Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении состава и порядка предоставления субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти, органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности,перечня подлежащих утверждению уполномоченным органом форм предоставления информации для включения в государственную информационную систему промышленности субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти, органами местного самоуправленияи перечня информации государственной информационной системы промышленности, подлежащей обязательному размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет"
(от 28.06.2017)
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении состава и порядка предоставления субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти, органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности, перечня подлежащих утверждению уполномоченным органом форм предоставления информации для включения в государственную информационную систему промышленности субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти, органами местного самоуправления и перечня информации государственной информационной системы промышленности, подлежащей обязательному размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 1 апреля 2015 г. N АД-П9-2089.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является определение порядка предоставления субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти, органами местного самоуправления информации в Государственную информационную систему промышленности (далее - ГИСП), а также состава данной информации и перечня информации, подлежащей обязательному размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 21 марта 2017 года по 17 апреля 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/03-17/00063154).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 14 июня 2017 года по 20 июня 2017 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Министерства промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области, Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики, Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея, Министерства экономики Республики Татарстан, Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края, Министерства промышленности и торговли Республики Дагестан, Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, Министерства экономического развития и торговли Рязанской области, Министерства экономического развития Амурской области, Министерства экономического развития Калужской области, Администрации Тамбовской области, Правительства Хабаровского края, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамента экономического развития Курганской области, Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края, Департамента промышленной политики Краснодарского края, Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, Управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области, Администрации Среднеахтубинского муниципального района, Российского союза промышленников и предпринимателей, Союза производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава "Объединение вагоностроителей", АК "АЛРОСА", ПАО "ЛУКОЙЛ", АО "МХК "ЕвроХим", АО "Тамбовмаш", ПАО "Северсталь", ПАО "СИБУР Холдинг", АО "Евроцемент груп", ПАО "Компания "Сухой", ПАО "Новолипецкий металлургический комбинат", содержащие ряд замечаний в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении, а также ряд предложений (Приложение N 1), рекомендуемых к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России считает целесообразным указать на следующие замечания.
1. В соответствии с пунктом 3 постановляющей части проекта акта Росстату до 31 декабря 2017 г. поручается разработать и утвердить изменения в формы федерального статистического наблюдения, направленные на исключение необходимости представления в органы государственной статистики информации, предоставляемой субъектами деятельности в сфере промышленности в ГИСП.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) система государственной статистики - государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств.
Исключение из форм статистического наблюдения показателей, включаемых в ГИСП, приведет к утрате возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным исключить пункт 3 из постановляющей части проекта акта, при этом, не нарушая принцип однократности сбора информации, доработать проект акта в части получения оператором ГИСП информации Росстата посредством межведомственного взаимодействия.
2. Согласно пункту 6 проекта акта в случае несоответствия электронных документов формам представления информации для ГИСП оператор в течение 1 рабочего дня направляет уведомление об отказе в приеме электронных документов представившим их субъектам ГИСП на доработку тем же способом, каким они были представлены оператору.
Вместе с тем полагаем целесообразным указать на необходимость обоснования оператором отказа в приеме электронных документов от субъектов ГИСП.
3. Согласно пункту 7 статьи 14 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Закон N 488-ФЗ) субъекты деятельности в сфере промышленности (наряду с органами государственной власти и органами местного самоуправления) обязаны предоставлять оператору государственной информационной системы промышленности информацию в составе и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 488-ФЗ субъектами деятельности в сфере промышленности являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В то же время остается неясным, какие конкретно хозяйствующие субъекты признаются субъектами деятельности в сфере промышленности для целей предоставления информации в ГИСП, в частности, относятся ли к таким субъектам юридические лица, имеющие в уставе "промышленный" классификационный признак согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", но фактически не осуществляющие такую деятельность, либо осуществляющие такую деятельность, но не в качестве основной. Также не ясно, подпадают ли под проектируемое регулирование дочерние общества юридических лиц, ведущих деятельность в сфере промышленности, которые сами ее не осуществляют.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным доработать проект акта в указанной части.
