Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер административной ответственности за нарушение прав потребителей"
(подготовлен Роспотребнадзором 30.10.2017 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер административной ответственности за нарушение прав потребителей
Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. N 3089; 2010, N 31, ст. 4208; 2013, N 51, N 6683; 2014, N 19, ст. 2317) следующие изменения:
статью 14.8 дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Понуждение потребителя, в том числе под угрозой отказа в заключении, исполнении, изменении, расторжении договора, к предоставлению персональных данных в случаях, когда обязанность предоставления таких данных не предусмотрена законодательством Российской Федерации и не связана с непосредственным исполнением договора с потребителем,
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2018 года.
Президент |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер административной ответственности за нарушение прав потребителей"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер административной ответственности за нарушение прав потребителей" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 6 поручений Правительства Российской Федерации от 01.06.2017 г. N ЮТ-П12-3532 и абзаца седьмого подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 г. N Пр-1004ГС в целях дополнительной защиты потребителей при сборе и обработке их персональных данных.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в действующей редакции не предусматривает мер административной ответственности за правонарушения в сфере защиты прав потребителей, связанные с понуждением потребителя, в том числе под угрозой отказа в заключении, исполнении, изменении, расторжении договора, к предоставлению персональных данных в случаях, когда обязанность предоставления таких данных не предусмотрена законодательством Российской Федерации и не связана с непосредственным исполнением договора с потребителем.
Указанные нововведения призваны ограничить практику принудительного предоставления персональных данных потребителями для целей, не связанных с заключением и исполнением договора, и корреспондируются с изменениями, вносимыми в статью 16 Закона "О защите прав потребителей", в части установления запрета на понуждение к предоставлению персональных данных потребителя при заключении договора.
Такой подход соответствует Руководящим принципам Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 22.12.2015 г., которые в числе принципов добросовестной деловой практики называют защиту личной информации и использование механизмов получения согласия на сбор и использования личных данных потребителей, а также п. 48 Рекомендаций Совета ОЭСР по защите прав потребителей в электронной торговле от 24 марта 2016 N C (2016)13 в соответствии с которыми компании должны защищать конфиденциальность потребителя, гарантируя, что их практика в отношении сбора и использования потребительских данных является законной, прозрачной и справедливой.
Законопроект предусматривает срок вступления закона в силу, отличный от общепринятого, ввиду очевидной необходимости переходного периода для соответствующих субъектов предпринимательской деятельности, в том числе для изменения подходов, связанных с предоставлением обязательной для потребителей информации.
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в отдельные подзаконные акты и не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер административной ответственности за нарушение прав потребителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер административной ответственности за нарушение прав потребителей"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер административной ответственности за нарушение прав потребителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.