Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан во исполнение пункта 2 Плана-графика подготовки нормативных правовых актов по поручению Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 г. N АХ-П10-18пр, согласно которому необходимо установить требования по оснащению транспортных средств, осуществляющих перевозку твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), навигационным оборудованием, а также требования к системам весового контроля и системам фотосъемки и видеосъемки на объектах размещения обходов.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 6 сентября 2017 г. по 26 сентября 2017 г. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/08-17/00071344).
Предложения по проекту акта поступили от гражданки А.С. Калининой. Указанные замечания включены разработчиком в сводку предложений и прокомментированы.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основной группой субъектов предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, интересы которой будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (более 100 тыс. участников).
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний при доработке проекта акта.
Проектом акта предлагается установить обязанность владельцев объектов размещения отходов (далее - ОРО) до 1 января 2019 года оборудовать ОРО средствами измерения массы ТКО, являющимися неотъемлемой частью автоматической системы контроля и учета и (или) массы ТКО.
При этом в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) требование по оснащению ОРО средствами измерения массы ТКО, являющимися неотъемлемой частью автоматической системы контроля и учета и (или) массы ТКО, отсутствуют. Более того, в Федеральном законе N 89-ФЗ понятие "автоматической системы контроля и учета и (или) массы ТКО" не употребляется.
Обращаем внимание, что согласно пункту 3.4.2 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика), формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
В этой связи наличие поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не может само по себе без анализа возможных путей реализации указанных поручений являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
В пункте 11 сводного отчета не приведена оценка расходов операторов по обращению с отходами, связанных с вводимой проектом акта обязанностью по оснащению ОРО средствами измерения массы ТКО, являющимися неотъемлемой частью автоматической системы контроля и учета и (или) массы ТКО.
Открытые данные сети "Интернет" не содержат информации о возможной стоимости указанного оборудования, в связи с чем разработчику необходимо запросить указанную информацию у производителей такого оборудования и проанализировать предложение указанного оборудования на российском и/или зарубежном рынке.
Кроме того, проектом акта предусматривается 4-месячный срок утверждения требований к автоматической системе контроля и учета и (или) массы ТКО после вступления его в силу. В случае принятия проекта акта в ближайшее время требования к таким системам должны быть установлены не раньше февраля-марта 2018 г., следовательно, хозяйствующие субъекты меньше чем за один год должны закупить необходимое оборудование и обеспечить его запуск в эксплуатацию. Считаем, что установленный срок исполнения обязанности (до 1 января 2019 г.) может быть не только недостаточным, но и нецелесообразным.
Также разработчиком в сопроводительных материалах к проекту акта не раскрыт механизм работы автоматической системы контроля и учета и (или) массы ТКО (способ передачи данных, информационное взаимодействие с Единой государственной информационной системой учета отходов от использования товаров (далее - ЕГИС УОИТ) и прочее).
Кроме того, разработчиком не заполнены пункты 12-15 сводного отчета и не оценены риски неисполнения предлагаемого регулирования, а также необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия; индикативные показатели; программа мониторинга и иные способы оценки достижения заявленных целей регулирования.
С учетом изложенного на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Кроме того, сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.