Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О присоединении Российской Федерации к Дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающемуся электронной накладной"
(подготовлен Минтрансом России 20.11.2017 г.)
Министерством транспорта Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О присоединении Российской Федерации к Дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающемуся электронной накладной" (далее - проект постановления, Дополнительный протокол).
Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (далее - Конвенция) 19 мая 1956 г. в г. Женева подписали 10 государств. Союз Советских Социалистических Республик присоединился к Конвенции в 1983 году путем издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.08.1983 N 9763-Х "О присоединении СССР к Конвенции о Договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года" в соответствии со статьей 18 Закона СССР от 06.07.1978 "О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР" и исходя из отсутствия в Конвенции положений, указывающих на необходимость ее ратификации (перечислены в статье 12 данного Закона СССР).
20 февраля 2008 г. Конвенция была дополнена Дополнительным протоколом, которым предусматривается упрощение и ускорение процедуры оформления договора перевозки (статья 4 Конвенции) с помощью электронных средств связи путем введения электронной накладной, имеющей равную юридическую силу с бумажным вариантом накладной, предусмотренной Конвенцией (пункт 2 статьи 2 Дополнительного протокола).
Применение электронной накладной является дополнительной правовой возможностью для сторон договора международной автомобильной перевозки груза оформлять накладную в электронном виде, что позволит сократить издержки перевозчикам, экспедиторам, операторам и агентам для оформления и подтверждения договоров перевозки грузов.
В настоящее время из 55 государств - участников Конвенции 11 присоединились к Дополнительному протоколу: 10 стран- членов Европейского союза и Швейцария. Однако многими Договаривающимися сторонами Конвенции, по информации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (далее - КВТ ЕЭК ООН), проводится соответствующая работа по присоединению к Дополнительному протоколу с учетом параллельного внедрения на национальном уровне с тем, чтобы электронная накладная стала стандартным инструментом для использования как на внутренних, так и на международных перевозках.
В ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета в г. Санкт-Петербурге 26 декабря 2016 г. президентами государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) было подписано Заявление о цифровой повестке ЕАЭС.
Соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) по упрощению процедур торговли, вступившее в силу 22 февраля 2017 г., рекомендует принятие электронных копий сопроводительной документации и создание пунктов, принимающих документы по принципу "одного окна" с использованием электронного обмена данными.
По итогам 79-й сессии КВТ ЕЭК ООН, проходившей в Женеве 20-24 февраля 2017 г., министры и высокие представители 58 стран, а также Комиссар Европейского союза по транспорту подписали резолюцию "Вступление в новую эру устойчивого внутреннего транспорта и мобильности", в которой "заявили о своей готовности внедрять и поощрять технологические изменения на всех видах транспорта, в частности посредством стимулирования перехода к цифровому документообороту, прежде всего, в секторе международных перевозок".
В январе 2017 г. при поддержке Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) и национальных ассоциаций международных автомобильных перевозчиков успешно выполнены первые перевозки между Францией и Испанией с применением электронной накладной. Среди преимуществ использования электронной накладной для контролирующих органов была отмечена точность передаваемых сведений, их прозрачность, возможность отслеживания вносимых изменений, а также постоянный доступ информации в режиме реального времени. Выгоды для бизнеса заключаются в упрощении документооборота при организации перевозочного процесса, снижении временных и стоимостных затрат на администрирование, а также сведении к минимуму вероятности несовпадения сведений при оформлении отправки и получения груза.
В Российской Федерации с учетом современных направлений экономического развития внедрение электронного оформления и сопровождения грузов для всех видов транспорта прорабатывается в рамках выполнения указания Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. N Пр-53 о разработке проекта плана мероприятий (дорожной карты) по внедрению международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых перевозок и поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. N ДМ-П10-7086 по обеспечению реализации комплекса мер, направленных на создание правовых оснований и технологических условий электронного взаимодействия государственных органов и коммерческих организаций в рамках ЕАЭС.
Минтрансом России подготовлен и направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти проект Плана мероприятий (далее - Дорожная карта), включающий формирование нормативно-правовой базы для внедрения международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых перевозок (стандарт "e-freight") и создание автоматизированной информационной системы электронного оформления и сопровождения грузовых перевозок.
Согласно Дорожной карте внедрение в отраслях транспорта международных стандартов электронного оформления и сопровождения грузовых перевозок будет проходить поэтапно в зависимости от готовности отрасли. На первом этапе предусмотрено внедрение безбумажного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок (стандарта "e-freight") на воздушном транспорте. В последующем - на железнодорожном транспорте и в мультимодальном сообщении.
На автомобильном транспорте в Российской Федерации в условиях большого количества участников рынка автомобильных перевозок и объема совершаемых операций, а также отсутствия регулирования на федеральном уровне переход на безбумажное оформление перевозок предусмотрен на последующих этапах.
В дальнейшем с учетом позиций всех заинтересованных участников рынка, имеющихся предложений и опыта отдельных операторов по созданию онлайн-сервисов для эффективной логистической организации грузоперевозок планируется подготовка предложений по концепции реализации проекта ввода в действие в Российской Федерации электронной накладной на автомобильном транспорте, в привязке к существующей Дорожной карте.
Кроме того, пунктом 7 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 24 марта 2017 г. N ДМ-П9-1723 по итогам встречи с представителями малого и среднего бизнеса в области грузовых автомобильных перевозок, состоявшейся 23 марта 2017 г., также предусмотрена подготовка предложений по введению электронной накладной при осуществлении коммерческих грузовых автомобильных перевозок.
Согласно мнениям ведущих перевозчиков и контролирующих органов, была одобрена целесообразность внедрения электронной накладной на автомобильном транспорте с целью правомерного заключения договоров на перевозку хозяйствующими субъектами, оптимизации документооборота, исключения из рынка перевозок схем, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (посредники, серые перевозчики), увеличения поступлений в бюджет в связи прозрачностью движения товаров.
С учетом изложенного присоединение Российской Федерации к Дополнительному протоколу представляется необходимым в целях обеспечения интересов и конкурентоспособности российского автомобильного транспорта на рынке международных перевозок.
Присоединение Российской Федерации к Дополнительному протоколу на основании постановления Правительства Российской Федерации предлагается с учетом осуществленного в 2016 году присоединения Российской Федерации к Протоколу к Конвенции КДПГ от 5 июля 1978 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 24).
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза. Порядок использования и заполнения транспортной накладной установлен в разделе II Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Дополнительного протокола электронная накладная содержит те же сведения, что и накладная, предусмотренная в Конвенции.
Дополнительный протокол не содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Дополнительный протокол не содержит иных оснований для ратификации, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 7 Дополнительного протокола к Конвенции установлено, что государства, которые присоединились к Конвенции (СССР присоединился), могут стать Сторонами Дополнительного протокола путем присоединения к нему после его вступления в силу (вступил в силу 5 июня 2011 г.).
Согласно пункту 5 статьи 7 Дополнительного протокола присоединение к нему должно производиться путем передачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций надлежащего акта.
С учетом изложенного имеются все основания для присоединения Российской Федерации к Дополнительному протоколу к Конвенции путем принятия постановления Правительства Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие вносимого проекта постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.