Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 02.11.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации" (далее - проект закона) разработан во исполнение пункта 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 10.10.2017 N ДК-П9-267пр и в целях приведения норм водного законодательства к единообразию с нормами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.
В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее - Санитарные правила).
Зоны санитарной охраны организовываются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Пунктом 1 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, без разграничения режима в зависимости от пояса зоны санитарной охраны.
В то же время, Санитарными правилами полный запрет сброса сточных вод установлен в отношении первого пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.
Проект закона вносит изменения в статью 44 Водного кодекса и допускает осуществление сбросов сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах третьего пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Данное изменение обусловлено тем, что сегодня в силу статьи 44 Водного кодекса сброс даже нормативно очищенных сточных вод в такие водные объекты запрещен, что препятствует эксплуатации объектов инфраструктуры и оформлению необходимых разрешительных документов.
Учитывая изложенное, в одной только Кировской области около сотни предприятий, обслуживающих, в том числе, сферу жилищно-коммунального хозяйства, теплоэлектростанции, оказались "вне закона".
По окончании срока действия ранее выданных лицензий на водопользование из-за положений статьи 44 Водного кодекса не представляется возможным выдать новое решение о предоставлении водного объекта в пользования для целей сброса сточных вод. Аналогичная ситуация сложилась и в других регионах, таких, например, как Чувашская Республика, Пензенская, Ярославская, Ивановская, Тверская, Смоленская и Московская области.
При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 47 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" допускается осуществлять сбросы в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, для которых установлены предельно допустимые концентрации.
Статьей 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что критерии безопасности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов устанавливаются санитарными правилами.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
СанПиН "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы" допускают отведение сточных вод в водные объекты, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве, после их очистки с соблюдением санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.
Устанавливаемые в законопроекте номы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29.05.2014), положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте закона отсутствуют положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Ввиду изложенного, проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проекта закона, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", не требуется.
Принятие проекта закона не предполагает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Принятие проекта закона не предполагает изменений и дополнений полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Принятие закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.