Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства""
(подготовлен Минсельхозом России 30.10.2017 г.)
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 31, ст. 4700,N 50, ст. 7359; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 52, ст. 7535) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) в пункте 6 исключить слова "и которые допущены к использованию";
б) в пункте 13 исключить слова "на двадцать и более процентов";
в) в пункте 14 исключить слова "более чем на тридцати процентах площади земельных участков, занятых посадками многолетних насаждений,";
г) пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15) утрата (гибель) сельскохозяйственных животных - имевшие место в период действия договора сельскохозяйственного страхования падеж или вынужденный убой сельскохозяйственных животных в результате наступления событий, предусмотренных статьей 8 настоящего Федерального закона, а также вынужденный убой находящихся на территории страхования сельскохозяйственных животных, факт заболевания которых заразными болезнями не установлен, осуществляемый в порядке, установленном ветеринарным законодательством Российской Федерации, и направленный на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней животных, предусмотренных пунктом 3 статьи 2 настоящего Федерального закона;";
2) в статье 3:
а) в части 4 слова "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации." заменить словами "уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.";
3) в статье 4:
а) в пункте 3:
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) в отношении сельскохозяйственной культуры, за исключением многолетних насаждений и многолетних трав прошлых лет посева, не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней после окончания ее сева или посадки;";
дополнить подпунктом "г" следующего содержания:
"г) в отношении многолетних трав прошлых лет посева не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней после окончания сева или посадки сельскохозяйственным товаропроизводителем яровых сельскохозяйственных культур. В случае если сельскохозяйственный товаропроизводитель в текущем году не осуществлял сев или посадку яровых сельскохозяйственных культур, не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней после окончания сева или посадки яровых сельскохозяйственных культур в субъекте Российской Федерации, в котором сельскохозяйственный товаропроизводитель возделывает многолетние травы прошлых лет посева;";
б) в пункте 4 слово "пятьдесят" заменить словами "не менее пятидесяти";
в) в пункте 5 слова "случая, предусмотренного статьей" заменить словами "случаев, предусмотренных частью 1 статьи";
г) в пункте 6 слово "восемьдесят" заменить словом "семьдесят";
д) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7) договор сельскохозяйственного страхования риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, в том числе урожая многолетних насаждений, договор сельскохозяйственного страхования риска утраты (гибели) посадок многолетних насаждений предусматривают установление безусловной франшизы, при этом минимальный размер такой франшизы не может быть менее десяти процентов, а максимальный размер не может превышать пятидесяти процентов страховой суммы в отношении каждой сельскохозяйственной культуры, группы многолетних насаждений;";
е) дополнить новым пунктом 8 следующего содержания:
"8) договор сельскохозяйственного страхования риска утраты (гибели) сельскохозяйственных животных может предусматривать установление безусловной франшизы или агрегатной безусловной франшизы. Агрегатная безусловная франшиза устанавливается для совокупности страховых случаев в течение срока действия указанного договора. В случае, если договор сельскохозяйственного страхования риска утраты (гибели) сельскохозяйственных животных предусматривает установление безусловной франшизы или агрегатной безусловной франшизы, размер такой франшизы не может превышать тридцать процентов страховой суммы в отношении каждого вида, пола, возрастного состава сельскохозяйственных животных;";
ж) пункты 8 и 9 считать пунктами 9 и 10 соответственно;
з) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11) уплата сельскохозяйственным товаропроизводителем страховой премии, в размере, указанном в пункте 4 настоящей статьи, осуществляется не позднее чем в течение:
а) двадцати пяти календарных дней после окончания сева или посадки сельскохозяйственной культуры - при заключении договора страхования в отношении сельскохозяйственной культуры, за исключением многолетних насаждений и многолетних трав прошлых лет посева;
б) двадцати пяти календарных дней после окончания сева или посадки сельскохозяйственным товаропроизводителем яровых сельскохозяйственных культур - при заключении договора страхования в отношении многолетних трав прошлых лет посева. В случае, если сельскохозяйственный товаропроизводитель в текущем году не осуществлял сев или посадку яровых сельскохозяйственных культур, то не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней после окончания сева или посадки яровых сельскохозяйственных культур в субъекте Российской Федерации, в котором сельскохозяйственный товаропроизводитель возделывает многолетние травы прошлых лет посева;
