Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110"
(подготовлен МЧС России 13.11.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110" (далее - проект постановления, резервный фонд, Правила) разработан в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 18.10.2017 N Пр-2107 и поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 N ДМ-П4-7178.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18.10.2017 N Пр-2107 необходимо определить понятие "неотложные аварийно-восстановительные работы" и установить требования к восстановлению объектов по временной схеме и срокам их проведения.
В базовом в рассматриваемой сфере Федеральном законе от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" дается определение понятиям "аварийно-спасательные работы" и "неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций". Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются как деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Анализ указанного нормативного определения свидетельствует об идентичности по смыслу понятий "неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций" и "неотложные аварийно-восстановительные работы" и нецелесообразности введения нового нормативного определения понятия "неотложные аварийно-восстановительные работы".
Таким образом, предлагается следующее определение: неотложные аварийно-восстановительные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Из представленного определения понятия "неотложные аварийно-восстановительные работы" следуют требования к восстановлению объектов по временной схеме - проведение минимально необходимых работ, в результате которых объекты восстанавливают утраченную способность к функционированию. При этом изменение технических характеристик конструктивных элементов восстанавливаемых объектов не допускается.
По смыслу понятия "неотложные аварийно-восстановительные работы" предлагается сроки их проведения определить не более одного месяца с момента снятия режима чрезвычайной ситуации. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и большого объема неотложных аварийно-восстановительных работ за срок менее одного месяца после снятия режима чрезвычайной ситуации указанные работы могут не быть завершены. Работы, проводимые в срок более одного месяца после снятия режима чрезвычайной ситуации, по своему смыслу не могут относиться к неотложным.
Учитывая изложенное, предлагается внести изменения в действующий перечень неотложных аварийно-восстановительных работ, исключив возможность восстановления объектов транспортной, инженерной инфраструктуры, промышленности, связи и сельского хозяйства, так как данные работы проводятся в сроки, превышающие один месяц после снятия режима чрезвычайной ситуации. Также предлагается исключить устройство временных сооружений для отвода водных, селевых, оползневых и других масс, разборку и демонтаж этих сооружений, так как данные работы носят предупредительный характер и их финансирование должно осуществляться не из резервного фонда,а за счет других источников. Устройство временных переправ, проездов и проходов, подготовка путей экстренной эвакуации предлагается исключить,так как указанные мероприятия входят в состав мероприятия из пункта 9 перечня аварийно-спасательных работ (приложение N 1 Правил).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18.10.2017 N Пр-2107 требуется сформировать перечень случаев оказания единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - единовременная материальная и финансовая помощь) гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а также определить круг лиц, которым такая помощь может оказываться.
Учитывая изложенное, проектом постановления предлагается определить перечень случаев оказания единовременной материальной помощи (из расчета 10 тыс. рублей на человека) гражданам, постоянно проживающим и (или) зарегистрированным по месту жительства (по месту пребывания) по адресам, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации, чьи условия жизнедеятельности были нарушены в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Финансовую помощь (из расчета 100 тыс. рублей на человека) предлагается оказывать гражданам, постоянно проживающим и (или) зарегистрированным по месту жительства (по месту пребывания) по адресам, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации, чье имущество пострадало в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Установление единого размера финансовой помощи будет способствовать упрощению порядка оказания финансовой помощи гражданам, исключению дублирования списков пострадавших граждан, снижению коррупционных рисков при работе комиссий по оценке причиненного ущерба, а также обеспечит своевременность действий органов государственной власти при подготовке и принятии решения о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда. Кроме того, установление единого размера финансовой помощи предлагалось Счетной палатой Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18.10.2017 N Пр-2107 требуется определить понятие "имущество первой необходимости" и критериев оценки его частичной или полной утраты.
Методическими рекомендациями МЧС России по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда от 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 (далее - Методические рекомендации) определено, что к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Учитывая изложенное, предлагается следующее определение: имущество первой необходимости - минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Указание в определении понятия "имущество первой необходимости" конкретного перечня товаров представляется нецелесообразным в связи с существенными его различиями в зависимости от местности проживания пострадавших граждан.
Методическими рекомендациями под утратой имущества первой необходимости понимается приведение его в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
Предлагается указанные критерии оценки утраты имущества первой необходимости определить в Правилах.
В связи с указанными изменениями приложения NN 9, 11 к Правилам предлагается изложить в прилагаемой редакции, сноску в приложении N 12 исключить.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18.10.2017 N Пр-2107 требуется определить особенности осуществления выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.
Преамбулой Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что он определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Учитывая изложенное, предлагается дополнить Правила пунктом 17 следующего содержания: "Право на получение выплат, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Российской Федерации".
В связи с исполнением поручения Президента Российской Федерации от 06.07.2017 N Пр-1315 о переходе МЧС России на трехуровневую систему управления, а также внесением изменений в 2017 году в приказ МЧС России от 01.10.2004 N 458 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (приказ МЧС России от 10.01.2017 N 5), согласно которым региональные центры МЧС России больше не осуществляют руководство главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации проектом постановления предлагается в приложениях к Правилам NN 5, 6, 8, 11 исключить согласование с региональным центром МЧС России. Данное обстоятельство ускорит сроки представления в МЧС России документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" была упразднена Федеральная миграционная служба.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента N 156 функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы были переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Проектом постановления предлагается в приложениях к Правилам NN 8, 10, 11, 12, 17, 20, 21 слова "Руководитель территориального органа ФМС России по субъекту Российской Федерации" заменить словами "Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне".
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией проекта постановления, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований резервного фонда, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Принятие вносимых изменений не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Реализация вносимых проектом постановления изменений позволит оперативно и на более качественном уровне оказывать финансовую помощь из резервного фонда гражданам и субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.
Заместитель Министра Российской Федерации |
П.Ф. Барышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.