Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Донецк"
(подготовлен Минэкономразвития России 30.11.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Донецк" (далее соответственно - проект постановления, территория опережающего развития) разработан Минэкономразвития России в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", Правилами создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 614, решениями, принятыми на заседании Комиссии по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (протокол от 15 ноября 2017 г. N 7), заявкой Губернатора Ростовской области, согласованной с главой администрации города Донецка и главой города Донецка Ростовской области.
Проект постановления разработан в целях содействия развитию города Донецка Ростовской области путем диверсификации экономики, привлечения в монопрофильное муниципальное образование инвестиций и создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующей организации, производства экспортно ориентированной и импортозамещающей продукции.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 г. N 668-р городу Донецку присвоена 2 категория (моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения).
В целях преодоления негативных тенденций Губернатором Ростовской области совместно с главой администрации города Донецка и главой города Донецка Ростовской области в Минэкономразвития России направлена соответствующая заявка на создание территории опережающего развития.
Предпосылками для создания территории опережающего развития являются экономические и географические преимущества территории для реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности, транспорта, услуг.
Город Донецк является городом областного подчинения, находится на территории Южного федерального округа и расположен на северо-западе Ростовской области у северо-восточных отрогов Донецкого кряжа на правом высоком берегу реки Северский Донец и ее правого притока реки Большая Каменка.
Территория города составляет 11 000 гектаров и примыкает к государственной российско-украинской границе. Расстояние до центра ЮФО - города Ростова-на-Дону - составляет 171 километр. Транспортная связь с областным центром и другими городами - автомобильная. Ближайшая железнодорожная станция находится на расстоянии 26 километров в городе Каменске-Шахтинском. Транспортная связь с городом осуществляется по магистральной автодороге М-21 "Волгоград-Кишинев". Близлежащие города: Каменск- Шахтинский, Гуково, Зверево.
Город Донецк - один из промышленных центров Юго-Западного района Ростовской области, Восточно-Донбасской агломерации, один из центров Гундоровской рекреационной зоны на берегах Северского Донца, пограничный пункт на границе с Украиной, на автомобильной трассе находится таможенный пункт.
Город сформировался различными по характеру районами, в него вошли шахтерские поселки на западе и историческая станица Гундоровская. Центральная часть городского округа являет собой современный благоустроенный город с развитой системой обслуживания.
Доминирующей отраслью является производство текстильных изделий, на долю которой приходится более 78 % выпуска обрабатывающих производств. На территории города также развиваются:
- производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;
- производство прочих транспортных средств и оборудования;
- производство прочей неметаллической минеральной продукции;
- пищевая промышленность и другие отрасли промышленности.
В настоящее время заключены соглашения о намерениях по реализации 6 инвестиционных проектов, подтверждающие объемы инвестиций и число создаваемых рабочих мест.
Объем инвестиций в основной капитал за 2018 - 2020 годы составит более 1,5 млрд. рублей, число созданных рабочих мест в 2021 году превысит 800.
Планируются к реализации следующие инвестиционные проекты:
ООО "Дон-Текс" (потенциальный резидент) - инвестиционный проект "Завод по производству полимерных нитей";
ООО "Донской Экскаватор" (потенциальный резидент) - инвестиционный проект "Приобретение оборудования на развитие предприятия ООО "Донской Экскаватор";
ООО "Строителев" (потенциальный резидент) - инвестиционный проект "Инкубаторий";
ООО "ЭйрЛинк" (потенциальный резидент) - инвестиционный проект "Производство алюминиевой клипсы";
ООО "АГРОФИРМА ДОНЕЦКАЯ ДОЛИНА" (потенциальный резидент) - инвестиционный проект "Питомник плодовых деревьев";
ООО "ДонЭкоБрик" (потенциальный резидент) - инвестиционный проект "Фруктохранилище";
ООО "Донецкий кирпич" (инвестор) - инвестиционный проект "Производство кирпича";
ООО "Донецкая межрайонная заготовительная компания" (инвестор) - инвестиционный проект "Овощехранилище";
ООО "Донской осетр" (инвестор) - инвестиционный проект "Выращивание осетровых";
ООО "Перепелка" (инвестор) - инвестиционный проект "Перепелиная ферма";
ООО "Термотехнология" (инвестор) - инвестиционный проект "Производство строительных конструкций";
ООО "Актив-парк "Донецкий кряж" (инвестор) - инвестиционный проект "Санаторий".
Реализация указанных инвестиционных проектов предполагается только с учетом получения статуса резидента ТОСЭР соответствующими субъектами хозяйственной деятельности, на налоговые платежи уже действующих на территории Ростовской области производств создание ТОСЭР влияния не окажет.
По предварительным расчетным данным к 2026 году (включительно) местный бюджет недополучит доходов по земельному налогу и арендным платежам за пользование земельными участками в сумме 51,34 млн. рублей. Недополученные доходы планируется компенсировать за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Согласно расчетам, к 2026 году объем поступлений НДФЛ в местный бюджет планируется на уровне 59,97 млн. рублей. Таким образом, в результате создания ТОСЭР бюджет моногорода в течение 10 лет получит дополнительных доходов в размере 8,63 млн. рублей.
Недополученные доходы бюджета Ростовской области к 2026 году составят 39,78 млн. рублей. Компенсация доходов регионального бюджета ожидается от поступления НДФЛ, налога на прибыль, транспортного налога и за этот период составят 113,05 млн. рублей. Таким образом, в результате создания ТОСЭР бюджет Ростовской области к 2026 году получит дополнительных доходов в размере 73,27 млн. рублей, которые в дальнейшем будут значительно увеличены после истечения 10-летнего льготного периода по налогу на прибыль.
Недополученные доходы федерального бюджета к 2026 году составят 329,21 млн. рублей (основная доля - страховые взносы). Источниками покрытия недополученных доходов будут являться дополнительные доходы бюджетов всех уровней. При этом доходы от налога на добавленную стоимость ожидаются в сумме 1 037,02 млн. рублей. Таким образом, за 10 лет функционирования ТОСЭР в границах моногорода Донецка сальдо по федеральному бюджету составит 707,82 млн. рублей.
Создание территории опережающего развития на территории города Донецка позволит повысить инвестиционную привлекательность моногорода. Это будет способствовать повышению темпов социально-экономического развития, прежде всего в отраслях, не связанных с видами деятельности градообразующей организации. Таким образом, будут созданы условия для диверсификации экономики и снижения монозависимости.
Вновь создаваемые при реализации инвестиционных проектов резидентов территории опережающего развития рабочие места будут оснащены на современном уровне, работники будут получать конкурентоспособную заработную плату, таким образом, большинство создаваемых в рамках территории опережающего развития рабочих мест будет относиться к высокопроизводительным. Это окажет положительное влияние как на показатели производительности труда, так и на уровень жизни населения.
Заявка на создание ТОСЭР на территории города Донецка Ростовской области соответствует критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 614 "Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)".
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.