Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Новоалтайск"
(подготовлен Минэкономразвития России 30.11.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Новоалтайск" (далее соответственно - проект постановления, территория опережающего развития) разработан Минэкономразвития России в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", Правилами создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 614, результатами заседания Комиссии по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (протокол от 15 ноября 2017 г. N 7), заявкой Губернатора Алтайского края, Председателя Правительства Алтайского края на создание территории опережающего социально-экономического развития, согласованной с главой муниципального образования город Новоалтайск Алтайского края.
Проект постановления разработан в целях содействия развитию г. Новоалтайска Алтайского края путем диверсификации экономики, привлечения в монопрофильное муниципальное образование инвестиций и создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующей организации АО "Алтайвагон", производства экспортноориентированной и импортозамещающей продукции.
Город Новоалтайск Алтайского края относится к категории монопрофильных муниципальных образований, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения (категория 2) согласно Перечню монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р.
В целях преодоления негативных тенденций Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края совместно с главой муниципального образования город Новоалтайск Алтайского края в Минэкономразвития России направлена соответствующая заявка на создание территории опережающего развития.
Предпосылками для создания территории опережающего развития являются экономические и географические преимущества территории для реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности и услуг. Моногород расположен в северо-восточной части Алтайского края в 12 км от краевого центра г. Барнаула. На расстоянии до 500 км от г. Новоалтайска расположено большинство крупных городов Сибири (Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Томск), общее население которых превышает 4 млн. человек. Площадь земель города в пределах городской черты составляет 7494 га.
Удобство географического положения создает широкие возможности доступа к разнообразным источникам сырья и рынкам сбыта, что позволяет осуществлять поставки продовольственных товаров в другие регионы страны. Внешние транспортные связи моногорода осуществляются с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта. Город Новоалтайск является крупным транспортным узлом Сибирского региона как железнодорожным, так и автомобильным - фактически в черте города расположены транспортная развязка дорог федерального значения на города Новосибирск, Кузбасс, Бийск, Барнаул; крупный железнодорожный узел - станция Алтайская. Благодаря выгодному географическому положению транспортный узел имеет большие потенциалы развития по обеспечению потребностей города, края.
Конкурентным преимуществом г. Новоалтайска для реализации инвестиционных проектов также является наличие богатого ресурсного потенциала развитое сельское хозяйство в прилегающих муниципальных районах (традиционно производится зерно, молоко, мясо, выращивается сахарная свёкла, подсолнечник, лён масличный, лён-долгунец, хмель, рапс и соя); месторождения нерудных полезных ископаемых (глины, строительные пески, известняки высокого качества, бокситы, щебень, торф), разработка которых дает возможность развивать производство строительных материалов; лесные ресурсы - хвойные (Бобровский и Озерский лесхозы) и листвен-ные леса.
В настоящее время заключены соглашения о намерениях по реализации 7 инвестиционных проектов, подтверждающие объемы инвестиций и число создаваемых рабочих мест.
Планируются к реализации следующие инвестиционные проекты:
"Создание научно-производственного центра инновационных разработок в области биорегуляции, специализированного питания" (инициатор - ООО НПФ "Алтайский букет");
"Создание производственного комплекса по выпуску инновационных высокоэффективных кормов для рыб на основе глубокой переработки льняного жмыха" (инициатор - ООО "АСК");
"Строительство завода по производству мягких сыров" (инициатор - ООО "Кипринский молочный завод");
"Строительство маслосырзавода" (инициатор - ООО "Покровская сыроварня");
"Организация производства кормовых добавок" (инициатор - ООО "Сибэкспорт");
"Строительство экспериментального тепличного комплекса для выращивания и интродукции лекарственного сырья, саженцев плодово-ягодных культур и овощей" (инициатор - ООО "Ягоды Алтая");
"Строительство литейного завода на 10 000 тонн годного литья в год" (инициатор - ЗАО "РОУ").
В рамках указанных проектов прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал составит 2 384 млн. рублей, число создаваемых рабочих мест - 935.
Кроме того, в числе инвестиционных проектов на период до 2027 года прорабатываются проекты, которые составят основу пищевого и перерабатывающего кластера для производства импортозамещающей и экспортноориентированной продукции, продолжится развитие индустриальных парков "Новоалтайск Южный" и "Новоалтайск Восточный", а также новых непищевых производств:
"Создание машиностроительного производственного предприятия по изготовлению станков, механизмов средств производства и металлоизделий";
"Производство органических удобрений";
"Строительство завода по производству металлических конструкций";
"Вторичная переработка полимерных материалов";
"Производство кормов для непродуктивных животных".
При создании территории опережающего развития установленные на федеральном и региональном уровне льготные условия ведения предпринимательской деятельности существенным образом повысят привлекательность территории моногорода для ведения бизнеса и будут способствовать достижению эффективности реализации инвестиционных проектов. В случае реализации инвестиционных проектов на территории опережающего развития расходы резидентов на уплату обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации могут сократиться на 20 %, рентабельность продаж при выходе на проектную мощность увеличится в среднем в 2 раза, срок окупаемости сократится на 10 месяцев.
Таким образом, создание территории опережающего развития будет являться дополнительным конкурентным преимуществом моногорода для привлечения инвесторов, в том числе для размещения и локализации зарубежных производств, ориентированных на экспорт. Реализация инвесторами проектов по созданию высокотехнологичного бизнеса может привнести новые компетенции, освоение которых в перспективе будет способствовать инновационному развитию моногорода.
Привлеченные инвестиции, в свою очередь, будут способствовать созданию новых рабочих мест. Учитывая существующее экономическое положение градообразующего предприятия АО "Алтайвагон" в связи с нестабильной ситуацией на рынке вагоностроения и угрозу массового сокращения работников из-за остановки производства, создание новых предприятий будет способствовать увеличению занятости в г. Новоалтайске или ее сохранению в случае высвобождения работников градообразующего предприятия, что позволит снизить социальную напряженность в моногороде.
Важнейшим внешним эффектом создания территории опережающего развития станет диверсификация экономического комплекса г. Новоалтайска. Кроме того, создание территории опережающего развития имеет мультипликативный эффект, так как с ее развитием будут активизироваться все сферы хозяйственной деятельности: строительство, логистика, обрабатывающие производства, торговля, обслуживание и др.
Проект создания территории опережающего развития "Новоалтайск" соответствует установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 494 критериям создания территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), со стабильной социально-экономической ситуацией.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.