Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок" (далее соответственно - проект акта, Положение), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=64107.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 19 апреля по 3 мая 2017 года, а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 27 июля по 23 августа 2017 года.
Отдельно следует отметить, что разработчиком раздел 7 сводного отчета заполнен частично, а именно: не приведена количественная оценка участников отношений, в том числе международных перевозчиков, в частности получивших удостоверение допуска впервые и повторно.
В пункте 3.1 разработчиком указано, что одной из основных проблем, на решение которой направлен проект акта, является описание условий для принятия решения органом транспортного контроля и надзора о вынесении предупреждения, приостановления деятельности удостоверения или аннулирования разрешения.
Обращаем внимание, что согласно пункту 3.4.2 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика), формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
В этой связи указанная разработчиком проблема не может являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должна использоваться при формулировании проблемы.
Отдельно отмечаем, что целесообразность изменения отдельных положений действующего регулирования, предусмотренных нормами проекта акта, не раскрыта и не обоснована разработчиком в сводном отчете.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 29 Правил проведения оценки регулирующего воздействия вышеизложенные факты могут служить основанием для возврата проекта акта на доработку. Учитывая изложенное, обращаем внимание на недопустимость нарушения в дальнейшем положений Правил проведения оценки регулирующего воздействия.
По итогам проведенной оценки регулирующего воздействия к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Пунктом 1 проекта акта предлагается установить одним из условий допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам наличие в собственности имущества стоимостью не менее 600 тысяч рублей при использовании только одного транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки, и не менее 350 тысяч рублей в расчете на каждое дополнительное транспортное средство.
В настоящее время Положением установлено финансовое обеспечение равное 300 тысяч рублей и 170 тысяч рублей соответственно.
В соответствии с пунктом 8 Положения удостоверение допуска выдается на 5 лет, за исключением перевозчиков, подавших заявление на получение допуска впервые, которым оно выдается на 1 год. При этом действие удостоверения, сроком на 5 лет, может быть продлен не более, чем 2 раза.
Таким образом, все имеющие в настоящее время удостоверения допуска перевозчики обязаны получать с определенной периодичностью новое удостоверение допуска, а перевозчики, впервые получившие удостоверение допуска, должны получить новое через год после начала осуществления международных перевозок.
Разработчиком в сводном отчете не представлено данных о целесообразности увеличения финансового обеспечения более чем в 2 раза.
При этом в 2015 г. Минэкономразвития России в рабочем порядке была получена информация от Минтранса России, свидетельствующая, что в 2015 году 3100 организаций обратились за получением иностранных разрешений.
Предположив, что у таких организаций в среднем насчитывается порядка 5 машин, отрасль должна обеспечить формирование резервов в сумме порядка 6,2 миллиардов рублей*(1).
Учитывая изложенное, предложение Минтранса России о двукратном повышении финансового обеспечения перевозчиков для получения допуска к международным перевозкам без дополнительного обоснования не может быть поддержано.
2. Пунктом 3 проекта акта устанавливается, что заявитель при подаче заявления обязан указать номер и срок действия страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности (далее - страховой полис) владельцев, равный не менее 45 суток после даты подачи заявления о получении удостоверения допуска. При этом проектом акта не раскрывается, какой страховой полис (российский или международный) имеется в виду.
Кроме того, принимая во внимание, что удостоверение допуска выдается минимум на год, а длительность международных рейсов может быть различна, установление ограничения срока действия страхового полиса представляется избыточным.
Таким образом, считаем целесообразным определить, данные каких полисов должны быть указаны в заявлении, а также исключить ограничение срока действия страхового полиса.
3. Подпунктом "г" пункта 3 проекта акта устанавливается требование о предоставлении для получения допуска документов, подтверждающих выполнение требований установки на транспортных средствах и использования контрольных устройств (тахографов), соответствующих Европейскому соглашению, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР/АЕТК).
В соответствии с приказом Минтранса России от 28 октября 2013 г. N 332 "Об утверждении Порядка допуска сервисных центров (мастерских) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах" установку тахографов, соответствующих требованиям ЕСТР, осуществляют допущенные мастерские. При этом требований к наличию и формам документов, подтверждающих установку тахографов, не установлено. Кроме того, действующим законодательством нормативно не закреплен перечень документов, которые могут подтвердить выполнение требований установки на транспортных средствах и использования тахографов и использоваться для предъявления в целях получения удостоверения.
