Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении Технических условий в области производства и оборота этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола)) в части его хранения и перевозки, а также приемки, снятия остатков и отпуска спирта с применением мерников и Требований к производственным и складским помещениям, используемым для производства и оборота этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола))"
(от 31.10.2017 N 30862-ОФ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа "Об утверждении Технических условий в области оборота этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в части его хранения и перевозки, а также приемки, снятия остатков и отпуска этилового спирта и Требований к складским помещениям, используемым для оборота этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола)" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 31 августа по 27 сентября 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/08/07-17/00069458).
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
Проект акта разработан взамен действующей в настоящее время Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденной Минпищепромом СССР от 25 сентября 1985 года (далее - Инструкция). Проектом акта утверждаются Технические условия в области оборота этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в части его хранения и перевозки, а также приемки, снятия остатков и отпуска этилового спирта (далее - проект 1) и Требования к складским помещениям, используемым для оборота этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) (далее - проект 2).
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 16 по 20 октября 2017 г. (справка прилагается) с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых замечания представили ООО "Кировский биохимический завод", ОАО "Башнефть". ОАО "Росспиртпром", ООО "КурскПродукт", АО "Ерофеев", ООО "Абсолют",ООО "Престиж", ООО "Премиум", ООО "Эталон", ООО "ДДД", ООО "Радифенс" указали на отсутствие предложений и замечаний к проекту акта.
Обращаем внимание на следующие риски принятия проекта акта в представленной редакции.
1. Согласно проектируемой редакции пункта 3.2 проекта 1 перевозка спирта железнодорожным транспортом должна осуществляться в вагонах-цистернах, предназначенных для перевозки жидких опасных грузов согласно Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 25 (зарегистрировано в Минюсте России 19 июня 2003 г. N 4769).
Аналогичное положение об использовании цистерн при железнодорожных перевозках проектируется пунктом 3.3 проекта 1.
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 648 "О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции" перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются "железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом на основании выданных в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами лицензий на перевозки железнодорожным транспортом, внутренним водным транспортом и морским транспортом опасных грузов".
Лицензионные требования к организациям, осуществляющим железнодорожную перевозку опасных грузов (к которым относится в том числе этиловый спирт), определенные Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте" (далее - постановление N 221), включают требование о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, предназначенных для перевозки опасных грузов, и оборудования, соответствующих установленным требованиям, технической и эксплуатационной документации, предусмотренным статьей 17 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Проектируемым пунктом 3.2 проекта 1 ограничиваются возможности хозяйствующих субъектов по использованию видов транспортных емкостей при железнодорожных перевозках спирта.
Обращаем внимание, что в настоящее время активно развивается рынок перевозок спирта (в том числе в части железнодорожных перевозок) посредством танк-контейнеров. Особенно активно такие виды перевозок используют малые и средние организации, транспортирующие спирт и спиртосодержащие грузы в небольших количествах при смене различных видов транспорта (морской, железнодорожный, автомобильный), то есть в мультимодальных или интермодальных сообщениях.
Проектируемое ограничение возможности перевозки спирта только вагонами-цистернами приведет к усложнению и удорожанию хозяйственной деятельности как легальных производителей алкогольной продукции, так и иных организаций, не связанных с производством алкогольной продукции.
Представляется целесообразным доработать пункты 3.2 и 3.3 проекта 1 в части их дополнения нормами о контейнерных железнодорожных перевозках спирта и приведения его в соответствие с положениями постановления N 221.
2. Пунктом 4.3 проекта 1 вводится следующее требование: "Ежедневное производство спирта по сливу заносится в акт о выработке спирта и передаче его в спиртохранилище (приложение N 6 к настоящим Техническим условиям)". Обращаем внимание на неопределенность в части понятия "производство спирта по сливу". В случае, если имеется в виду объем ежедневно произведенного спирта, полагаем возможным исключить слова "по сливу" из пункта 4.3 проекта акта. В ином случае полагаем необходимым четко определить устанавливаемые требования.
3. Согласно пункту 6.4 проекта 1 "получатели спирта (объемом до 200 дал в год) получение спирта могут вести по массе (с последующим пересчетом на объем) и содержанию безводного спирта". В целях исключения возможности интерпретации проектируемой нормы как ограничения возможных объемов закупки спирта представляется целесообразным представить указанный пункт в следующей редакции: получатели спирта объемом до 200 дал в год получение спирта могут вести по массе (с последующим пересчетом на объем) и содержанию безводного спирта".
Кроме того, обращаем внимание на отсутствие обоснований определения объема в "200 дал в год". Один из участников публичных консультаций - ООО "Кировский биохимический завод" - указал на избыточность указанного объема и предложил определить его в размере "до 50 дал единовременно" (также не обосновав позицию).
4. Согласно пункту 2.4 проекта 1 спиртохранилище должно "иметь требуемое количество технических мерников 1-го класса вместимостью от 0,5 до 5000 дал и стеклянные меры вместимости". Обращаем внимание на неопределенность положения в части наличия "требуемого" количества оборудования. Такая редакция требований к спиртохранилищу допускает широкие границы усмотрения и возможность субъективного подхода при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий.
5. Согласно подпункту 1 пункта 3 проекта 2, которым устанавливаются требования к производственным и складским помещениям при производстве этилового спирта, "помещения, используемые для осуществления хранения этилового спирта, должны быть одноэтажными и изолированными от служебных и иных подсобных помещений стенами". Разработчиком не представлены обоснования ограничения этажности помещений для хранения этилового спирта. ОАО "Башспирт" в рамках публичных консультаций указало на невыполнимость на практике такого требования. В отсутствие данных о количестве организаций, осуществляющих в настоящее время производство и хранение этилового спирта, располагаемых ими складских помещений, а также информации об их этажности Минэкономразвития России полагает устанавливаемое требование избыточным и необоснованным.
