Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части регулирования размещения кондиционеров и иных технических средств на фасадах объектов культурного наследия) (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета в период с 22 августа по 11 сентября 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/08-17/00071430).
Как отмечает разработчик, положениями проекта акта вносятся изменения в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) в целях упорядочения правоприменительной практики по вопросам размещения на фасадах здания, являющихся объектами культурного наследия, внешних блоков кондиционеров и других технических средств обеспечения.
Обращаем внимание на следующие замечания к положениям проекта акта.
1. Статью 47.3 Закона N 73-ФЗ предлагается дополнить требованием о недопущении установки внешних блоков кондиционеров, а также других средств технического обеспечения на фасадах объектов культурного наследия, включенных в реестр, в случае, если фасад объекта культурного наследия относится к его предмету охраны.
Согласно статье 2 проекта акта внешние блоки кондиционеров, а также других средств технического обеспечения, размещенные на фасадах объектов культурного наследия, включенных в реестр, в случае, если фасад объекта культурного наследия относится к его предмету охраны, на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в срок не позднее одного года подлежат обязательному демонтажу лицами, указанными в пункте 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ.
Положений, определяющих что следует относить к "другим средствам технического обеспечения", а также что следует считать "фасадом" (подразумевается ли под этим часть здания, отнесенная к территории двора, боковые стены здания) проектом акта не предусмотрено. К средствам технического обеспечения могут быть отнесены камеры видеонаблюдения, фонари, световые рефлекторы, вывески с наименованиями организаций, антенны и какая либо иная техника.
При отсутствии четкого понимания вводимого проектом актом понятия, критериев его определения, способов и механизмов контроля за проектируемым запретом возможен риск возникновения необоснованного взимания штрафов. На основании изложенного полагаем вводимое проектом акта регулирование избыточным.
2. Проектируемым регулированием предлагается обязать собственников объектов культурного наследия демонтировать с фасадов кондиционеры другие средства технического обеспечения в течение года с момента вступления проектируемого регулирования в силу.
Пунктом 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ определен круг лиц, ответственных за выполнение охранного обязательства:
1) физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
2) унитарное предприятие или учреждение - в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению.
3) федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества - если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, либо не передан в безвозмездное пользование.
4) юридическое лицо - если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу.
5) каждое лицо - если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам.
6) каждое унитарное предприятие и (или) учреждение - если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления нескольким унитарным предприятиям и (или) учреждениям.
7) каждое из юридических лиц - если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правовых договоров нескольким юридическим лицам.
8) унитарное предприятие или учреждение и юридическое лицо - если часть объекта культурного наследия закреплена на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, а часть передана в безвозмездное пользование на основании гражданско-правовых договоров юридическому лицу.
9) собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Разработчиком не предоставлена информация о количестве объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, подпадающих под проектируемое требование, не предоставлена оценка количества заинтересованных лиц, включая органы государственной власти, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием.
Принимая во внимание проектируемую обязанность по демонтажу кондиционеров, а также других средств технического обеспечения за счет собственных средств собственника, представляется необходимым предоставить оценку расходов на реализацию проектируемого требования, а также оценку расходов на перенос кондиционеров на крышу здания или иное допустимое, согласно проектируемому регулированию, месторасположение.
Кроме того, остается неясным, за чей счет должен быть восстановлен фасад здания после демонтажа кондиционеров, а также других средств технического обеспечения, в случае, когда объектом культурного наследия является многоквартирный дом и демонтаж происходит в жилых помещениях за счет средств собственников.
По данным Минстроя России, на территории 71 региона расположено 12,2 тысяч многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия. Среди них в федеральном ведении находится 519 домов, в региональном - 7934 дома, муниципальные власти отвечают за 471 дом, а ещё 3997 домов были только недавно выявлены*(1).
В среднем цена за демонтаж/монтаж настенного кондиционера составляет порядка 5 тысяч рублей, принимая во внимание, что на один дом приходится не менее 10 кондиционеров, затраты на демонтаж могут составить порядка 610 миллионов рублей.
Стоимость работ по демонтажу/монтажу полупромышленного кондиционера может составить от 15 тысяч рублей и более, в зависимости от мощности кондиционера.
Учитывая минимальную стоимость демонтажа/монтажа полупромышленного кондиционера, при расчете 1 полупромышленный кондиционер на дом, затраты могут составить порядка 183 миллиона рублей.
При этом также следует учитывать затраты на сервисные работы и высотные (альпинистские) работы.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) https://www.pnp.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.