Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении Правил регистрации прав на строящиеся суда в морских портах" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 7 апреля 2017 года по 5 мая 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/04-17/00063732).
В сводке предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта, представленной разработчиком, рассмотрены все поступившие замечания и предложения и предоставлены пояснения и комментарии о причинах учета (отклонения) указанных замечаний и предложений при доработке проекта акта.
Согласно информации, представленной разработчиком в сводном отчете, основанием для разработки проекта акта является пункт 4 статьи 376 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ).
В настоящее время регистрация прав на строящиеся суда осуществляется в соответствии с приказом Минтранса России от 9 декабря 2010 г. N 277 "Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских портах" (далее - действующие Правила).
Согласно позиции разработчика необходимость разработки проекта акта, предусматривающего новый порядок регистрации прав на строящиеся суда, вызвана изменениями в российском законодательстве в части владения, пользования и распоряжения судами, в том числе строящимися.
Целью предлагаемого регулирования является упорядочение, систематизация, приведение в соответствие с действующим законодательством правил регистрации прав на строящиеся суда в морских портах.
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия с 6 октября 2017 года по 12 октября 2017 г. Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта. В ходе проведенных публичных консультаций были получены позиции ОООР "Российская палата судоходства", АО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", филиалов ФГБУ "АМП Охотского моря и Татарского пролива" в морских портах Николаевск-на-Амуре, Ванино, Советская Гавань и Охотск, ФГБУ "АМП Черного моря", ФГБУ "АМП Западной Арктики" в морском порту Мурманск, ФГБУ "АМП Приморского края и Восточной Арктики", учтенные при подготовке настоящего заключения.
Минэкономразвития России концептуально поддерживает предлагаемое разработчиком регулирование. Вместе с тем по проекту акта с учетом результатов публичных консультаций и информации, представленной разработчиком в сводном отчете, могут быть сделаны следующие замечания.
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 КТМ РФ действие указанного Кодекса распространяется как на морские суда, так и на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. При этом суда смешанного плавания могут регистрироваться, в том числе, в морских портах. Однако согласно пункту 38 проекта акта в реестре строящихся судов подлежат государственной регистрации права на строящиеся суда, которые после постройки считаются только морскими.
В этой связи считаем целесообразным распространить сферу действия проекта акта на суда смешанного (река-море) плавания либо представить обоснование указанного ограничения.
Отмечаем, что в случае расширения сферы действия проекта акта представляется целесообразным указать, что в случае, если право на строящееся судно зарегистрировано в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, повторно регистрироваться по процедурам, предусмотренным проектом акта, не требуется и наоборот.
2. В соответствии с частью 1 статьи 37 КТМ РФ судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов. Таким образом, после постройки судно должно быть исключено из реестра строящихся судов и зарегистрировано в одном из реестров, предусмотренных КТМ РФ. Однако проектом акта не определен порядок исключения судна из реестра строящихся судов.
Таким образом, отсутствие процедуры исключения судна из реестра строящихся судов может привести к невозможности государственной регистрации уже построенного судна. В этой связи обращаем внимание на необходимость включения в проект акта порядка исключения судна из реестра строящихся судов.
3. В соответствии с частью 6 статьи 377 КТМ РФ реестр строящихся судов, в котором регистрируется ипотека строящегося судна, и любые документы, которые подлежат передаче в орган регистрации, являются открытыми, и любое заинтересованное лицо имеет право получить выписки из них и копии таких документов.
Однако проектом акта не предусмотрен порядок предоставления выписок из реестра*(1).
Кроме того, не раскрыт вопрос открытого доступа к данным такого реестра. Так, проектом акта не предусмотрен порядок ведения такого реестра, то есть, кем ведется, где публикуется такой реестр и с какой периодичностью информация должна быть занесена в открытый реестр и доступна заинтересованным лицам.
С учетом необходимости решения поставленной Президентом Российской Федерации задачи по цифровизации российской экономики и обеспечению открытости информации Минэкономразвития России считает целесообразным предусмотреть возможность бесплатного получения открытой информации, содержащейся в реестре, за исключением персональных данных и информации, относящейся к государственной тайне, а также порядок получения выписок из реестра в соответствии со статьей 50 КТМ РФ.
4. В настоящее время государственная регистрации прав на строящееся судно осуществляется в соответствии с разделом IV действующих Правил. В этой связи считаем необходимым признать указанные нормы недействующими с даты вступления в силу проекта акта.