в) пятнадцати календарных дней после даты заключения договора страхования - при заключении договора страхования в отношении многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных";
4) часть 1 статьи 5 дополнить словами "Экспертиза проводится независимыми экспертами на основании обследования объектов страхования, если обследование возможно на момент проведения экспертизы, а также на основании представленных страховщиком и (или) страхователем документов и материалов, в том числе авиационного и космического мониторинга сельскохозяйственных культур.";
5) в статье 8:
а) пункт 1 части 1 изложить в следующей редакции:
"1) воздействие опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений и стихийных бедствий (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, град, крупный град, сильная пыльная (песчаная) буря, ледяная корка, сильный ливень, очень сильный дождь, продолжительный дождь, продолжительный сильный дождь, раннее появление или установление снежного покрова, промерзание верхнего слоя почвы, половодье, наводнение, подтопление, паводок, оползень, переувлажнение почвы, сильный ветер, очень сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, сход снежных лавин, сель, природный пожар);";
б) в части 2:
дополнить пунктом "2" следующего содержания:
"2) вынужденный убой сельскохозяйственных животных, факт заболевания которых заразными болезнями не установлен, осуществляемый в порядке, установленном ветеринарным законодательством Российской Федерации, и направленный на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней животных, предусмотренных пунктом 3 статьи 2 настоящего Федерального закона;";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"3) стихийные бедствия и опасные для производства сельскохозяйственной продукции природные явления (удар молнии, землетрясение, сильная пыльная (песчаная) буря, ураганный ветер, сильная метель, буран, наводнение, обвал, сход снежных лавин, сель, оползень);";
пункты 3, 4 считать пунктами 4, 5 соответственно.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.
Президент |
В.Путин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
(далее - законопроект)
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон) государственной поддержке подлежит страхование рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных в результате событий, указанных в статье 8 Федерального закона.
1. В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона "сельскохозяйственные культуры - культуры, в том числе многолетние насаждения, сорта которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений и которые допущены к использованию".
Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" сорта сельскохозяйственных растений, допущенных в соответствии с Государственным реестром селекционных достижений к использованию в одних регионах Российской Федерации, не запрещается использовать в других регионах Российской Федерации.
Таким образом, сельскохозяйственные товаропроизводители, возделывающие сельскохозяйственные культуры, которые внесены в Государственный реестр селекционных достижений, но не допущены к использованию в регионе возделывания, не имеют возможности застраховать урожай данных культур, чтобы обеспечить финансовую устойчивость своих предприятий в случае воздействия событий, указанных в части 1 статьи 8 Федерального закона.
В связи с этим из пункта 6 статьи 2 Федерального закона предлагается исключить слова "и которые допущены к использованию".
2. Изменения, вносимые в пункт 15 статьи 2 Федерального закона обусловлены необходимостью приведения ее в соответствии с содержанием пункта 2 статьи 2 Федерального закона. Данное изменение, а также изменение, касающееся дополнения подпункта 1 пункта 2 статьи 8 Федерального закона позволят сельскохозяйственным товаропроизводителям получать страховые возмещения в случае вынужденного убоя застрахованных животных, факт заболевания которых заразными болезнями не установлен, осуществляемый в порядке, установленном ветеринарным законодательством Российской Федерации, и направленным на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней животных, включенных в перечень, утвержденный уполномоченным органом.
В настоящее время страховые организации отказывают сельскохозяйственным товаропроизводителям в выплате страхового возмещения, мотивируя это тем, что утрата (гибель) животных в результате вынужденного убоя произошла не в результате наступления событий, предусмотренных статьей 8 Федерального закона.
3. При принятии к субсидированию договоров страхования многолетних трав прошлых лет посева возникают определенные сложности, так как в Федеральном законе установлено, что договор страхования в отношении сельскохозяйственных культур должен быть заключен не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней после окончания их сева.
В связи с этим в часть 3 статьи 4 Федерального закона вводится подпункт, в соответствии с которым договор страхования в отношении многолетних трав прошлых лет посева должен быть заключен не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней после окончания сева или посадки сельскохозяйственным товаропроизводителем яровых сельскохозяйственных культур.
