Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в статью 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке проект акта разработан в целях повышения эффективности осуществления противодействия контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов. Проект акта предусматривает усиление уголовной ответственности в упомянутой сфере путем снижения в отношении лесоматериалов, предусмотренных перечнем стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), величины стоимостного предела, предусмотренного примечанием 2 к статье 226.1 УК РФ, превышение которого при незаконном перемещении стратегически важных товаров и ресурсов через таможенную границу Евразийского экономического союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза влечет применение уголовной ответственности, предусмотренной этой статьей, с 1 млн. рублей до 250 тыс. рублей.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены не в полной мере. Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
Ранее проект акта направлялся на заключение об оценке регулирующего воздействия письмом Минфина России от 7 апреля 2017 г. N 03-09-20/20736. Минэкономразвития России подготовило уведомление о несоблюдении разработчиком процедур, предусмотренных пунктами 9 - 23 Правил, и направило его в адрес разработчика письмом от 14 апреля 2017 г. N 10187-СШ/Д26и (далее - уведомление).
Разработчиком проведены публичные обсуждения доработанного проекта акта и сводного отчета в срок с 12 июля 2017 года по 8 августа 2017 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/06-16/00049743) (далее - официальный сайт). Предложения по проекту акта в ходе публичных обсуждений не поступали.
По результатам анализа положений проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний при доработке проекта акта.
1. Разработчиком были учтены ранее высказанные замечания об изменении степени регулирующего воздействия проекта акта, а также о размещении текста проекта акта и сводного отчета в карточке на официальном сайте.
Вместе с тем разработчиком не представлено достаточное обоснование предлагаемого регулирования (не рассчитаны убытки в виде реального ущерба и упущенной выгоды, возникающие вследствие нарушения статьи 226.1 УК РФ, не приведены обоснования необходимости привлечения большего числа лиц к уголовной ответственности, не приведен анализ положений контроля или мониторинга, оптимизация которого могла бы привести в уменьшению числа указанных правонарушений).
Полагаем, что снижение в отношении лесоматериалов, предусмотренных перечнем стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК РФ, величины стоимостного предела с 1 млн. рублей до 250 тыс. рублей представляет собой существенное усиление меры уголовной ответственности, которое может привести к увеличению числа привлекаемых к ответственности лиц.
Вместе с тем разработчиком не приведен прогноз увеличения числа случаев привлечения к ответственности в случае вступления в силу проекта акта, не указаны недостатки правоприменения статьи 226.1 УК РФ в действующей редакции, то есть не представлены обоснования ужесточения уголовной ответственности.
По мнению Минэкономразвития России, снижение крупного размера в отношении преступлений с лесоматериалами с 1 млн. рублей до 250 тыс. рублей требует дополнительного обоснования примерами судебной практики по привлечению к ответственности виновных лиц согласно статье 226.1 УК РФ. Кроме того, снижение крупного размера для целей применения статьи 226.1 УК РФ фактически в 4 раза может привести к значительному росту числа указанных преступлений, поскольку будет произведена вторичная, дифференцирующая криминализация деяния (расширение существующего запрета)*(1).
Вместе с тем Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (статья 16.2), которая может быть применена в настоящее время за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных товаров и ресурсов.
Санкция за нарушение указанного запрета представляет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Вместе с тем санкция статьи 226.1 УК РФ представляется чрезмерно высокой за такое преступление (лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или с ограничением свободы на срок до одного года). Расширение существующего запрета путем уменьшения значения крупного размера приведет к увеличению числа осужденных лиц, приговоренных к лишению свободы, с дальнейшими ограничениями в части течения срока судимости.
Кроме того, разработчиком представлены данные, согласно которым в 2015 г. было зафиксировано 82 преступления, а в 2016 г. - 106, что свидетельствует о несистемном характере правонарушения. При увеличении количества преступлений за один год на 25% значение крупного размера проектом акта уменьшается на 75%, что также представляется необоснованным.
Полагаем, что существенная разница в санкциях указанных выше статей и дифференцирующая криминализация деяния представляют собой выбор неоптимального способа регулирования, внедрение которого приведет к увеличению числа осужденных лиц и увеличению нагрузки на судебную систему Российской Федерации, что требует дополнительной проработки вопроса с Верховным Судом Российской Федерации.
2. В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основной группой субъектов предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, интересы которой будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются федеральные органы исполнительной власти и организации. Отмечаем, что разработчиком не проведена количественная оценка участников отношений.
Кроме того, разработчиком не заполнены пункты 8-9, 11, 12-15 сводного отчета, на что было ранее указано в уведомлении.
С учетом изложенного на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования. Кроме того, сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Нечаев А.Д. Основания классификации и виды криминализации и декриминализации // Журнал российского права. 2017. N 6. С. 105 - 114.; Нечаев А.Д. Типология (де)криминализации (обзор отечественного законотворчества) // Российская юстиция. 2017. N 2. С. 59 - 62.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.