5. В настоящее время действуют утвержденные формы свидетельств о государственной регистрации прав на судно (строящееся судно). Проектом акта предусмотрено внесение изменений в указанные формы. Имеющиеся в наличии формы свидетельств отличаются от предлагаемых проектом акта.
Отмечаем, что переходный период в 30 дней, предусмотренный проектом акта, может оказаться недостаточным для выпуска необходимого количества бланков новой формы. Минэкономразвития России считает целесообразным для выпуска новых форм свидетельств предусмотреть переходный период, достаточный для печати и распространения таких бланков, не менее 6 месяцев.
6. Проектом акта не предусмотрена возможность совершения юридически значимых действий при государственной регистрации судов посредством применения электронных документов. При этом отмечаем, что в соответствии с пунктом 42 проекта акта реестры судов ведутся на бумажных и электронных носителях. Пунктом 43 проекта акта предусмотрено ведение судового дела, содержимое которого, то есть копии всех помещенных в судовое дело документов, должны быть отсканированы и храниться на электронных носителях. Судовые дела и книга учета документов также должны дублироваться на электронных носителях. Таким образом, документы, поданные в регистрационный орган, в обязательном порядке сканируются, при этом объемы таких документов могут доходить до 500-1000 листов на одно судно или сделку. Обращаем внимание на то, что время, затраченное специалистом по регистрации судов на сканирование и обработку документов, как и время предоставления услуги, может быть значительно сокращено в случае установления возможности подачи заявителем электронных документов.
В этой связи представляется необходимым предусмотреть возможность подачи документов в электронном виде, учитывая значительные объемы документов, которые необходимо оцифровать при процедуре регистрации.
7. В пункте 4 проекта акта в соответствии с частью 4 статьи 376 КТМ РФ закреплено, что реестр строящихся судов, которые после постройки считаются морскими судами, ведется в морских портах, расположенных вблизи судостроительных организаций. Отмечаем, что в случае существенного различия в местонахождении судовладельца и местонахождении судостроительной организации указанное требование накладывает избыточные материальные и временные затраты как в случае личной подачи документов на регистрацию (затраты на проезд в ближайший морской порт и временные затраты), так и в случае почтового отправления (дополнительные временные и материальные затраты в связи с большим расстоянием между заявителем и морским портом).
Кроме того, по информации, представленной представителями бизнес-сообщества, на практике возникают спорные ситуации в связи со способами измерения расстояния от строительной организации до морского порта, а также равноудаленностью нескольких морских портов. Так, при субъективном измерении указанного расстояния капитанами морских портов или сотрудниками их служб может возникнуть риск отказа в регистрации. Проектом акта вышеуказанная проблема не разрешается.
В этой связи Минэкономразвития России рекомендует разработчику проработать вопрос целесообразности установления каких-либо ограничений по месту регистрации, учитывая ведение централизованного учета прав на строящиеся суда.
8. Пунктом 9 проекта акта раскрывается перечень информации, которую требуется указать в заявлении на государственную регистрацию прав на строящееся судно. Пунктом 40 проекта акта закреплен перечень информации, которая должна содержаться в реестре. Обращаем внимание, что указанные перечни различны. Так, например, в заявлении необходимо указать назначение судна, район плавания и наименование реестра судов, в котором судно будет зарегистрировано после окончания строительства, которые не будут отражены в реестре.
Вместе с тем представление такой информации в целях регистрации прав на строящееся судно представляется излишним, поскольку за время постройки судна район плавания, назначение судна и реестр судов могут меняться на усмотрение судовладельца. Кроме того, является избыточным запрос информации у заявителя, которая впоследствии не будет представлена в реестре.
Таким образом, считаем необходимым указанные перечни оценить с точки зрения целесообразности представляемой информации в целях регистрации, а также сделать такие перечни идентичными.
9. В соответствии с пунктами 13 проекта акта орган государственной регистрации в течение 20 рабочих дней с даты приема (получения по почте) заявления проводит проверку документов. Отмечаем, что срок регистрации судов в соответствии с действующими Правилами составляет 3 рабочих дня со дня подачи заявления.
Согласно пункту 14 проекта акта со дня окончания проверки орган государственной регистрации оформляет свидетельство о праве собственности на строящееся судно. Затем в соответствии с пунктом 15 проекта акта свидетельство выдается в течение 5 рабочих дней. Таким образом, процедура регистрации права собственности занимает порядка 28 рабочих дней.
