Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
(подготовлен Роспотребнадзором от 23.11.2017)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в статьи 16 и 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2004, N 52, ст. 5275; 2011, N 30, ст. 4590) следующие изменения:
1) В статье 16:
наименование статьи изложить в новой редакции: "16. Недопустимость совершения недобросовестных, дискриминационных и ущемляющих права потребителей действий";
пункт 2 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"Запрещается понуждение потребителя, в том числе под угрозой отказа в заключении, исполнении, изменении, расторжении договора, к предоставлению персональных данных в случаях, когда обязанность предоставления таких данных не предусмотрена законодательством Российской Федерации и не связана с непосредственным исполнением договора с потребителем. По требованию потребителя ему должна быть незамедлительно предоставлена информация о конкретных причинах и правовых основаниях, обосновывающих невозможность исполнения договора без предоставления персональных данных".
2) Подпункт 4 пункта 2 статьи 40 изложить в следующей редакции:
"систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности, определение перечня недопустимых, несправедливых, нарушающих права потребителей условий договоров с потребителями".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования.
Президент |
В. Путин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 40 Закона Российской Федерации"О защите прав потребителей"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - законопроект) разработан во исполнение пунктов 4 и 6 поручения Правительства Российской Федерации от 01.06.2017 г. N ЮТ-П12-3532 и абзаца пятого и седьмого подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 г. N Пр-1004ГС в целях дополнительной защиты потребителей при сборе и обработке их персональных данных.
Законопроектом предусмотрен запрет на понуждение потребителя под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг).
Указанные нововведения призваны ограничить практику принудительного или непрозрачного, неосознанного сбора персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением и исполнением договора.
Изменения, вносимые законопроектом, соответствуют Руководящим принципам Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 22.12.2015 г., которые в числе принципов добросовестной деловой практики называют защиту личной информации и использование механизмов получения согласия на сбор и использования личных данных потребителей, а также п. 48 Рекомендаций Совета ОЭСР по защите прав потребителей в электронной торговле от 24 марта 2016 N C(2016)13 в соответствии с которыми компании должны защищать конфиденциальность потребителя, гарантируя, что их практика в отношении сбора и использования потребительских данных является законной, прозрачной и справедливой.
Также в целях реализации принципа защиты слабой стороны договора в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законопроект предусматривает наделение федерального органа исполнительной власти уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, полномочиями по определению перечня недопустимых, несправедливых, нарушающих права потребителей условий договоров. Осуществление такого полномочия позволит своевременно информировать потребителей, а также субъектов предпринимательской деятельности о недобросовестных практиках включения в договоры ненадлежащих условий, противоречащих обязательным требованиям законодательства. О необходимости принятия указанных дополнительных мер свидетельствуют также данные о том, что за последние 7 лет не произошло сокращения количества выявленных нарушений, связанных с включением в договоры с потребителями условий, ущемляющих их права. Если в 2010 году было выявлено более 6,6 тысяч таких нарушений, то в 2016 году - уже более 8 тысяч. При этом зачастую в договоры с потребителями включаются условия, которые неоднократно признавались в судах недопустимыми. Принятие, публикация и широкое распространение информации о несправедливых договорных условиях будет способствовать не только профилактике одного из наиболее массовых правонарушений, но также существенно снизит уровень злоупотребления правом со стороны экономически сильного субъекта потребительских правоотношений.
Законопроект предусматривает срок вступления закона в силу, отличный от общепринятого, ввиду очевидной необходимости переходного периода для соответствующих субъектов предпринимательской деятельности.
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в отдельные подзаконные акты и не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.