Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минтранса России "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N 214 "Об утверждении перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозок, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования основанием отказа в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов" (далее соответственно - проект акта, Приказ N 214, Перечень критериев), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 22 августа 2017 года по 11 сентября 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/08-17/00071440).
Приказом N 214 закреплены положения в части права перевозчика отказать в приеме порожнего вагона к перевозке при превышении объема перевозки вагонов (количества вагонов) пропускным способностям участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования по маршруту следования вагонов в случае, если текущая информация об организациях пропускной способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перерабатывающих способностей станций размещена на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Проектом акта предусмотрено продление на год действия пункта 8 Перечня критериев. Целью предлагаемого регулирования является повышение пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются операторы железнодорожного подвижного состава, иные владельцы железнодорожного подвижного состава и контейнеров, владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также перевозчики.
По мнению разработчика, предлагаемое регулирование позволит оперативно реагировать на текущую эксплуатационную обстановку на сети железных дорог с помощью информирования участников перевозочного процесса о возникающих ограничениях путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Однако в соответствии с информацией, представленной субъектами предпринимательской и иной деятельности*(1), следует отметить следующие негативные эффекты, выявленные в правоприменительной практике исполнения Приказа N 214.
1. Перечень критериев содержит исчерпывающий список оснований для отклонения запросов-уведомлений на перевозку порожнего грузового вагона.
В соответствии с пунктом 8 Перечня критериев в качестве одного из критериев для отказа в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона установлено непревышение объема перевозки вагонов (количества вагонов) по запросу-уведомлению пропускным способностям участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования по маршруту следования вагонов в случае, если текущая информация об ограничениях пропускной способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перерабатывающих способностей станций назначения размещена на официальном сайте Росжелдора.
На указанном сайте размещается информация о виде ремонта, его месте, сроках и периодичности предоставления "окон" и ежесуточном уменьшении размеров движения грузовых поездов в период ремонта инфраструктуры.
Вместе с тем в АС ЭТРАН*(2) указанная информация дополняется наименованием тарифной станции, её кодом, типом, номером подъездного пути, кратчайшим расстоянием, кодом колеи.
По мнению представителей бизнес-сообщества, в настоящее время использование системы информирования участников перевозочного процесса на практике является затруднительным, что обусловлено следующими проблемами:
- информация размещается на официальном сайте Росжелдора с невысокой периодичностью обновления (один раз в месяц). При этом при наступлении форс-мажорных обстоятельств, напрямую влияющих на ограничение пропускных способностей участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, информация не актуализируется;
- размещаемая информация не позволяет однозначно идентифицировать соответствие указанного участка (перегона), на котором введено ограничение, станциям (перегонам), движение на которых ограничено или прекращено. Обращаем внимание, что указанное обстоятельство не позволяет оценить обоснованность отклонения запроса-уведомления на перевозку;
- указанное на сайте Росжелдора количество часов ограничения движения не привязано ко времени суток, что фактически накладывает запрет на движение железнодорожного транспорта по данному участку.
Таким образом, состав размещаемой на сайте Росжелдора информации и частота ее актуализации не позволяют участникам перевозочного процесса полноценно использовать ее при оформлении запросов-уведомлений.
Отсутствие актуальной и применимой с практической точки зрения информации на сайте Росжелдора приводит к увеличению продолжительности простоя вагонов в ожидании оформления перевозочных документов, тем самым увеличивая их оборот. План подвода вагонов на станциях погрузки не соблюдается. При этом в условиях вынужденного простоя груженого подвижного состава в ожидании подачи снижается эффективность эксплуатационной работы станции, увеличивается занятость инфраструктуры и маневровой работы с прибывающими вагонами.
В соответствии с информацией, представленной субъектами предпринимательской и иной деятельности, в настоящее время отклоняется по причине, предусмотренной пунктом 8 Перечня критериев, порядка 1 % запросов-уведомлений в сутки. Учитывая, что средняя доходность на вагон составляет в среднем 1200 руб./сутки*(3), недополученная прибыль от незадействованных в перевозочном процессе вагонов в связи с ожиданием в согласовании запроса-уведомления на их перевозку в 2017 году может составить порядка 4 млрд. руб.*(4)
Кроме того, следует обратить внимание на возможность применения административных санкций за нарушение сроков доставки груза, предусмотренных договором о перевозке.
Дополнительно отмечаем, что действующим регулированием не предусмотрена ответственность перевозчика за необоснованный отказ в согласовании запроса-уведомления. Обращаем внимание на риск злоупотребления со стороны перевозчика в части необоснованного отклонения запроса-уведомления.
Также следует отметить, что в Приказе N 214 отсутствует норма, согласно которой критерий 8 Приказа N 214 не подлежит применению в случаях, если на момент представления перевозчику запроса-уведомления такая информация не размещена на официальном сайте Росжелдора. Однако на практике в таком случае такие запросы-уведомления отклоняются.
Таким образом, в целях сокращения продолжительности простоя вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании согласования и повышения эффективности планирования перевозок железнодорожным транспортом грузов за счет заблаговременной подачи порожних грузовых вагонов в обход участка инфраструктуры, на котором имеются ограничения пропускных способностей, считаем целесообразным определить оптимальные сроки размещения и состав актуальной информации с участниками перевозочного процесса.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом решения, не обоснованы;
- в проекте решения выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Письмо СРО Союза операторов железнодорожного транспорта от 13 октября 2017 г. N 424
*(2) АС ЭТРАН - автоматизированная система подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ОАО "РЖД" по территории Российской Федерации.
*(3) Для полувагонов к концу года https://www.uniwagon.com/multimedia/expert/obzor-zheleznodorozhnogo-rynka -rf-v-avguste-sentyabre-2017-g/
*(4) При расчете недополученной прибыли от использования 9253 вагонов в сутки, что примерно соответствует среднему количеству вагонов, перевозка которых отклонена в связи с пунктом 8 Перечня критериев, за 365 суток.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.