Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила ОРВ), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного метрологического надзора" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил ОРВ, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 13 по 26 апреля 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/07/04-17/00063975).
Проектом акта вносятся изменения в Положение об осуществлении федерального государственного метрологического надзора, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 246 (далее - Положение), в целях применения риск-ориентированного подхода при организации органами государственного контроля (надзора) федерального государственного метрологического надзора.
Обращаем внимание на следующие замечания к положениям проекта акта.
1. Согласно проектируемому пункту 14 Положения объектом метрологического надзора, подлежащим отнесению к одной из категорий риска, является "деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а согласно проектируемому приложению N 1 к Положению в качестве критерия отнесения к одной из категорий риска является направление "деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) определен перечень видов деятельности, при осуществлении которых производятся измерения, являющиеся предметом государственного регулирования обеспечения единства измерений, для которых определены обязательные метрологические требования, устанавливаемые согласно части 5 статьи 5 Закона N 102-ФЗ федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 7 Положения мероприятия государственного метрологического надзора направлены на выявление:
а) соответствия используемых единиц величин единицам величин, допущенным к применению в Российской Федерации;
б) соблюдения обязательных требований к измерениям, осуществляемым в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
в) соответствия средств измерений, стандартных образцов и эталонов единиц величин обязательным требованиям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
г) наличия и соблюдения аттестованных методик (методов) измерений;
д) соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации и продажу, установленного порядка уведомления о такой деятельности.
Предлагаемый разработчиком объект метрологического надзора "деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в различных сферах деятельности представляется неоднозначно сформулированным, а также не соответствующим законодательству о метрологическом регулировании.
Обращаем внимание, что не для всех направлений деятельности, закрепляемых в проектируемом приложении N 1 к Положению, федеральными органами исполнительной власти определены перечни измерений, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Так, остается неясным, какие требования к измерениям могут являться предметом контроля, например, в сфере расфасовки товаров.
Таким образом, представляется необходимым доработать проект акта в части определения объекта государственного контроля, ограничив перечень видов деятельности, при осуществлении которых производятся измерения, являющиеся предметом государственного регулирования обеспечения единства измерений, только теми, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти определены измерения и установлены обязательные метрологические требования.
Представленная редакция положений проекта акта может привести к неправомерному осуществлению контрольной деятельности со стороны надзорных органов в отношении подконтрольных субъектов, а также возникновению необоснованного роста бюджетных расходов в связи с необходимостью финансирования дополнительных контрольных мероприятий, осуществляемых надзорными органами в сферах деятельности, для которых не определены измерения и обязательные метрологические требования.
2. Согласно проектируемому приложению N 1 к Положению и пояснительной записке к проекту акта для объектов метрологического контроля определены категории риска на основе критериев тяжести потенциальных негативных последствий вследствие нарушения обязательных требований и вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Однако разработчиком не предоставлены использованные данные о результатах ранее проведенных проверок, назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований в области обеспечения единства измерений, а также сведения о тяжести наступивших негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) степени трудности их преодоления.
Наличие и анализ указанной информации представляются необходимыми для оценки обоснованности предлагаемых критериев отнесения к категориям риска.
3. Проектируемым пунктом 18 Положения устанавливается периодичность плановых проверок:
"для категории высокого риска - ежегодно;
для категории значительного риска - не чаще чем один раз в 2 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 3 года;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет".
В настоящее время в рамках метрологического надзора согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 данной статьи.
3.1. Остается неясной причина увеличения частоты проверок в отношении подконтрольных субъектов, отнесенных разработчиком к категориям высокого и значительного риска.
3.2. Кроме того, согласно приложению к Правилам отнесения, для категории значительного риска плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора).
Следовательно, предлагаемая разработчиком периодичность "не чаще чем один раз в 2 года" требует приведения в соответствие с приложением к Правилам отнесения.
4. Проектируемым приложением N 2 к Положению предусматривается возможность изменения ранее присвоенной "деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя" категории риска в зависимости от частоты нарушений законодательства об обеспечении единства измерений в установленный период.
Проектируемое регулирование требует уточнения, поскольку из представленной редакции механизм изменения категории риска остается неясным: происходит ли ступенчатое изменение категории риска или, к примеру, возможно единовременное изменение категории с высокой на низкую (и наоборот).
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.