Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта) и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о разработке проекта акта в срок с 27 июля 2017 года по 9 августа 2017 года, а также проекта акта и сводного отчета в срок с 23 августа 2017 года по 12 сентября 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/07-17/00069739).
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) основанием для разработки проекта акта послужило поручение Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. N ДК-П13-2065.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью принятия проекта акта является устранение несогласованности отдельных правовых норм.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 19 по 25 октября 2017 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступила позиция ФАУ "Главгосэкспертиза", не содержащая предметных замечаний, а также позиции ПАО "ЛУКОЙЛ" и ПАО "ВымпелКом" (прилагаются), содержащие ряд предложений, требующих рассмотрения на предмет возможности их учета в целях доработки проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В проекте акта положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, не выявлены.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
|
Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
Сводная таблица требующих рассмотрения разработчиком в целях учета при доработке проекта акта замечаний и предложений, поступивших в ходе проведения публичных консультаций
NN ПП |
Нормативное требование в редакции проекта акта |
Замечания и предложения |
1. |
Статья 14.1 |
Ранее операторы связи совместно с Минкомсвязью России и Минэкономразвития России участвовали в разработке редакции законопроекта в части урегулирования вопроса о размещении антенно-мачтовых сооружений и линий связи. В представленной версии законопроекта соответствующие формулировки в части размещения сооружений связи по неясным причинам исключены. Предлагаем вернуться к согласованной формулировке и проектируемую статью 14.1 дополнить соответствующими нормами: Статья 14.1 _. "5. Вне зависимости от установленных вида или видов разрешенного использования земельных участков и категории земель допускается использование земель и земельных участков для: _.. 4) размещение линейных объектов электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения и технологически связанных с ними объектов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также антенно-мачтовых сооружений связи и линий связи; если их размещение не связано с необходимостью образования земельного участка;"
Обоснование. В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" сооружения связи - это объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи. Объекты связи выполняют в экономике фактически "сквозную" функцию - занимая сравнительно небольшое физическое пространство, они обеспечивают доступ к информационным технологиям, применимым во всех отраслях - в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте, социальной сфере и прочих - и способствующим росту их эффективности. Специфика создания связной инфраструктуры состоит в том, что для достижения целей деятельности связной отрасли, целесообразно и необходимо равномерное размещение сооружений связи в подавляющей части территориальных зон, перечисленных в законопроекте, а также в границах лесного фонда. Размещение линий и сооружений связи не наносит ущерба окружающей среде, не оказывает необратимого негативного влияния на почвенный слой, не создает угрозу нанесения вреда здоровью и жизни граждан, не причиняет любых иных негативных последствий, не создает препятствий для использования земельных участков в соответствии с их основным разрешенным использованием. В связи с изложенным, представляется целесообразным дополнение статьи 14.1 пунктом, содержащим положения, позволяющие осуществлять строительство и эксплуатацию линий и сооружений связи на землях и земельных участках независимо от их разрешенного использования. Практическая реализация такой возможности создает предпосылки для обеспечения устойчивого и максимального покрытия связью всей территории РФ, в целях обеспечения бесперебойного и максимального покрытия. Внесение предлагаемых изменений позволит: - сократить сроки строительства линий и сооружений связи и оформления прав на них; - реализовать федеральные и региональные задачи по развитию территорий РФ и улучшению жизнедеятельности населения; - обеспечить устойчивое и максимальное покрытие связью, тем самым повысить инвестиционную привлекательность отрасли и качество оказываемых услуг. |
2. |
Статья 14.2 |
В целях обеспечения прав и законных интересов пользователей недр, выполняющих условия лицензий на право пользования недрами, предлагаем дополнить статью 142 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции проекта акта пунктом 19 следующего содержания: "19. Регламент использования территории должен устанавливаться с учетом нахождения на соответствующих землях и земельных участках месторождений и проявлений полезных ископаемых, участков недр, предоставленных в пользование в соответствии с лицензией". |
3. |
Пункт 7 статьи 14.2 |
Пункт 7 статьи 142 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции проекта акта определяет критерии подлежащих изъятию земельных участков и объектов недвижимости, если использование участков не соответствует регламенту использования территории. В частности, такие участки и объекты подлежат изъятию, если их использование "опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия". По нашему мнению, данные оценочные категории должны быть уточнены или исключены ввиду высокого риска коррупционных проявлений при решении вопроса об изъятии земельного участка органами государственной власти и местного самоуправления. В частности, можно отметить, что данная норма содержит такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий (неопределенность оснований принятия решения органами власти и органами местного самоуправления), юридико-лингвистическая неопределенность (употребление категорий оценочного характера), установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". |
4. |
В целом по проекту акта |
В настоящее время нередки случаи, когда одни и те же земельные участки и земли находятся в нескольких территориальных зонах с разными регламентами использования территории. При этом, поскольку лесохозяйственные регламенты, положения об особо охраняемых природных территориях, градостроительные регламенты разрабатываются и утверждаются разными органами государственной власти, они часто не соответствуют друг другу. В результате, на таких территориях происходит смешение различных правовых режимов. Для случаев наложения территориальных зон друг на друга целесообразно установить приоритет регламента одной территориальной зоны над другой (по аналогии с подходом, установленным Федеральным законом от 29.07.2017 N280-ФЗ "о лесной амнистии"). |
5. |
В целом по проекту акта |
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 уточнялся в 2015 году приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709 (внесено 52 изменения), поскольку значительное число видов использования не вошло в первоначально утвержденный Классификатор либо было некорректно структурировано. Очевидно, что и в будущем потребуется внесение изменений в Классификатор, в этой связи необходимо установить срок (переходный период), в течение которого не применялись бы ограничения по земельным участкам, вид разрешенного использования которых не соответствует Классификатору по объективным причинам. Речь идет о сроке, необходимом для внесения соответствующих изменений в действующий Классификатор. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.