4. В соответствии с абзацем 2 пункта 9 проекта акта информация, предоставленная в ГИСП субъектами промышленной деятельности, а также информация ограниченного доступа, полученная в результате межведомственного взаимодействия, являются информацией ограниченного доступа и не предоставляются субъектам промышленной деятельности, в том числе не размещаются в открытом доступе.
Учитывая изложенное, вся информация, предоставленная в ГИСП является информацией ограниченного доступа.
Полагаем, что в данном контексте под информацией, представленной в ГИСП субъектами промышленной деятельности, имеется ввиду информация, доступ к которой ограничен федеральными законами, о которой сказано в 1 абзаце пункта 9 проекта акта.
Таким образом, полагаем целесообразным увязать первый и второй абзац пункта 9 во избежание двусмысленного толкования положения абзаца 2 пункта 9 проекта акта.
Кроме того, полагаем целесообразным четко установить, какие показатели и до какой степени детализации могут попасть в открытый доступ, а также определить механизм согласования опубликования информации с владельцем информации ввиду того, что предоставление прогнозных значений, а также потенциальная возможность открытого доступа к отчетам в сети Интернет может раскрывать коммерческую информацию и препятствовать конкурентному ведению предпринимательской деятельности.
Вместе с тем отмечаем, что деятельность организаций осуществляется по ранее заключенным договорам. В соответствии с договорными отношениями информация, полученная в процессе выполнения условий договора, является конфиденциальной и не подлежит разглашению или передаче третьим лицам без письменного разрешения заказчика.
5. Проектом акта устанавливается Перечень подлежащих утверждению уполномоченным органом форм предоставления информации для включения в ГИСП субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее - Перечень представляемой информации).
Вместе с тем значительная часть информации, которую в соответствии с проектом акта необходимо будет предоставлять в ГИСП, в настоящее время уже на регулярной основе направляется в различные органы государственной власти предприятиями, в том числе Минэнерго России, Минпромторг России, Росстат, ФНС России. Перечень информации, направляемой субъектами хозяйственной деятельности в органы государственной власти, представлен в Приложении N 2 к настоящему заключению.
Так, например, аналогичные показатели (сведения) для представления в ГИСП в настоящее время запрашиваются в рамках:
- приказа Минпромторга России от 29 октября 2009 г. N 983 "О создании Информационно-аналитической системы мониторинга показателей результатов деятельности организаций промышленного и оборонно-промышленного комплексов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации";
- приказа Минпромторга России от 28 сентября 2012 г. N 1386 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса" (в редакции приказа Минпромторга России от 17 мая 2017 г. N 1583);
- приказа Минпромторга России от 18 декабря 2014 г. N 2627 "О мониторинге системообразующих организаций промышленности России";
- письма Минпромторга России от 5 мая 2015 г. N18-688 "О предоставлении информации в отношении системообразующих предприятий в сфере авиации" во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 23 января 2015 г. N РД-П7-262 по вопросу обеспечения непрерывного мониторинга финансово-экономического состояния организаций оборонно-промышленного комплекса;
- приказа Минпромторга России от 10 августа 2009 г. N 721 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной функции по ведению сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса";
- приказа Росстата от 29 октября 2010 г. N 378 "Об установлении дополнительного адреса предоставления первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения Минпромторгу России";
- приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 4 октября 2011 г. N 11-46/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг";
- письма ФАС России от 21 марта 2017 г. N МО/17748-ДСП/17 "О представлении отчетов о ходе выполнения и финансирования заданий государственного оборонного заказа" во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1480-58 "О государственном оборонном заказе на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов";
- Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Учитывая изложенное, проект акта противоречит положению пункта 2 части 3 статьи 14 Закона N 488-ФЗ, согласно которому создание, эксплуатация и совершенствование ГИСП осуществляются на основе принципа однократности сбора информации для включения в ГИСП в случае, если аналогичная по содержанию, степени детализации и периодичности предоставления информация направлялась в обязательном порядке субъектом ГИСП для включения в ГИСП или иную государственную информационную систему.
