Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский хирург"
(подготовлен Минтрудом России 22.11.2017 г.)
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Врач-детский хирург".
Министр |
М.А. Топилин |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Врач-детский хирург
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Врачебная практика в области детской хирургии |
|
|
||
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
|||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | ||||
Профилактика, диагностика, лечение хирургических заболеваний у детей, медицинская реабилитация пациентов | ||||
Группа занятий: | ||||
2212 |
Врачи-специалисты |
|||
(код ОКЗ*(1)) |
(наименование) |
|||
Отнесение к видам экономической деятельности: | ||||
86.1 |
Деятельность больничных организаций |
|||
86.22 |
Специальная врачебная практика |
|||
(код ОКВЭД*(2)) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Оказание первичной медико-санитарной помощи детям по профилю "детская хирургия" в амбулаторных условиях |
8 |
Проведение обследования детей в целях выявления хирургических заболеваний, установления диагноза |
A/01.8 |
8 |
Назначение лечения детям с хирургическими заболеваниями, контроль его эффективности и безопасности |
A/02.8 |
8 |
|||
Планирование и контроль эффективности медицинской реабилитации детей с хирургическими заболеваниями в том числе, при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов |
A/03.8 |
8 |
|||
Оказание паллиативной медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями |
А/04.8 |
8 |
|||
Проведение медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз в отношении детей с хирургическими заболеваниями |
A/05.8 |
8 |
|||
Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения |
А/06.8 |
8 |
|||
Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала |
A/07.8 |
8 |
|||
Оказание медицинской помощи в экстренной форме |
А/08.8 |
8 |
|||
В |
Оказание медицинской помощи детям по профилю "детская хирургия" в стационарных условиях |
8 |
Проведение обследования детей в целях выявления хирургических заболеваний, установления диагноза |
В/01.8 |
8 |
8 |
Назначение лечения детям с хирургическими заболеваниями, контроль его эффективности и безопасности |
В/02.8 |
|
||
8 |
Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала |
В/03.8 |
8 |
||
8 |
Оказание медицинской помощи в экстренной форме |
B/04.8 |
8 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Оказание первичной медико-санитарной помощи детям по профилю "детская хирургия" в амбулаторных условиях |
Код |
А |
Уровень квалификации |
8 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Врач-детский хирург*(3) |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия" и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности "Детская хирургия"*(4)
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия" и освоение образовательной программы ординатуры по специальности "Детская хирургия" в объеме первого года обучения |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
Сертификат специалиста*(5) или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Детская хирургия"*(6).
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(7)*(8).
Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных действующим законодательством Российской Федерации *(9) |
Другие характеристики |
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий - дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации) и: - формирование профессиональных навыков через наставничество - стажировка - использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары) - тренинги в симуляционных центрах - участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях
Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача*(10), принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами.
Соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, регулирующих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2212 |
Врачи-специалисты |
ЕКС*(11) |
- |
Врач-детский хирург |
ОКПДТР*(12) |
20463 |
Врач-специалист |
ОКСО*(13) |
3.31.05.01 |
Лечебное дело |
3.31.05.02 |
Педиатрия |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Проведение обследования детей в целях выявления хирургических заболеваний, установления диагноза |
Код |
А/01.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у детей (их законных представителей) с хирургическими заболеваниями |
Интерпретация информации, полученной от детей (их законных представителей) с хирургическими заболеваниями | |
Осмотр детей с хирургическими заболеваниями | |
Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и инструментальных обследований детей с хирургическими заболеваниями | |
Направление детей с хирургическими заболеваниями на инструментальное обследование в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Направление детей с хирургическими заболеваниями на лабораторное обследование в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Направление детей с хирургическими заболеваниями к врачам-специалистам при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Интерпретация результатов осмотра, лабораторного и инструментального обследования детей с хирургическими заболеваниями | |
Интерпретация результатов осмотра врачами-специалистами детей с хирургическими заболеваниями | |
Установление диагноза с учетом действующей Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ) | |
Повторные осмотры и обследования детей с хирургическими заболеваниями | |
Участие в обеспечении безопасности диагностических манипуляций | |
Необходимые умения |
Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у детей (их законных представителей)с хирургическими заболеваниями |
Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от детей (их законных представителей) с хирургическими заболеваниями | |
Оценивать анатомо-функциональное состояние органов и систем организма у детей с хирургическими заболеваниями | |
Владеть методами осмотра и обследования детей с хирургическими заболеваниями, с учетом возрастных анатомо-функциональных особенностей: - сбор анамнеза и жалоб; - визуальное исследование различных органов и систем; - пальпация и перкуссия грудной клетки, брюшной полости, костей и суставов; - аускультация органов грудной клетки и брюшной полости; - определение площади ожоговой поверхности; - определение объема активных и пассивных движений в суставе; - диагностическая аспирационная пункция сустава; - установка назогастрального зонда; - катетеризация мочевого пузыря; - катетеризация прямой кишки; - оценка интенсивности боли | |
Интерпретировать и анализировать результаты осмотра и обследования детей с хирургическими заболеваниями | |
Обосновывать и планировать объем инструментального обследования детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
|