6. В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 проекта 2 складские помещения "должны быть оборудованы естественной, механической или смешанной вентиляцией, обеспечивающей необходимый воздухообмен для удаления производственных загрязнителей". Представляется неопределенным, какой "воздухообмен" может считаться "необходимым" для "удаления производственных загрязнений", а также какие "производственные загрязнения" имеются в виду при определении требований к складским помещениям.
7. Согласно данным сводного отчета предполагаемая дата вступления в силу проектируемых норм - IV квартал 2017 года. Учитывая, что проектом акта определяются пересмотренные, переработанные и доработанные требования Инструкции, обращаем внимание на необходимость установления переходного периода для адаптации бизнес-процессов к новым требованиям (не менее 6 месяцев).
8. Кроме того, обращаем внимание на некорректность заполнения сводного отчета.
8.1. Разделом 7 сводного отчета предусмотрена оценка количества участников отношений, которых разработчик определяет как "лица, осуществляющие оборот этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в части его хранения и перевозки, а также приемки, снятия остатков и отпуска спирта". Разработчик указал на отсутствие данных для такой оценки. Между тем информация об организациях, осуществляющих производство и оборот этилового спирта может быть получена разработчиком как на основании данных ЕГАИС, так и исходя из количества выданных лицензий.
8.2. Раздел 10 сводного отчета не заполнен ни в части изменения содержания существующих обязанностей и ограничений хозяйствующих субъектов (пункт 10.2 сводного отчета), ни в части порядка организации исполнения обязанностей и ограничений (пункт 10.3 сводного отчета).
8.3. Раздел 12 сводного отчета, содержащий информацию об отмене обязанностей, запретов или ограничений для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности также не заполнен. Между тем проектом акта отменяются устаревшие требования Инструкции и вместо нее проектируется новый нормативный акт.
Обращаем внимание, что приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 "Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия" утверждена в том числе методика проведения оценки регулирующего воздействия, которая включает положения о формировании сводного отчета об оценке регулирующего воздействия. Представляется целесообразным в дальнейшем руководствоваться положениями приказа N 290 при формировании сводных отчетов при проведении оценки регулирующего воздействия.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций,
проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минфина России "Об утверждении технических условий в области оборота этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в части его хранения и перевозки, а также приемки, снятия остатков и отпуска этилового спирта и Требований к складским помещениям, используемым для оборота этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола)"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минфина России "Об утверждении технических условий в области оборота этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в части его хранения и перевозки, а также приемки, снятия остатков и отпуска этилового спирта и Требований к складским помещениям, используемым для оборота этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола)"" (далее - проект акта) Минэкономразвития России были проведены публичные консультации в срок с 16 по 20 октября 2017 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых замечания представили ООО "Кировский биохимический завод", ОАО "Башнефть". ОАО "Росспиртпром", ООО "КурскПродукт", АО "Ерофеев", ООО "Абсолют",ООО "Престиж", ООО "Премиум", ООО "Эталон",
ООО "ДДД", ООО "Радифенс" указали на отсутствие предложений и замечаний к проекту акта.
ООО "Кировский биохимический завод": Проект акта содержит нормы, положения и термины, позволяющие их толковать неоднозначно в части пунктов 3.2, 2.5.
"Не описана перевозка спирта железнодорожным транспортом в ж/д контейнерах, т.е. согласно пункту 3.2 перевозка спирта должна осуществляться только в вагонах-цистернах? (в настоящее время основной объем отгружаемого спирта перевозится ж/д контейнерами).
Пункт 2.2. Исключить положения - "на спускном отверстии внутри емкости должен быть установлен предохранительный или запорный клапан, управляемый снаружи" и "от магистральной спиртовой трубы к емкостям должны быть проведены отводные трубы к каждой емкости с кранами у начала отводов".
Пункт 2.5. Хранение спирта по ГОСТу возможно в пластиковых бочках (необходимо это прописать).
Непонятно как спирт объемом более 200 дал будут хранить покупатели, у них нет спиртохранилищ (ограничение в данном случае приведет к серьезным затратам покупателей спирта).
Пункт 6.4. Не согласны с ограничением по приемке спирта по массе объемом до 200 дал в год (предлагаем прописать: "Получатели спирта (объемом до 50 дал единовременно) получение спирта могут вести по массе (с последующим пересчетом на объем) и содержанию безводного спирта".
ОАО "Башнефть": "проект акта содержит нормы, положения и термины, позволяющие их толковать неоднозначно, а именно слова "необходимый", "требуемый", "другой", "иных" и т.п., не позволяющие однозначно толковать их смысл.
В проекте акта термины "отмер", "измерение" могут пониматься неоднозначно. Термин "отмер" следовало бы применять при измерении мер длины, а не объема.
Формулировка в пункте 4.3 приложения N 1 к проекту акта "п.4.3. Ежедневное производство спирта по сливу_", по нашему мнению, не понятна и требует изменения". Проект акта содержит нормы, невыполнимые на практике: "помещения не могут быть одноэтажными (пункт 3 приложения N 2 к проекту приказа)".
Кроме того, ОАО "Башнефть" представила дополнительные замечания и предложения к проекту акта (прилагаются).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.