:
а) информационная система, созданная в целях сбора, обработки сведений о перевозках пассажиров и персонале (экипаже) транспортных средств;
б) информационная система, созданная в целях сбора, обработки и хранения информации в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности;
в) система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры;
г) единая межведомственная система сопряжения информационных систем, решающих задачи в области обеспечения безопасности на транспорте, в том числе со специализированной территориально-распределенной системой "Розыск-Магистраль" МВД России;
д) координационный центр Минтранса России.
Предлагаемыми положениями проекта федерального закона раскрывается полный состав (структура) ЕГИС ОТБ, восполняя пробел действующей редакции статьи 11 части 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", где упоминаются лишь автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств. Остальные функциональные информационные системы, входящие в состав ЕГИС ОТБ и реализующие необходимые процессы информационного обеспечения деятельности уполномоченных органов в сфере обеспечения транспортной безопасности, определенные Федеральным законом "О транспортной безопасности", исключены из сферы правового регулирования.
Без внесения соответствующих дополнений в законодательство в части раскрытия полной структуры ЕГИС ОТБ в статье 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" становится невозможным разработка и формирование подзаконных актов с регулированием в них отношений, связанных с определением правил формирования и функционирования всех входящих в ее состав функциональных информационных систем, что определено частью 1 подраздела I постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. N1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
Помимо этого вопроса, проект федерального закона уточняет организационные полномочия Министерства транспорта Российской Федерации в части не только создания ЕГИС ОТБ, что определено частью 1 действующей редакции статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", но и организации ее эксплуатации и дальнейшего развития (предлагаемые дополнения в указанную часть 1 действующей редакции статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").
Ограниченность функций и организационных полномочий Министерства транспорта Российской Федерации в части нормативно-правового регулирования функционирования ЕГИС ОТБ оказывает существенный негативный эффект на регулирование отношений в части организации эксплуатации всех входящих в ее состав функциональных информационных систем, ведения и использования их информационных ресурсов, ответственности за обеспечение информационной безопасности информационных ресурсов ограниченного доступа, необходимости развития функционала и модернизации ЕГИС ОТБ, применительно к меняющимся условиям ее функционирования.
Данное предложение отвечает положениям части 5 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": "Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком".
Учитывая данное требование, положениями проекта федерального закона, вносимыми в проектируемую часть 1.1 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" регулируется вопрос определения Правительством Российской Федерации по представлению Минтрансом России и согласованию с ФСБ России, МВД России и Минкомсвязи России Положения о ЕГИС ОТБ, а также в соответствии с проектируемой частью 1.2 статьи 11 определения иных функциональных информационных систем обеспечения транспортной безопасности с включением их в состав ЕГИС ОТБ.
В данном Положении (проектируемая часть 1.1 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности") будут определены цели создания, назначение и структура (состав) ЕГИС ОТБ, состав информационных ресурсов ее функциональных информационных систем, порядок их формирования (сбора), обработки и ведения, а также предоставления содержащихся в них данных с учетом требований, установленных частью 4 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", определены основы информационного взаимодействия с информационными системами федеральных органов исполнительной власти (включая их территориальные органы), уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции в области обеспечения безопасности населения на транспорте.
Все указанные в проекте федерального закона функциональные информационные системы ЕГИС ОТБ в настоящее время созданы и введены в эксплуатацию.
Изменения вносимые в часть 5.1. статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в части уточнения состава данных, передаваемых при бронировании проездных документов (билетов) в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств при осуществлении воздушных перевозок обусловлены принятием Европейским парламентом Европейского союза директивы Directive (EU) 2016/681 от 27 апреля 2016 года, регулирующей использование странами Европейского союза записей регистрации пассажиров (Passenger Name Record, далее - PNR), характеризующих персональные данные о пассажирах при осуществлении воздушных перевозок. В целях обоюдного исполнения, начиная с 25 мая 2018 года обязательств директивы как перевозчиками Российской Федерации, так и перевозчиками государств - членов Европейского союза при осуществлении перевозок воздушным транспортом в/из/над территорией Российской Федерации необходимо заключение межправительственных соглашений с государствами Евросоюза, в целях организации информационного обмена данными в формате PNR на паритетных условиях.
В настоящее время объем персональных данных авиапассажиров, подлежащих передаче уполномоченным российским государственным органам в соответствии с частью 5.1. статьи 11 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", существенно ограничен по сравнению с объемом записей регистрации пассажиров PNR, ввиду чего необходимо внести изменения в указанный федеральный закон.
Состав, содержание и принципы использования на воздушном транспорте записей регистрации пассажиров PNR определены стандартом Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Dос 9944 "Рекомендации в отношении записей регистрации пассажиров (РNR)" (2010 г.), стандартом Международной таможенной организации/ Международной организации гражданской авиации/ Международной ассоциации воздушного транспорта "PADIS EDIFACT Implementation Guide - PNRGOV Message" (2013 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.