Интерпретировать и анализировать результаты инструментального обследования детей с хирургическими заболеваниями: - ультразвуковое исследование органов брюшной полости, грудной клетки, забрюшинного пространства, - ультразвуковая допплерография сосудов органов брюшной полости, забрюшинного пространства; - рентгенография, в том числе рентгенологическое обследование с использованием внутриполостного/внутривенного контрастирования; - магнитно-резонансная томография; - компьютерная томография, в том числе с использованием внутриполостного/внутривенного контрастирования; - ангиография; - радиоизотопное исследование; - функциональные исследования мочевыделительной системы, толстой кишки; - внутрипросветное исследование (фиброскопия) пищевода, желудка, трахеи, бронхов, толстой кишки; - результаты биопсии |
Обосновывать и планировать объем лабораторного обследования детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Интерпретировать и анализировать результаты лабораторного обследования детей с хирургическими заболеваниями | |
Обосновывать необходимость направления к врачам-специалистам детей с хирургическими заболеваниями, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Интерпретировать и анализировать результаты осмотра врачами-специалистами детей с хирургическими заболеваниями | |
Выявлять клинические симптомы и синдромы у детей с хирургическими заболеваниями | |
| |
Определять медицинские показания для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями | |
Выявлять симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических процедур у детей с хирургическими заболеваниями | |
Необходимые знания |
Общие вопросы организации оказания медицинской помощи населению |
Вопросы организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний | |
Порядок оказания медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями | |
Стандарты первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями | |
Закономерности функционирования здорового организма человека и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем; особенности регуляции функциональных систем организма человека при патологических процессах | |
Методика сбора анамнеза жизни и жалоб у детей и (или) у родителей (законных представителей) детей с хирургическими заболеваниями | |
Методика осмотра и обследования детей с хирургическими заболеваниями | |
Методы лабораторных и инструментальных исследований для оценки состояния здоровья, медицинские показания к проведению исследований, правила интерпретации их результатов у детей с хирургическими заболеваниями | |
Анатомо-функциональные особенности детей | |
Этиология и патогенез, патоморфология, клиническая картина дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний и (или) патологических состояний у детей с хирургическими заболеваниями | |
Современные методы клинической и параклинической диагностики хирургических заболеваний у детей | |
Хирургические заболевания у детей, требующие направления к врачам-специалистам | |
Хирургические заболевания у детей, требующие неотложной помощи | |
МКБ | |
Симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических процедур у детей с хирургическими заболеваниями | |
Изменения органов и систем у детей с хирургическими заболеваниями | |
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Назначение лечения детям с хирургическими заболеваниями, контроль его эффективности и безопасности |
Код |
А/02.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка плана лечения детей с хирургическими заболеваниями с учетом диагноза, возраста и клинической картиныв соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Оценка эффективности и безопасности лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания у детей с хирургическими заболеваниями | |
Назначение немедикаментозного лечения: физиотерапевтических методов, рефлексотерапии, лечебной физкультуры, гирудотерапии и иных методов терапии детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Оценка эффективности и безопасности немедикаментозного лечения у детей с хирургическими заболеваниями | |
Выполнение отдельных этапов хирургических вмешательств и иных лечебных манипуляций детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Оценка результатов хирургических вмешательств и иных лечебных манипуляций у детей с хирургическими заболеваниями | |
Профилактика или лечение осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических или лечебных манипуляций, применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания, немедикаментозного лечения, хирургических вмешательств и иных лечебных манипуляций | |
Направление детей с хирургическими заболеваниями для оказания медицинской помощи в условиях стационара или дневного стационара при наличии показаний | |
Оказание медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями в неотложной форме, в том числе, в чрезвычайных ситуациях: травматические повреждения костно-мышечной системы, кожи и мягких тканей, внутренних органов, черепно-мозговая травма, проникающие ранения органов брюшной полости, грудной клетки, забрюшинного пространства; гнойно-воспалительные заболевания кожи, подкожно-жировой клетчатки, костей, суставов, органов брюшной полости, грудной клетки; ожоги, отморожения | |
Необходимые умения |
Разрабатывать план лечения детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание детям с хирургическими заболеваниями, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания у детей с хирургическими заболеваниями | |
Назначать немедикаментозное лечение детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Оценивать эффективность и безопасность немедикаментозного лечения у детей с хирургическими заболеваниями | |
Разрабатывать план подготовки детей с хирургическими заболеваниями к хирургическому вмешательству и иным лечебным манипуляциям | |
Выполнять следующие хирургические вмешательства и иные лечебные манипуляции детям с хирургическими заболеваниями: - пункция гнойного очага; - инстилляция мочевого пузыря; - наложение повязки при нарушении целостности кожных покровов; - наложение повязки при гнойных заболеваниях кожи и подкожно-жировой клетчатки; - наложение повязки при заболеваниях мышц; - наложение иммобилизационной повязки при переломах костей; - наложение шины при переломах костей; - наложение иммобилизационной повязки при вывихах (подвывихах) суставов; - наложение повязки при ранении (повреждении) сосудов; - наложение повязки на послеоперационные раны; - удаление поверхностного инородного тела; - вскрытие панариция; - сшивание кожи и подкожно-жировой клетчатки; - вскрытие фурункула (карбункула) ; - вскрытие и дренирование флегмоны (абсцесса) ; - закрытая коррекция отделенного эпифиза; - обработка места открытого перелома; - репозиция отломков костей при переломах; - вправление вывиха сустава; - аппликационная, инфильтрационная и проводниковая местная анестезия; - катетеризация мочевого пузыря; - пункция суставов; - наложение жгута при кровотечении; - наложение гипсовых повязок; - наложение кожных швов; - снятие кожных швов | |
