Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 43 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов" (далее соответственно - проект акта,ТР ТС 031/2012), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=69629.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 26 июля по 22 августа 2017 года.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 44 правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 15 сентября по 22 сентября 2017 года. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от Ассоциации европейского бизнеса и ООО "Джон Дир Русь", учтенные в настоящем заключении.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Пунктом 7 проекта акта устанавливается, что требования, предъявляемые к двигателям тракторов, выпущенных в обращение до даты вступления в силу ТР ТС 031/2012 или производство которых прекращено, сохраняются на уровне, действовавшем на момент выпуска в обращение или окончания производства таких тракторов.
Вместе с тем в соответствии с проектируемой частью 2 статьи 1 ТР ТС 031/2012 указанный технический регламент Таможенного союза не распространяется на тракторы, прицепы и компоненты, выпущенные в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза до вступления в силу ТР ТС 031/2012, бывшие в употреблении, находящиеся в эксплуатации или подвергшиеся ремонту на единой таможенной территории Таможенного союза.
Учитывая изложенное, требования к двигателям, выпущенным в обращение до вступления в силу ТР ТС 031/2012, а также производство которых прекращено, не могут быть установлены ТР ТС 031/2012.
2. Проектируемым пунктом 5.4.3 статьи 6 ТР ТС 031/2012 предусматривается, что при проведении сертификации тракторов, прицепов или компонентов орган по сертификации проводит анализ состояния производства.
При этом ни действующая редакция ТР ТС 031/2012, ни проект акта не предусматривают критериев анализа состояния производства, а также не содержат порядка проведения такого анализа. Отсутствие указанных критериев может привести к принятию органом по сертификации решений о сертификации продукции по своему усмотрению и затруднению оспаривания заявителями принятых решений.
В этой связи считаем целесообразным дополнить ТР ТС 031/2012 требованиями к условиям производства продукции и порядком проведения анализа состояния производства, как это сделано в иных технических регламентах Таможенного союза, например, в техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).
3. Проектируемым пунктом 5.4.4 статьи 6 ТР ТС 031/2012 устанавливается необходимость оценки органом по сертификации возможности сертифицированной системы менеджмента качества производства или разработки и производства тракторов, прицепов или компонентов обеспечивать стабильный выпуск сертифицируемых тракторов, прицепов или компонентов, соответствующих требованиям ТР ТС 031/2012. При этом критерии такой оценки в проекте акта также не установлены.
Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 621, установлено, что схема сертификации 2с предполагает сертификацию и дальнейшее проведение инспекционного контроля системы менеджмента качества.
Фактически проектом акта предусматривается проведение повторной оценки соответствия системы менеджмента качества производителя тракторов, прицепов или компонентов. Принимая во внимание, что сертификация систем менеджмента качества урегулирована действующим законодательством, считаем указанное требование избыточным.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным предусмотреть в качестве достаточности соответствия системы менеджмента качества требованиям ТР ТС 031/2012 предоставление заявителем сертификата системы менеджмента качества.
4. Пунктом 38 проекта акта предлагается установить для двигателей с воспламенением от сжатия, работающих на дизельном топливе, относящихся к экологическому классу 3А (категорий H, I, J, K), переходный период до 20 декабря 2020 года. При этом для двигателя категории Е2, также относящегося к экологическому классу 3А, указанный переходный период не предусмотрен.
Таким образом, для двигателей категории Е2 требования по экологическому классу вступят одновременно с вступлением в силу рассматриваемых изменений в ТР ТС 031/2012, что ставит в неравные условия производителей тракторов и компонентов, использующих двигатели категории Е2 и других категорий, относящихся к экологическому классу 3А.