4. Указание в пункте 11 статьи 4 Федерального закона условия о сроках уплаты сельскохозяйственным товаропроизводителем части начисленной по договору сельскохозяйственного страхования страховой премии обусловлено тем, что сельскохозяйственные товаропроизводители по разным причинам затягивают сроки уплаты части начисленной по договору страхования страховой премии, что ведет к сокращению срока ответственности страховщика за утрату (гибель) объекта страхования (урожай, посадки, животные).
Имеют место случаи, когда уплата сельскохозяйственными товаропроизводителями части страховой премии осуществлялась вплоть до начала уборки урожая, когда риск утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур минимальный, а ответственность страховщика началась после наступления большинства событий, от воздействия которых и осуществлялось страхование риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур. При этом в данном случае страховщик практически не несет страховой ответственности с даты заключения договора до момента уплаты сельскохозяйственным товаропроизводителем части начисленной по договору сельскохозяйственного страхования страховой премии.
5. Изменения, вносимые в пункт 5 статьи 4 Федерального закона, обусловлены необходимостью уточнения касательно случаев возможного прекращения договоров сельскохозяйственного страхования.
6. Изменения, вносимые в пункт 6 статьи 4 Федерального закона об установлении в договоре страховой суммы не менее семидесяти процентов (взамен не менее восьмидесяти процентов) страховой стоимости урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных позволит снизить размер страховой премии и, соответственно, финансовую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей во время посевных кампаний.
7. В пункт 1 части 1 статьи 8 Федерального закона добавлены слова "стихийные бедствия", так как в перечне событий, указанных в данном пункте, кроме опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений, есть и стихийные бедствия.
В пункте 1 части 1 слово "градобитие" предлагается заменить словом "град, крупный град", слова "пыльная буря" заменить словами "сильная пыльная (песчаная) буря", слово "лавина" заменить словами "сход снежных лавин", так как в соответствии с руководящим документом РД 52.88.699-2008 "Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений", утвержденным приказом Росгидромета от 16 октября 2008 г. N 387, и ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" указаны опасные природные явления "град, крупный град", "сильная пыльная (песчаная) буря", "сход снежных лавин" и нет опасных природных явлений "градобитие", "пыльная буря", "лавина".
Следует отметить, что в Федеральном законе указан не полный перечень опасных природных явлений, происходящих на территории Российской Федерации (затяжные дожди во время уборки в различных регионах России, раннее установление снежного покрова, промерзание верхнего слоя почвы). В связи с этим данный перечень предлагается дополнить вышеуказанными опасными природными явлениями. Данная поправка позволит расширить страховое покрытие от основных опасных природных явлений, влияющих на сельскохозяйственное производство, и не приведет к увеличению предельных размеров ставок для расчета размера субсидий.
Пункт 2 части 2 статьи 8 Федерального закона добавлен словами "опасные для производства сельскохозяйственной продукции природные явления", так как в перечне событий, указанных в данном пункте, кроме стихийных бедствий есть и опасные для производства сельскохозяйственной продукции природные явления (пыльная буря, ураганный ветер, сильная метель, лавина, сель).
В пункте 2 части 2 слова "пыльная буря" предлагается заменить словами "сильная пыльная (песчаная) буря", слово "лавина" заменить словами "сход снежных лавин", так как в соответствии с руководящим документом РД 52.88.699-2008 "Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений", утвержденным приказом Росгидромета от 16 октября 2008 г. N 387, и ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" указаны опасные природные явления "сильная пыльная (песчаная) буря", "сход снежных лавин" и нет опасных природных явлений "пыльная буря", "лавина".
8. Согласно действующей редакции части 13 статьи 2 Федерального закона "утрата (гибель) урожая сельскохозяйственной культуры", определяется как его снижение на 20 и более процентов по сравнению с запланированным урожаем, согласно действующей редакции части 14 статьи 2 Федерального закона "утрата (гибель) посадок многолетних насаждений" определяется как потеря многолетними насаждениями жизнеспособности более чем на 30% посадочной площади.