Разрабатывать план послеоперационного ведения детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Предотвращать или устранять осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные, возникшие в результате диагностических манипуляций, применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания, немедикаментозного лечения, хирургических вмешательств и иных лечебных манипуляций | |
Проводить мониторинг хирургического заболевания, корректировать план лечения в зависимости от особенностей течения хирургического заболевания | |
Оказывать медицинскую помощь детям с хирургическими заболеваниями в неотложной форме, в том числе, в чрезвычайных ситуациях в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи: - оказывать неотложную помощь при травматических повреждениях костно-мышечной системы, кожи и мягких тканей, внутренних органов, черепно-мозговой травме, ожогах, отморожениях - оказывать неотложную помощь при проникающих ранениях органов брюшной полости, грудной клетки, забрюшинного пространства; - оказывать неотложную помощь при гнойно-воспалительных заболеваниях кожи, подкожно-жировой клетчатки, костей, суставов, органов брюшной полости, грудной клетки; - оказывать неотложную помощь при наружных и внутренних кровотечениях - оказывать неотложную помощь при развитии шока - оказывать неотложную помощь при пневмотораксе - оказывать неотложную помощь при сочетанных и комбинированных повреждениях | |
Необходимые знания |
Порядок оказания медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями |
Стандарты первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями | |
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями | |
Современные методы лечения детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, применяемых у детей с хирургическими заболеваниями; медицинские показания и медицинские противопоказания к назначению; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные | |
Методы немедикаментозного лечения у детей с хирургическими заболеваниями; медицинские показания и медицинские противопоказания; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные | |
Принципы и методы хирургических вмешательств и иных лечебных манипуляций у детей с хирургическими заболеваниями; медицинские показания и медицинские противопоказания; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные | |
| |
Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших при обследовании или лечении детей с хирургическими заболеваниями | |
Предоперационная подготовка и послеоперационное ведение детей с хирургическими заболеваниями | |
| |
Методы обезболивания детей с хирургическими заболеваниями | |
Требования асептики и антисептики | |
Принципы и методы оказания медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями в неотложной форме в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Другие характеристики |
- |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации детей с хирургическими заболеваниями в том числе, при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов |
Код |
А/03.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Составление плана мероприятий медицинской реабилитации детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующим порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
Реализация мероприятий медицинской реабилитации детей с хирургическими заболеваниями в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов | |
Направление детей с хирургическими заболеваниями к врачам-специалистам (врач-физиотерапевт, медицинский психолог, врач-невролог и т.д.) для назначения и проведения мероприятий медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, | |
Оценка эффективности и безопасности мероприятий медицинской реабилитации детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Необходимые умения |
Определять медицинские показания для проведения мероприятий по медицинской реабилитации детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
Разрабатывать план реабилитационных мероприятий детям с хирургическими заболеваниями, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
| |
Проводить мероприятия медицинской реабилитации детей с хирургическими заболеваниями, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Определять медицинские показания для направления детей с хирургическими заболеваниями к врачам-специалистам для назначения и проведения мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Оценивать эффективность и безопасность мероприятий по медицинской реабилитации детей с хирургическими заболеваниями, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов | |
Определять медицинские показания для направления детей, имеющих стойкое нарушение функций организма, обусловленное хирургическими заболеваниями для прохождения медико-социальной экспертизы | |
Участвовать в реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации инвалидов детства по хирургическим заболеваниям | |
Необходимые знания |
Порядок оказания медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями |
Стандарты первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями | |
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи пациентам детского возраста с хирургическими заболеваниями | |
| |
Основы медицинской реабилитации детей с хирургическими заболеваниями | |
Методы медицинской реабилитации детей с хирургическими заболеваниями | |
Медицинские показания и медицинские противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий детям с хирургическими заболеваниями, в том числе индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов | |
Механизм воздействия реабилитационных мероприятий на организм детей с хирургическими заболеваниями | |
Медицинские показания для направления детей с хирургическими заболеваниями к врачам-специалистам для назначения проведения мероприятий реабилитации, в том числе индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов | |
| |
Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате мероприятий медицинской реабилитации детей с хирургическими заболеваниями | |
Медицинские показания для направления детей с хирургическими заболеваниями на медико-социальную экспертизу, требования к оформлению медицинской документации | |
Другие характеристики |
- |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Оказание паллиативной медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями |
Код |
A/04.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Динамическое наблюдение детей с хирургическими заболеваниями, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи |
Оценка интенсивности и характера болевого синдрома с использованием шкал оценки боли | |
Обезболивание у детей с хирургическими заболеваниями, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи | |
Разработка и проведение комплексных мероприятий по улучшению качества жизни детей с хирургическими заболеваниями, требующих оказания паллиативной медицинской помощи | |
