Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(подготовлен Минпромторгом России 30.11.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 8 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 30.05.2017 N АХ-П11-34пр, а также Предложениями Минпромторга России по оптимизации государственного регулирования розничной продажи алкогольной продукции в целях легализации оборота алкоголя и формирования цивилизованной модели его потребления.
Следует отметить, что чрезмерное регулирование рынка алкогольной продукции приводит к сокращению легальных точек продаж и росту доли теневого оборота алкогольной продукции, в том числе некачественного либо опасного для жизни. Необходимо предпринять меры по легализации розничных каналов продаж алкоголя. В этом случае важно не ужесточать существующие и не вводить новые ограничения, а пересмотреть политику регулирования алкогольного рынка в сторону смягчения. В ином случае утрачивается смысл лицензирования как формы обеспечения доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок и обеспечения его прозрачности, легальности и подконтрольности. Вместе с тем лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, получить должно быть просто, дешево и удобно.
В настоящее время при получении лицензии продавец сталкивается с множеством трудностей. Например, в законодательстве установлены требования к метражу магазина (в городе 50 метров, в селе 25 метров), в котором реализуется алкоголь. При разнице в 1-2 метра организации лицензии получить не могут. Такие ограничения не представляются обоснованными.
Также, лицензирующий орган может отказать в выдаче лицензии при наличии у заявителя непогашенной налоговой задолженности даже в размере 1 копейки.
Еще один реальный пример: если адрес магазина в государственном реестре не совпадает с представленными заявителем сведениями (например, договором аренды) не по его вине, то также может последовать отказ в выдаче лицензии. При этом уплаченная пошлина в размере 65 тысяч за каждый год действия лицензии заявителю не возвращается, а уходит в бюджет безвозвратно. И в следующий раз при подаче документов для получения лицензии повторно ситуация может повториться.
На решение, в том числе этих проблем, направлен подготовленный законопроект.
Предлагается внести в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) изменения, в том числе предусматривающие:
а) право на перемещение алкогольной продукции в другие обособленные подразделения юридического лица, в которых осуществляются лицензируемые виды деятельности, в течение двух месяцев после аннулирования лицензии;
б) обязанность лицензирующего органа уведомить заявителя о наличии замечаний к представленным заявителем документам, а также о наличии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, страховых взносов и штрафов. Заявителю предлагается предоставлять право устранить замечания в документах и погасить задолженность в установленный срок. При этом срок принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии будет приостанавливаться
В случае исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов заявитель получит право представлять в лицензирующий орган документ об исполнении соответствующей обязанности, выданный налоговым органом. Лицензирующий орган, в свою очередь, сможет подтвердить информацию справкой уполномоченного органа, полученной по межведомственному запросу. При исполнении указанных обязанностей заявителем срок принятия решения о выдаче лицензии возобновляется лицензирующим органом;
в) исключение требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания исключительно только в ресторанах, барах, кафе и буфетах (согласно новому закону не допускается выдача лицензии, например, на закусочные, рюмочные и прочие подобные объекты общепита, что противоречит логике);
г) изменение требования к площади торговых объектов, в которых допускается розничная продажа алкогольной продукции - не менее 25 квадратных метров в городских населенных пунктах (в действующей редакции Закона N 171-ФЗ - 50 квадратных метров с учетом площади складских помещений), а также исключение требования к площади торговых объектов в сельских населенных пунктах (в действующей редакции Закона N 171-ФЗ - 25 квадратных метров с учетом площади складских помещений);
д) исключение требования о наличии у организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, складских помещений;
е) исключение положений о необходимости представления заявителем в лицензирующий орган учредительных документов, а также документов, подтверждающих право заявителя на стационарные торговые объекты (в частности, право собственности, аренды). Предлагается предусмотреть представление такой информации только по межведомственному запросу;
ж) аннулирование лицензии только в судебном порядке;
з) внесение изменений в перечень оснований для отказа в выдаче лицензии, предусмотрев исключение возможности отказа в выдаче лицензии:
в случае исполнения заявителем обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, страховых взносов и штрафов и представления документа об исполнении таких обязанностей в лицензирующий орган;
при поступлении сведений о здании (строении, сооружении, помещении), в котором находится объект, не соответствующих данным, выявленным в ходе документарной или выездной проверки, если такие сведения не препятствуют определению этого здания (строения, сооружения, помещения). В случае выявления такого несоответствия указывать в лицензии адрес объекта по данным документа о постановке организации (обособленного подразделения, например, магазина) на учет в налоговом органе.
Изменения позволят устранить барьеры и неэффективные, избыточные законодательные меры в отношении продавцов алкоголя. Пересмотр лицензионных требований к указанным видам деятельности будет способствовать сокращению доли нелегального рынка алкогольной продукции и его дальнейшей максимальной легализации.
Законопроект содержит корреспондирующие с проектом федерального закона "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления дифференцированного размера государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)" изменения в части предоставления полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению сезонного периода действия лицензии.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.