Согласно действующей редакции части 7 статьи 4 Федерального закона, договором сельскохозяйственного страхования может предусматриваться установление безусловной франшизы, размер которой не может превышать 30% страховой суммы в отношении каждой сельскохозяйственной культуры, группы многолетних насаждений.
Практика сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой показала, что у сельскохозяйственных товаропроизводителей существует потребность в снижении критериев утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений. Необходимость снижения таких критериев особенно очевидна для регионов Российской Федерации, находящихся в благоприятных природно-климатических зонах, так как существующая система сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой делает практически невозможным получение возмещения по договору, если страховое событие не носило катастрофический характер, но все же привело к снижению урожая.
В тоже время в регионах, относящихся к зоне рискованного земледелия, наблюдается снижение интереса, а иногда полный отказ от заключения договоров сельскохозяйственного страхования со стороны страховых организаций, что приводит к невозможности сельскохозяйственным товаропроизводителям застраховать свой урожай и посадки многолетних насаждений по действующим условиям сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. Увеличение максимального размера безусловной франшизы с 30 до 50 процентов увеличит интерес страховых компаний к сельскохозяйственному страхованию в зонах рискового земледелия, приведет к появлению более дешевого страхового продукта, что в свою очередь, позволит большинству сельскохозяйственных товаропроизводителей, испытывающих финансовые затруднения при заключении договоров сельскохозяйственного страхования во время посевных кампаний, без особых финансовых затрат заключить договоры страхования риска катастрофической утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений.
Исключение порога утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений не приведет к необходимости увеличения бюджетных средств, необходимых для субсидирования заключенных договоров сельскохозяйственного страхования, так как одновременно с ним обязательным условием будет установление безусловной франшизы, минимальный размер которой не может быть менее десяти процентов от страховой суммы.
В соответствии с вышесказанным вносятся следующие изменения: внести изменения в часть 13 и часть 14 статьи 2 об исключении критериев утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений; внести изменение в пункт 7 статьи 4 установлении безусловной франшизы, минимальный размер которой не может быть менее 10 процентов и об увеличении максимального размера франшизы с 30 до 50 процентов по договорам страхования риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, риска утраты (гибели) посадок многолетних насаждений.
9. Важнейшими составляющими агрострахования, являются объективное установление факта наступления страхового события и точное определение размера страховой выплаты.
На практике наличие или отсутствие страхового события и факт его влияния на застрахованные поля определяется по данным крайне немногочисленных метеостанций Росгидромета, которые часто находятся на значительном удалении от застрахованных полей. Неточность получаемых в этом случае данных, усложняет однозначное и объективное подтверждение страхового случая, приводит к тому, что аграрий вынужден собирать дополнительный пакет документов, в результате чего процесс рассмотрения заявления о страховом случае существенно затягивается, что вызывает недовольство страхователей и приводит к судебным разбирательствам.
Инновационным методом получения объективных данных о фактах гибели урожая, позволяющим упростить процесс подтверждения страховых случаев, могут служить фото- и видео- снимки, полученные в ходе дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) авиационными и спутниковыми средствами с использованием инструментов авиационного и космического мониторинга.
Использование данных авиационного и космического мониторинга позволяет устанавливать влияние страховых событий на посевы, факт наличия/отсутствия страхового случая, что будет способствовать укреплению взаимного доверия между страховщиком и страхователем, повысит заинтересованность обеих сторон в развитии агрострахования, а также станет первым шагом к постепенному переходу российских аграриев к "точному" земледелию.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и увеличения предельных размеров ставок для расчета объема субсидий по договорам сельскохозяйственного страхования с господдержкой в области растениеводства и в области животноводства.
Часть сельскохозяйственных товаропроизводителей, испытывающих финансовые затруднения при заключении договоров сельскохозяйственного страхования от риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур во время посевных кампаний, но предпочитающих иметь страховую защиту, перейдут к заключению договоров сельскохозяйственного страхования урожая сельскохозяйственной культуры с применением безусловной франшизы в размере до 50% и страховой суммы в размере до 70% от страховой стоимости,что позволит предоставить господдержку большему количеству сельскохозяйственных товаропроизводителей при отсутствии увеличения общего объема выделяемых бюджетных средств.
Реализация данного проекта Федерального закона будет осуществляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.