Направление детей с хирургическими заболеваниями в медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Консультирование родственников детей с хирургическими заболеваниями по навыкам и организации индивидуального ухода за детьми с хирургическими заболеваниями, получающих паллиативную медицинскую помощь | |
Решение этических вопросов, помощь в решении юридических вопросов, возникающих в связи с тяжелой болезнью и приближением смерти | |
Необходимые умения |
Оценивать тяжесть состояния детей с хирургическими заболеваниями, получающих паллиативную медицинскую помощь |
Определять медицинские показания для направления детей с хирургическими заболеваниями в медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь населению для назначения необходимого лечения, направленного на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни | |
Оценивать интенсивность и характер болевого синдрома с использованием шкал оценки боли у детей с хирургическими заболеваниями | |
Принимать участие в разработке индивидуального плана оказания паллиативной медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями, с учетом тяжести состояния, прогноза заболевания, выраженности болевого синдрома и других тягостных симптомов, социального положения, а также индивидуальных потребностей пациента, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Обосновывать схему, план и тактику ведения детей с хирургическими заболеваниями, получающих паллиативную медицинскую помощь | |
Предусматривать возможные осложнения и осуществлять их профилактику | |
Проводить комплексные мероприятия, направленные на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни детей с хирургическими заболеваниями | |
Консультировать родственников детей с хирургическими заболеваниями по навыкам и организации индивидуального ухода за детьми с хирургическими заболеваниями, получающих паллиативную медицинскую помощь | |
Оказывать помощь в решении этических вопросов, юридических вопросов, возникающих в связи с тяжелой болезнью и приближением смерти | |
Оформлять медицинскую документацию | |
Необходимые знания |
Законодательство в сфере охраны здоровья граждан, нормативные правовые акты и иные документы, регламентирующие деятельность медицинских организаций и медицинских работников, в том числе в сфере назначения, выписывания и хранения наркотических средств и психотропных веществ |
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи детей с хирургическими заболеваниями | |
Клинические рекомендации по ведению хронического болевого синдрома у детей с хирургическими заболеваниями, получающих паллиативную медицинскую помощь | |
Порядок оказания паллиативной медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями | |
Порядок оказания паллиативной медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями | |
Медицинские показания к направлению на оказание паллиативной медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями | |
Механизм действия опиоидных анальгетиков и психотропных веществ, способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий, нежелательных реакций их применения | |
Медицинские показания к применению методов физиотерапии и лечебной физкультуры в рамках оказания паллиативной медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями, профилактики и лечения пролежней, появления контрактур | |
Основы рационального питания, принципы диетотерапии и энтерального питания детей с хирургическими заболеваниями, требующих паллиативной медицинской помощи | |
Принципы организации и проведения медико-социальной экспертизы детей с хирургическими заболеваниями, получающих паллиативную медицинскую помощь | |
Другие характеристики |
- |
3.1.5. Трудовая функция
Наименование |
Проведение медицинских экспертиз |
Код |
А/05.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||
Трудовые действия
|
|
|||||
Проведение экспертизы временной нетрудоспособности детей с хирургическими заболеваниями, участие в экспертизе временной нетрудоспособности, осуществляемой врачебной комиссией медицинской организации | ||||||
Подготовка необходимой медицинской документации для детей с хирургическими заболеваниями для осуществления медико-социальной экспертизы в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы | ||||||
Направление детей с хирургическими заболеваниями на медико-социальную экспертизу | ||||||
Необходимые умения |
Направлять детей, с хирургическими заболеваниями на медико-социальную экспертизу |
|||||
Подготавливать необходимую медицинскую документацию детям с хирургическими заболеваниями для осуществления медико-социальной экспертизы в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы | ||||||
Определять признаки временной нетрудоспособности | ||||||
Формулировать медицинские заключения по результатам медицинских экспертиз, в части наличия и (или) отсутствия хирургического заболевания | ||||||
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты, регламентирующие порядки проведения медицинских экспертиз, выдачи листков временной нетрудоспособности |
|||||
Порядок выдачи листков нетрудоспособности | ||||||
Порядки проведения медицинских экспертиз | ||||||
Медицинские показания для направления детей, имеющих стойкое нарушение функции пораженного органа или системы, обусловленное хирургическими заболеваниями, на медико-социальную экспертизу, требования к оформлению медицинской документации | ||||||
Другие характеристики |
- |
3.1.6. Трудовая функция
Наименование |
Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения |
Код |
А/06.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Пропаганда здорового образа жизни, профилактика хирургических заболеваний |
Проведение медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения за детьми с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартом медицинской помощи | |
Осуществление диспансеризации детского населения с целью раннего выявления хирургических заболеваний и основных факторов риска их развития в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и иными документами | |
Проведение диспансерного наблюдения за детьми с выявленными хроническими хирургическими заболеваниями | |
Назначение профилактических мероприятий детям с учетом факторов риска в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Контроль за соблюдением профилактических мероприятий | |
Определение медицинских показаний к введению ограничительных мероприятий (карантина) и показаний для направления к врачу-специалисту при возникновении инфекционных (паразитарных) болезней | |
Оформление и направление в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека экстренного извещения при выявлении инфекционного или профессионального заболевания | |
Проведение противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции, в том числе карантинных мероприятий при выявлении особо опасных (карантинных) инфекционных заболеваний | |