Приказом Минтранса России от 13 марта 2012 г. N 59 "Об утверждении Требований к сервисным центрам (мастерским), осуществляющим деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах" установлено требование, чтобы мастерская вела документальный учет выполняемых работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах. Однако такие документы могут отсутствовать у владельца транспортного средства и использоваться только для документарного учета в мастерских. В этой связи считаем избыточным требование о предоставлении документов, подтверждающих выполнение требований установки на транспортных средствах и использования тахографов.
Вместе с тем отмечаем, что разработчиком не представлено обоснование о необходимости предоставления такого документа. Учитывая, что тахографы вправе устанавливать только допущенные мастерские, считаем предоставление документов, подтверждающих выполнение требований установки, избыточным. Кроме того, такие мастерские не могут выдавать документы, подтверждающие использование тахографов, поскольку в период эксплуатации контрольных устройств ответственность за надлежащее выполнение требований несет эксплуатант транспортного средства.
Таким образом, представленная разработчиком формулировка не позволяет однозначно определить, на минимизацию каких рисков направлены данные положения проекта акта.
4. В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 проекта акта в случае передачи транспортного средства иному лицу на законном основании в течение 5 рабочих дней необходимо сначала проинформировать орган транспортного контроля и надзора, а затем возвратить карточку доступа. При этом срок указанных действий заканчивается одновременно. Обращаем внимание, что в случае возврата карточки доступа информирование органа транспортного контроля и надзора может быть осуществлено в момент фактического возврата карточки, а дополнительное информирование посредством электронной почты или в письменном виде является дублированием части процедуры возврата.
Кроме того, проектом акта не раскрыты способы возврата карточки доступа, в том числе возможно ли направление такой карточки почтовым отправлением. При этом в случае, если направление карточки указанным способом возможно, считаем целесообразным определить, с какого момента будет отсчет срока, в который необходимо возвратить карточку.
Учитывая, что в соответствии с приказом Минтранса России от 16 июня 2014 г. N 158 "Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки доступа на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок" карточка допуска является именной (содержит информацию о владельце удостоверения допуска), использование ее другим лицом не представляется возможным. В этой связи требование о возврате карточки является избыточным.
5. В соответствии с проектируемой нормой пункта 20(4) Положения взаимодействие по обмену информации территориального органа Ространснадзора и Центрального аппарата Ространснадзора осуществляется в день принятия территориальным органом соответствующего решения. При этом в соответствии с проектом акта информация, предоставленная органом транспортного контроля и надзора, должна быть размещена на официальном сайте Ространснадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 6 рабочих дней со дня ее поступления. Отмечаем, что размещение указанной информации не может занимать столь продолжительное время. Таким образом,без предоставления анализа трудоемкости данной операции не считаем возможным поддержать предлагаемый срок.
Дополнительно отмечаем, что в представленной редакции проектируемого пункта 20(4) Положения пропущены отдельные слова при описании порядка взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных подразделений.
6. Пунктом 2 проекта акта определяется порядок принятия решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам. Процедура получения допуска на осуществление международных автомобильных перевозок подразумевает этап принятия решения, оформление приказа, направление приказа заявителю. При этом пунктом 2 проекта акта не установлен момент, с которого начинается отсчет срока в 3 рабочих дня, для направления оригинала приказа о допуске российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок. В этой связи считаем целесообразным определить такой момент со дня выпуска (регистрации) приказа.
Аналогичный подход может быть применен в подпункте 3 пункта 5 проекта акта.
7. В действующей редакции абзацем 6 пункта 15 Положения установлен 3-дневный срок доведения до перевозчика решения об отказе в выдаче или в продлении срока действия. Пунктом 6 проекта акта предусмотрено увеличение указанного срока до 5 рабочих дней.
Обращаем внимание, что в отсутствие обоснования необходимости увеличения указанного срока предлагаемое регулирование не может быть поддержано.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы недостаточно;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) При расчете подачи заявок 3100 организаций в год с финансовым обеспечением в 600 тысяч рублей на первый автомобиль и в 350 тысяч за каждый последующий автомобиль.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.