Отмечаем также, что Правилами ЕЭК ООН 96 (02) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных, лесных тракторах и внедорожной технике в отношении выбросов загрязняющих веществ этими двигателями" не предусмотрено разделение категории двигателей Е на подкатегории Е1 и Е2.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным объединить указанные подкатегории в категорию Е с отнесением ее к экологическому классу 2 или предусмотреть для двигателей категории Е2 переходный период до 20 декабря 2020 года.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего
воздействия на проект решения Совета
Евразийской экономической комиссии "О внесении
изменений в технический регламент Таможенного
союза "О безопасности сельскохозяйственных
и лесохозяйственных тракторов"
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций по проекту решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов"
N п/п |
Структурная единица проекта акта |
Замечания и (или) предложения |
1 |
2 |
3 |
1. |
Пункт 2 проект решения Совета Евразийской экономической комиссии |
Добавить следующий текст: После вступления в действие изменений к ТР ТС 031, в течение 180 дней допускается производство и выпуск в обращение продукции на территории Таможенного Союза как по ранее установленным требованиям, так и согласно изменений к ТР ТС 031. Также предлагаем вернуться к версии проекта Решения, опубликованного на сайте Белгисс - в частности, п.1.1, 1.2 и 1.3 проекта Решения о внесении изменений в ТР ТС 031. Документы, подтверждающие соответствие продукции, выданные до даты вступления в действия новых требований, действуют до истечения их срока действия. Изготовитель может производить и выпускать на рынок данную продукцию в течении срока действия документов о ее соответствии по старым требованиям. Невозможно в один день прекратить выпуск и обращение на рынке продукции, соответствующей старым требованиям, учитывая, что процесс перехода от изготовителя до потребителя занимает обычно много времени и не одну трансакцию. Т.е продукция может покупаться и продаваться несколько раз до этапа эксплуатации. |
2. |
Проектируемый пункт 5.7.8 статьи 6 ТР ТС 031/2012 (здесь и далее нумерация в соответствии с позицией участников публичных консультаций) |
Предлагаем снять ограничений по сроку действия сертификата на компоненты, поставляемые в качестве запасных частей для тракторов и прицепов, выпуск которых завершен. Обращаем Ваше внимание на возможные риски двойного толкование такого пункта: 1. Каким образом и на каком основании комплектующие старого образца будут производиться и выпускаться на рынок по старым требованиям, если переходные периоды для вступления в действия данного технического регламента уже закончились или подходят к концу? Согласно каким документам о соответствии будут выпускаться эти компоненты после срока окончания действия их документов о соответствии и они не смогут пройти процедуру соответствия по регламенту, так как не соответствуют современным установленным требованиям безопасности? 2. Существует риск, что производители данных тракторов будут требовать от производителей запасных частей производить старые версии продукции в течение всего срока службы оборудования (более 10 лет), что может с развитием отрасли не отвечать уже современным требованиям безопасности и быть невыгодно 3. По законодательству изготовитель должен обеспечить ремонтопригодность изделия. НО невозможно бесконечно поддерживать производство комплектующих старого образца, учитывая, что срок службы трактора может достигать и 30 лет. Рынок замены меняется, как и отрасль в целом. 4. Производителя запасных частей будут не заинтересованы переходить на более современные технологии и продукцию В этом случае было бы логично принять во внимание настоящие поправки в отношении п.5.7.8, которые ограничивают срок выпуска компонентов на трактора, производство которых прекращено, 4 годами. |
3. |
Проектируемый пункт 3 статьи 6 |
Добавить в п.3: В случае применения схемы подтверждения соответствия, предусматривающей наличие сертификата соответствия на систему менеджмента качества, допускается использовать сертификаты соответствия на системы менеджмента, выданные зарегистрированными в качестве юридического лица в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза органами по сертификации систем менеджмента, аккредитованными национальными органами по аккредитации государств - членов Таможенного союза, а также выданные уполномоченными техническими службами стран-участников Женевского Соглашения 1958 в рамках процедур официального утверждения типа. Таким образом, не признаются результаты аудитов соответствия производства и сертификаты систем менеджмента качества, выданные в странах-участниках в рамках процедур одобрения типа компонента Женевского соглашения 1958 года, который является договором о взаимном признании. Создаются условия для нарушения международного договора, который является частью национального законодательства стран-участников ЕАЭС. Кроме того, данный пункт в такой формулировке противоречит разделу 4 и 5.4.1. данной же статьи. По совокупности изложенной процедуры остается неясным, может или не может быть выдан сертификат соответствия ЕАЭС на основании официального утверждения типа Женевского Соглашения 1958 без дополнительных аудитов производства, проведенных уполномоченными органами, зарегистрированными в ЕАЭС. Будет ли полное признание официальных одобрений типа, выданных в рамках процедур ЕЭК ООН, включая процедуры проверки соответствия производства, проведенных в странах, участниках Женевского Соглашения 1958 года, но не являющихся членами ЕАЭС? |
4. |
По проектируемому пункту 5.4.6 статьи 6 |
Официальные утверждения типа по Правилам ЕЭК ООН, полученные по процедурам Женевского Соглашения являются бессрочными для данного типа продукции и действуют в течение всего срока выпуска данной продукции. После прекращения выпуска данного типа продукции в Правилах ЕЭК ООН предусматривается процедура дезомологации - прекращения действия омологации и/или отказ от омологации. |
5. |
По проектируемому пункту 5.6 статьи 6 |
Необходимо предусмотреть, в целях избежать дублирующих проверок, признание результатов инспекционного контроля за сертифицированной системой менеджмента качества, проводимых в рамках процедур Женевского Соглашения 1958 года. |
6. |
По проектируемой таблице 1.1 приложения 1 |
Согласно действующей поправке Правил ЕЭК ООН N 24-03 Т-категория в область их применения не входит, соответственно нет необходимости их включать эти требования в Регламент. Кроме того, по тексту изменений к Регламенту прописано что "Требования безопасности, предъявляемые к тракторам, прицепам и компонентам, посредством ссылки на Правила ЕЭК ООН, применяются в соответствии с областью применения и с учетом переходных положений, установленных в Правилах ЕЭК ООН. Разрешается альтернативное применение требований более высокого уровня ранее сроков, установленных в настоящем техническом регламенте Таможенного союза"". Таким образом, Правил ЕЭК ООН N 24-03 в Регламенте быть не должно быть вовсе, чтобы не вводить всех в заблуждение. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.