Формирование программ здорового образа жизни, включая программы снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ | |
Оценка эффективности профилактической работы с пациентами | |
Необходимые умения |
Проводить медицинские осмотры с учетом возраста, состояния здоровья, профессии в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и иными документами |
Проводить санитарно-просветительную работу по формированию здорового образа жизни, профилактике хирургических заболеваний | |
Проводить диспансеризацию населения с целью раннего выявления хронических хирургических заболеваний, основных факторов риска их развития | |
Проводить диспансерное наблюдение детей с выявленными хроническими хирургическими заболеваниями | |
Определять медицинские показания к введению ограничительных мероприятий (карантина) и показания для направления к врачу-специалисту | |
Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции | |
Разрабатывать и реализовывать программы формирования здорового образа жизни, в том числе программы снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты и иные документы, регламентирующие порядки проведения медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения детей с хирургическими заболеваниями |
Принципы диспансерного наблюдения за детьми с хирургическими заболеваниями, в соответствии нормативными правовыми актами и иными документами | |
Перечень врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинских осмотров, диспансеризации детей с хирургическими заболеваниями | |
Формы и методы санитарно-просветительной работы по формированию элементов здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ | |
Основы здорового образа жизни, методы его формирования | |
Формы и методы санитарно-просветительной работы среди детей (их законных представителях), медицинских работников по вопросам профилактики хирургических заболеваний | |
Принципы и особенности профилактики возникновения или прогрессирования хирургических заболеваний | |
Порядок организации медицинских осмотров и диспансеризации детей, а также диспансерного наблюдения, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Медицинские показания и медицинские противопоказания к применению методов профилактики хирургических заболеваний у детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Порядок диспансерного наблюдения детей с хроническими хирургическими заболеваниями, инвалидов детства по хирургическим заболеваниям | |
Принципы и особенности оздоровительных мероприятий среди детей с хроническими хирургическими заболеваниями | |
Другие характеристики |
- |
3.1.7 Трудовая функция
Наименование |
Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала |
Код |
А/07.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Составление плана работы и отчета о своей работе |
Ведение медицинской документации, в том числе в электронном виде | |
| |
Контроль выполнения должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала | |
Участие в обеспечении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности | |
Использование информационно-аналитических систем и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | |
Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, требований противопожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности | |
Использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну | |
Необходимые умения |
Составлять план работы и отчет о своей работе |
Заполнять медицинскую документацию, в том числе в электронном виде, контролировать качество ее ведения | |
Проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности для оценки здоровья детского населения | |
Использовать информационно-аналитические системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" | |
Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну | |
| |
Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования противопожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности | |
Осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала | |
Необходимые знания |
Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "детская хирургия" |
Правила работы в информационно-аналитических системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | |
Требования противопожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, основы личной безопасности и конфликтологии, правила внутреннего трудового распорядка | |
Требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности | |
Должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "детская хирургия" | |
Другие характеристики |
- |
3.1.8. Трудовая функция
Наименование |
Оказание медицинской помощи в экстренной форме |
Код |
А/08.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||
Трудовые действия
|
Оценка состояния, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме |
|||||
Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме | ||||||
Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)) | ||||||
Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме | ||||||
Необходимые умения |
Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме |
|||||
Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации | ||||||
Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) | ||||||
Применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме | ||||||
Необходимые знания |
Методика сбора жалоб и анамнеза жизни и заболевания у детей (их законных представителей) |
|||||
Методика физикального исследования детей (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) | ||||||
Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания | ||||||
Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации | ||||||
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Оказание медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями в стационарных условиях |
Код |
В |
Уровень квалификации |
8 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Врач-детский хирург |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия" и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности "Детская хирургия"
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия" и освоение образовательной программы ординатуры по специальности "Детская хирургия" в полном объеме обучения |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Детская хирургия"
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных действующим законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики |
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий: - дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации); - формирование профессиональных навыков через наставничество; - стажировка; - использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары); - тренинги в симуляционных центрах; - участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях
Соблюдение врачебной тайны, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами.
Соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, регулирующих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2212 |
Врачи-специалисты |
ЕКС |
- |
Врач-детский хирург |
ОКПДТР |
20463 |
Врач-специалист |
ОКСО |
3.31.05.01 |
Лечебное дело |
3.31.05.02 |
Педиатрия |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Проведение обследования детей в целях выявления хирургических заболеваний, установления диагноза |
Код |
В/01.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у детей (их законных представителей) с хирургическими заболеваниями |
Интерпретация информации, полученной от детей (их законных представителей) с хирургическими заболеваниями | |
Осмотр детей с хирургическими заболеваниями | |
Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и инструментальных обследований детей с хирургическими заболеваниями | |
Проведение детям с хирургическими заболеваниями инструментальных обследований в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Направление детей с хирургическими заболеваниями на лабораторное обследование в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Направление детей с хирургическими заболеваниями к врачам-специалистам при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Интерпретация результатов осмотра, лабораторного и инструментального обследования детей с хирургическими заболеваниями | |
Интерпретация результатов осмотра врачами-специалистами детей с хирургическими заболеваниями | |
МКБ | |
Повторные осмотры и обследования детей с хирургическими заболеваниями | |
Участие в обеспечении безопасности диагностических манипуляций | |
Необходимые умения |
Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у детей (их законных представителей) с хирургическими заболеваниями |
Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от детей (их законных представителей) с хирургическими заболеваниями | |
Оценивать анатомо-функциональное состояние органов и систем организма у детей с хирургическими заболеваниями | |
Владеть методами осмотра и обследования детей с хирургическими заболеваниями, с учетом возрастных анатомо-функциональных особенностей: - сбор анамнеза и жалоб - визуальное исследование различных органов и систем - пальпация и перкуссия грудной клетки, брюшной полости, костей и суставов - аускультация органов грудной клетки и брюшной полости - определение площади ожоговой поверхности - определение объема активных и пассивных движений в суставе - диагностическая аспирационная пункция сустава - зондирование желудка - промывание желудка - установка назогастрального зонда - катетеризация мочевого пузыря - катетеризация прямой кишки - постановка мочевого катетера - определение основных групп крови - определение резус-принадлежности - оценка интенсивности боли - выполнение сифонной клизмы | |
Интерпретировать и анализировать результаты осмотра и обследования детей с хирургическими заболеваниями | |
Обосновывать и планировать объем инструментального обследования детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Интерпретировать и анализировать результаты инструментального обследования детей с хирургическими заболеваниями: - ультразвуковое исследование органов брюшной полости, грудной клетки, забрюшинного пространства, - ультразвуковая допплерография сосудов органов брюшной полости, забрюшинного пространства; - рентгенография, в том числе рентгенологическое обследование с использованием внутриполостного/внутривенного контрастирования; - магнитно-резонансная томография; - компьютерная томография, в том числе с использованием внутриполостного/внутривенного контрастирования; - ангиография; - радиоизотопное исследование; - функциональные исследования мочевыделительной системы, толстой кишки; - внутрипросветное исследование (фиброскопия) пищевода, желудка, трахеи, бронхов, толстой кишки; - результаты биопсии | |
Обосновывать и планировать объем лабораторного обследования детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Интерпретировать и анализировать результаты лабораторного обследования детей с хирургическими заболеваниями | |
Обосновывать необходимость направления к врачам-специалистам детей с хирургическими заболеваниями, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Интерпретировать и анализировать результаты осмотра врачами-специалистами детей с хирургическими заболеваниями | |
Выявлять клинические симптомы и синдромы у детей с хирургическими заболеваниями | |
Применять медицинские изделия в соответствии с действующими порядками оказания медицинской, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Определять медицинские показания для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями | |
Выявлять симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических процедур у детей с хирургическими заболеваниями | |
Необходимые знания |
Методика сбора анамнеза жизни и заболевания, жалоб у детей (их законных представителей) с хирургическими заболеваниями |
Методика осмотра и обследования детей с хирургическими заболеваниями | |
Анатомо-функциональные особенности детей | |
Этиология и патогенез, патоморфология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний и (или) патологических состояний у детей с хирургическими заболеваниями | |
Современные методы клинической и параклинической диагностики хирургических заболеваний | |
Хирургические заболевания, требующие направления детей к врачам-специалистам | |
Хирургические заболевания, требующие неотложной помощи | |
МКБ | |
Симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических процедур у детей с хирургическими заболеваниями | |
Изменения органов и систем организма у детей с хирургическими заболеваниями | |
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Назначение лечения детям с хирургическими заболеваниями, контроль его эффективности и безопасности |
Код |
В/02.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка плана лечения детей с хирургическими заболеваниями с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Оценка эффективности и безопасности лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания у детей с хирургическими заболеваниями | |
Назначение немедикаментозного лечения: физиотерапевтических методов, лечебной физкультуры детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения), с учетом стандартов медицинской помощи | |