Согласно информации, представленной разработчиком в сводке предложений по итогам размещения текста проекта нормативного правового акта, действующий срок регистрации судов недостаточен для осуществления регистрационных действий.
Пятикратное увеличение срока по регистрации прав на практике является существенным затруднением для гражданско-правового оборота объектов регистрации.
Отмечаем, что в случае отсутствия необходимости перевода полученных документов в электронный вид представляется целесообразным сокращение сроков выдачи свидетельства о регистрации.
Таким образом, представляется целесообразным дополнительно проработать вопрос об указанных сроках.
10. Государственная регистрация прав на строящиеся суда является государственным полномочием, переданным статьей 76 КТМ РФ капитану морского порта. Данная процедура подразумевает заявительный порядок обращения. Результатом является выдача документа, подтверждающего регистрацию. При этом в соответствии с пунктом 3 приказа Минтранса России от 17 февраля 2014 г. N 39 "Об утверждении Положения о капитане морского порта" капитан морского порта является должностным лицом и согласно пункту 1 статьи 74 КТМ РФ осуществляет административно-властные полномочия. Для государственной регистрации необходимо взаимодействие сторон в процессе оказания услуги, то есть необходим личный контакт органа, оказывающего услугу, с получателем услуги. Таким образом, формально услуга по регистрации прав на строящиеся суда не является государственной услугой, но содержит все признаки такой услуги, за исключением статуса капитана морского порта.
В этой связи считаем целесообразным инициировать включение услуги по регистрации строящихся судов в реестр государственных услуг, разработать административный регламент предоставления услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
11. Согласно абзацу седьмому пункта 9 проекта акта в заявлении необходимо указать сведения о размерениях судна, в том числе длину киля. Аналогичное требование установлено абзацем вторым пункта 20 проекта акта и абзацем вторым пункта 22 проекта акта. Вместе с тем в соответствии с позициями субъектов предпринимательской деятельности, представленными в ходе публичных консультаций, в проектной документации и других судовых документах величина длины киля не указывается.
Таким образом, заявитель может не знать величину такого показателя. В этой связи представляется целесообразным исключить данное требование.
12. В соответствии с пунктом 8 проекта акта право собственности на строящееся судно может быть зарегистрировано при условии закладки киля или проведения равноценных строительных работ, подтвержденных заключением эксперта. Однако действующим законодательством не предусмотрено, кто может выступать в качестве эксперта и какие требования к таким экспертам должны предъявляться. В этой связи заявитель может столкнуться с проблемой отказа в регистрации права собственности по субъективному решению капитана морского порта.
В целях снижения рисков безосновательных отказов в регистрации считаем целесообразным конкретизировать указанную норму проекта акта.
13. Предусмотренные проектом акта нормы не соответствуют нормам действующего законодательства и влекут возникновение излишних расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности. Так, пунктом 27 проекта акта предусмотрено, что плата за государственную регистрацию ипотеки строящего судна устанавливается Правительством Российской Федерации. Обращаем внимание, что действующим налоговым законодательством размер государственной пошлины за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав устанавливается пунктом 61 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, КТМ РФ также не установлена норма о платности регистрации ипотеки строящегося судна.
Таким образом, считаем необходимым исключить пункт 27 проекта акта в части установления платы за государственную регистрацию ипотеки строящегося судна.
14. В соответствии с пунктом 51 проекта акта по результатам проверки документов орган регистрации составляет заключение. При этом указанное заключение является основанием для принятия решения о государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав и изменений прав на строящееся судно или об отказе в государственной регистрации. Однако пунктом 6 проекта акта основаниями для государственной регистрации прав на строящееся судно являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) таких прав. Таким образом, возникает неопределенность в том, что является основанием для государственной регистрации.
Кроме того, представленные заявителем документы хранятся в судовых делах в соответствии с пунктами 41-47 проекта акта. Заключение, предусмотренное пунктом 51 проекта акта, далее не используется. Вместе с тем в проекте акта отсутствуют положения о необходимости хранения данного заключения. В этой связи целесообразность такого заключения отсутствует.
Таким образом, считаем необходимым исключить пункт 51 из проекта акта.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Необходимость подтверждения наличия строящегося судна в реестре может быть обусловлена, например, подачей документов в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения льготных ставок и налоговых вычетов, в число которых должна быть представлена такая выписка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.