Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Положение о государственном ветеринарном надзоре" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Из представленной разработчиком пояснительной записки и сводного отчета следует, что проект акта разработан в связи с принятием изменений в Закон Российской Федерации от 4 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", внесенных в него Федеральным законом от 13 июля 2015 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части регионализации территории Российской Федерации в зависимости от распространения заразных болезней животных.
Проектом акта предлагается внести дополнение в подпункт "а" пункта 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение), о наделении Россельхознадзора полномочием по осуществлению федерального государственного надзора "в отношении подконтрольных товаров при их перемещении между субъектами Российской Федерации (на железнодорожных, автомобильных, морских (речных) и воздушных внутригосударственных направлениях перевозки подконтрольных товаров и маршрутах (трассах) их перевозки)".
Проект акта направляется в Минэкономразвития России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия впервые. По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Информация о публичном обсуждении проекта акта об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/02-17/00062509).
Публичное обсуждение проекта акта проводилось в срок с 27 февраля 2017 г. по 2 мая 2017 г., по результатам которого была оформлена Сводка предложений по итогам размещения текста проекта о подготовке нормативного правового акта.
К проекту акта имеются следующие замечания.
1. Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), кроме отдельных видов контроля (надзора), определенных пунктом 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, среди которых "пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации".
Проектируемый вид надзора "в отношении подконтрольных товаров при их перемещении между субъектами Российской Федерации (на железнодорожных, автомобильных, морских (речных) и воздушных внутригосударственных направлениях перевозки подконтрольных товаров и маршрутах (трассах) их перевозки)" не может быть отнесен к видам контроля, на которые не распространяются положения Закона N 294-ФЗ.
Проектируемый надзор "в отношении подконтрольных товаров при их перемещении между субъектами Российской Федерации (на железнодорожных, автомобильных, морских (речных) и воздушных внутригосударственных направлениях перевозки подконтрольных товаров и маршрутах (трассах) их перевозки)" не может соответствовать установленным Законом N 294-ФЗ принципам и механизмам плановой и внеплановой проверки, составляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.
2. Обращаем внимание, что контроль за соблюдением ветеринарных требований при перевозке и реализации подконтрольных товаров юридическими и физическими лицами является предметом регионального государственного ветеринарного надзора. Включение надзора "в отношении подконтрольных товаров при их перемещении между субъектами Российской Федерации (на железнодорожных, автомобильных, морских (речных) и воздушных внутригосударственных направлениях перевозки подконтрольных товаров и маршрутах (трассах) их перевозки)" предполагает участие в надзорных мероприятиях территориальных органов Россельхознадзора, что может привести к дублированию надзорных полномочий органов регионального государственного ветеринарного надзора территориальными органами Россельхознадзора, что, в свою очередь, может привести к усилению административного давления на субъекты предпринимательской деятельности, а также физических лиц, осуществляющих перевозку подконтрольных товаров.
3. Обращаем внимание на неопределенность предмета контроля, органов государственной власти, ответственных за его проведение, а также механизма осуществления контрольно-надзорной деятельности. Так, ветеринарные сопроводительные документы на бумажных носителях при перемещении подконтрольной продукции между субъектами Российской Федерации оформляются ветеринарными службами субъектов Российской Федерации (приказ Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. N 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях").
Указанные службы осуществляют также защиту населения от болезней, общих для человека и животных, регистрацию специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью; контроль деятельности специалистов в области ветеринарии, решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с Положением Россельхознадзор осуществляет контроль за:
"а) соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации, технических регламентов, ветеринарных правил и норм;
б) выполнением ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охрану территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных;
в) выполнением предписаний должностных лиц органов государственного надзора".
В рамках проведения регионализации Россельхознадзор в случае возникновения угрозы распространения заразных болезней животных вправе принять решение о запрете перемещения, ограничении перемещения или установить условия перемещения восприимчивых к данной болезни животных и подконтрольных товаров в регион, где имеется субпопуляция восприимчивых животных, которые могут повлечь за собой занос заразной болезни животных (ее возбудителя) в данный регион.
Исходя из изложенного, не представляется возможным предположить порядок и механизм реализации проектируемого регулирования.
Следует ли, что Россельхознадзор будет осуществлять контроль за наличием ветеринарных сопроводительных документов "на железнодорожных, автомобильных, морских (речных) и воздушных внутригосударственных направлениях перевозки подконтрольных товаров и маршрутах (трассах) их перевозки", выданных ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, на транспортных средствах, осуществляющих перевозку подконтрольных товаров при пересечении условных границ субъектов Российской Федерации, будут ли проверки включать в себя иные мероприятия, предусмотренные Положением, такие как ветеринарные и ветеринарно-санитарные экспертизы, обследования, расследования, исследования, испытания, ветеринарные, ветеринарно-санитарные и другие мероприятия по контролю, в том числе с привлечением подведомственных им государственных учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного надзора.
4. Согласно пункту 2 проекта акта реализация полномочий, предусмотренных проектом акта, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленной функции.
Между тем проектируемые полномочия являются новыми, дополнительными к реализуемым в настоящее время в рамках действующей численности и определенных бюджетных средств. При осуществлении дополнительного вида контроля на всех видах транспорта на всех направлениях, маршрутах (трассах) перевозки подконтрольной продукции представляется, что существующей численности работников Службы, а также выделенных бюджетных средств будет не достаточно.
В настоящее время сеть автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации имеет общую протяжённость 1452,2 тыс. км, длина железнодорожного полотна - более 120 тыс. км и более 100 тыс. км речных судоходных путей. По данным, приведенным в итоговом докладе о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору за 2015 г., на 1 января 2016 г. численность территориальных управлений Россельхознадзора сократилась до 9160 человек, а в итоговом докладе за 2016 г. указано количество территориальных управлений Россельхознадзора - 53. Представляется, что дополнительное полномочие по осуществлению государственного надзора за подконтрольными товарами на всех видах транспорта не может быть исполнено указанным количеством сотрудников.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.