Таким образом, все статистические данные и прочая необходимая для реализации промышленной политики со стороны Минпромторга России информация передается субъектами ГИСП в адрес Минэнерго России, Минпромторга России, Росстата, ФНС России на регулярной или периодической (по запросу) основе с использованием автоматизированных систем (электронная цифровая подпись) и сети Интернет.
Принятие проекта акта в текущей редакции приведет к возникновению дополнительной (дублирующей) обязанности по передаче информации во вновь созданную систему, потребуется установка и наладка дополнительного верифицированного оборудования для автоматизированного обмена информацией, привлечение и обучение дополнительного персонала на каждом предприятии, что потребует дополнительных затрат субъектами ГИСП.
В пояснительной записке к проекту акта отсутствует обоснование состава информации, предоставляемой для включения в ГИСП субъектами деятельности в сфере промышленности. Разработчиком не раскрывается взаимосвязь между собираемой информацией и достижением целей реализации промышленной политики, а также соотношение положения части 4 статьи 14 Закона N 488-ФЗ с той информацией, которая должна содержаться в ГИСП. Не обосновывается необходимость сбора данных относительно каждого показателя.
Так, например, считаем необоснованным требование о предоставлении детализированной финансовой информации (сведения о движении денежных средств, дебиторской задолженности, об остатке валютных денежных средств и т.д.) предприятиями, которые не являются получателями мер стимулирования деятельности в сфере промышленности. Организации, претендующие на государственную поддержку, смогут раскрывать соответствующую информацию в добровольном порядке, по аналогии с добровольным раскрытием компаниями дополнительной информации перед Федеральной налоговой службой в целях снижения профиля налоговых рисков.
Кроме того, согласно пункту 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 марта 2016 г. N Пр-532 Правительству Российской Федерации поручено рассмотреть вопрос о введении временного запрета на увеличение объема отчетности, представляемой организациями и индивидуальными предпринимателями субъектам официального статистического учета, в налоговые органы и в органы, осуществляющие контроль за уплатой иных обязательных платежей, а также об установлении периодичности утверждения новых форм и форматов такой отчетности и внесения изменений в действующие формы и форматы не чаще одного раза в год.
6. В соответствии со статьей 6 Закона N 488-ФЗ Правительство Российской Федерации уполномочено утверждать порядок создания, эксплуатации и совершенствования ГИСП, порядок предоставления субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти, органами местного самоуправления информации для включения в ГИСП, перечень подлежащих утверждению уполномоченным органом форм предоставления информации для включения в ГИСП субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, порядок доступа к информации, содержащейся в указанной информационной системе, порядок взаимодействия государственной информационной системы промышленности с иными государственными информационными системами.
Согласно пункту 2 постановляющей части проекта акта также указано, что формы предоставления информации для включения в ГИСП субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, перечень которых должен быть утвержден проектом акта, должен быть разработан и утвержден Минпромторгом России.
В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона N 488-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты деятельности в сфере промышленности обязаны предоставлять оператору ГИСП информацию, включаемую в эту информационную систему и не являющуюся информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, в составе и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным исключить из проекта акта формы предоставления информации в ГИСП и утвердить их в форме приказа Минпромторга России, а также переработать указанные формы в состав информации, предоставляемой субъектами в соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона N 488-ФЗ.
Кроме того, предложенные в проекте акта формы содержат ссылки на источники информации из иных форм Росстата, ФНС России, которые, по мнению Минэкономразвития России, должны быть исключены из форм и формироваться оператором ГИСП самостоятельно посредством межведомственного взаимодействия.
Вместе с тем в случае разработки приказа Минпромторга России об утверждении форм предоставления информации для включения в ГИСП считаем целесообразным учесть замечания, представленные в Приложении N 3 и Приложении N 3.1.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком не обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.