Оценка эффективности и безопасности немедикаментозного лечения у детей с хирургическими заболеваниями | |
Выполнение отдельных этапов хирургических вмешательств и иных лечебных манипуляций детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Оценка результатов хирургических вмешательств и иных лечебных манипуляций у детей с хирургическими заболеваниями | |
Профилактика или лечение осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических манипуляций, применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лекарственного питания, немедикаментозного лечения, хирургических вмешательств и иных лечебных манипуляций | |
Оказание медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями в неотложной форме, в том числе, в чрезвычайных ситуациях: травматические повреждения костно-мышечной системы, кожи и мягких тканей, внутренних органов, черепно-мозговая травма, проникающие ранения органов брюшной полости, грудной клетки, забрюшинного пространства; гнойно-воспалительные заболевания кожи, подкожно-жировой клетчатки, костей, суставов, органов брюшной полости, грудной клетки; ожоги, отморожения | |
Необходимые умения |
Разрабатывать план лечения детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, , с учетом стандартов медицинской помощи |
Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питания детям с хирургическими заболеваниями, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания детям с хирургическими заболеваниями | |
Выполнять хирургические вмешательства и иные лечебные манипуляции детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Оценивать эффективность и безопасность выполнения хирургических вмешательств и иных лечебных манипуляций у детей с хирургическими заболеваниями | |
Назначать немедикаментозное лечение детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Оценивать эффективность и безопасность немедикаментозного лечения у детей с хирургическими заболеваниями | |
Разрабатывать план подготовки детей с хирургическими заболеваниями к хирургическому вмешательству и иным лечебным манипуляциям | |
Выполнять следующие хирургические вмешательства и иные лечебные манипуляции детям с хирургическими заболеваниями: | |
- пункция гнойного очага - пункция лимфатического узла - бужирование колостомы - инстилляция мочевого пузыря - наложение повязки при нарушении целостности кожных покровов - наложение повязки при гнойных заболеваниях кожи и подкожно-жировой клетчатки - наложение повязки при заболеваниях мышц - наложение иммобилизационной повязки при переломах костей - наложение шины при переломах костей - наложение иммобилизационной повязки при вывихах (подвывихах) суставов - наложение повязки при ранении (повреждении) сосудов - наложение повязки на послеоперационные раны - удаление поверхностного инородного тела - вскрытие панариция - сшивание кожи и подкожно-жировой клетчатки - ушивание открытой раны без кожной пластики - вскрытие фурункула (карбункула) - вскрытие и дренирование флегмоны (абсцесса) - удаление ногтевых пластинок - закрытая коррекция отделенного эпифиза - обработка места открытого перелома - репозиция отломков костей при переломах - вправление вывиха сустава - постановка временной трахеостомы - подкожные и внутримышечные инъекции - аппликационная, инфильтрационная и проводниковая местная анестезия - пункция и катетеризация периферических вен - торакоцентез - дренирование плевральной полости - лапароцентез - катетеризация мочевого пузыря - цистография - пункционная цистостомия - пункция суставов - наложение жгута при кровотечении - наложение гипсовых повязок - наложение кожных швов - снятие кожных швов - рентгеноскопия пищевода, в т.ч. с контрастным веществом - рентгеноконтроль прохождения контраста по желудку, тонкой и ободочной кишке - ирригоскопия - описание и интерпретация рентгенографических изображений - фистулография - пункция плевральной полости - хирургическая обработка раны или инфицированной ткани - проведение дренажа кости - аппендэктомия - дренирование аппендикулярного абсцесса | |
- ревизия мошонки - орхиэкомия - цистостомия - вправление парафимоза - оперативное лечение пупочной грыжи - оперативное лечение паховой грыжи | |
Разрабатывать план послеоперационного ведения детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Предотвращать или устранять осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные, возникшие в результате диагностических манипуляций, применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания, немедикаментозного лечения, хирургических вмешательств и иных лечебных манипуляций | |
Проводить мониторинг хирургического заболевания, корректировать план лечения в зависимости от особенностей течения хирургического заболевания | |
Оказывать медицинскую помощь детям с хирургическими забалеваниями в неотложной форме, в том числе в чрезвычайных ситуациях: - оказывать неотложную помощь при травматических повреждениях костно-мышечной системы, кожи и мягких тканей, внутренних органов, черепно-мозговой травме, ожогах, отморожениях - оказывать неотложную помощь при проникающих ранениях органов брюшной полости, грудной клетки, забрюшинного пространства; - оказывать неотложную помощь при гнойно-воспалительных заболеваниях кожи, подкожно-жировой клетчатки, костей, суставов, органов брюшной полости, грудной клетки; - оказывать неотложную помощь при наружных и внутренних кровотечениях - оказывать неотложную помощь при развитии шока - оказывать неотложную помощь при пневмотораксе - оказывать неотложную помощь при сочетанных и комбинированных повреждениях | |
Необходимые знания |
Порядок оказания медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями |
Стандарты первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями | |
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями | |
Современные методы оперативного лечения детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, применяемых у детей с хирургическими заболеваниями; медицинские показания и медицинские противопоказания к назначению; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные, у детей с хирургическими заболеваниями | |
Методы немедикаментозного лечения детей с хирургическими заболеваниями; медицинские показания и медицинские противопоказания; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные | |
Принципы и методы хирургических вмешательств и иных лечебных манипуляций у детей с хирургическими заболеваниями; медицинские показания и медицинские противопоказания; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные | |
Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших при обследовании или лечении детей с хирургическими заболеваниями | |
Предоперационная подготовка и послеоперационное ведение детей с хирургическими заболеваниями | |
Методы обезболивания детей с хирургическими заболеваниями | |
Требования асептики и антисептики | |
Принципы и методы оказания медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями в неотложной форме в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Другие характеристики |
- |
3.2.3 Трудовая функция
Наименование |
Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала |
Код |
В/03.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Составление плана работы и отчета о своей работе |
Ведение медицинской документации, в том числе в электронном виде | |
Контроль выполнения должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала | |
Участие в обеспечении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности | |
Использование информационно-аналитических систем и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | |
Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, требований противопожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности | |
Использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну | |
Необходимые умения |
Составлять план работы и отчет о своей работе |
Заполнять медицинскую документацию, в том числе в электронном виде, контролировать качество ее ведения | |
Проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности для оценки здоровья детского населения | |
Использовать информационно-аналиттические системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" | |
Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну | |
| |
Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования противопожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности | |
Осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала | |
Необходимые знания |
Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "детская хирургия" |
Правила работы в информационно-аналитических системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | |
Требования противопожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, основы личной безопасности и конфликтологии, правила внутреннего трудового распорядка | |
Требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности | |
Должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "детская хирургия" | |
Другие характеристики |
- |
3.2.4. Трудовая функция
Наименование |
Оказание медицинской помощи в экстренной форме |
Код |
В/04.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||
Трудовые действия
|
Оценка состояния, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме |
|||||
Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни , включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме | ||||||
Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)) | ||||||
Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме | ||||||
Необходимые умения |
Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме |
|||||
Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации | ||||||
Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)) | ||||||
Применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме | ||||||
Необходимые знания |
Методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей) |
|||||
Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) | ||||||
Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания | ||||||
Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации | ||||||
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственные организации -разработчики
Общероссийская общественная организация "Российская Ассоциация детских хирургов", город Москва |
Председатель Разумовский Александр Юрьевич |
4.2. Наименования организаций - разработчиков
1. |
Союз медицинского сообщества "Национальная Медицинская Палата", город Москва |
2. |
ФГБУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва |
-------------------------------------------
*(1) Общероссийский классификатор занятий
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591)
*(4) Приказ Минздрава России от 8 октября 2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438); приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247)
*(5) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2013 г., регистрационный N 27918) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2013 г. N 515н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2013 г., регистрационный N 29853), от 23 октября 2014 г. N 658н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 ноября 2014 г., регистрационный N 34729) и от 10 февраля 2016 г. N 82н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2016 г., регистрационный N 41389).
*(6) Приказ Минздрава России от 6 июня 2016 г. N 352н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему" (Зарегистрировано в Минюсте России 4 июля 2016 г. N 42742)
*(7) Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002,
N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 39, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2015, N 29, ст. 4356).
*(8) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).
*(9) Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 1, ст. 42).
*(10) Статья 71 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3477) и статья 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011 г., N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3477; 2013, N 30, ст. 4038; N 48, ст. 6265; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 14, ст. 2018; N 29, ст. 4356).
*(11) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
*(12) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
*(13) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен проект профстандарта "Врач-детский хирург".
Основная цель профессиональной деятельности - профилактика, диагностика, лечение хирургических заболеваний у детей, медицинская реабилитация пациентов.
Описываются (обобщенные) трудовые функции по уровням квалификации. Указываются требования к образованию, обучению, опыту практической работы, а также возможные наименования должностей.
Приводятся сведения об организациях-разработчиках стандарта.