Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Губкин"
(подготовлен Минэкономразвития России 30.11.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Губкин" (далее соответственно - проект постановления, территория опережающего развития) разработан Минэкономразвития России в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", Правилами создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 614, решениями, принятыми на заседании Комиссии по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (протокол от 15 ноября 2017 г. N 7), заявкой Губернатора Белгородской области на создание территории опережающего развития, согласованной с Главой администрации Губкинского городского округа Белгородской области.
Проект постановления разработан в целях содействия развитию монопрофильного муниципального образования Губкинский городской округ Белгородской области путем диверсификации экономики, привлечения в монопрофильное муниципальное образование инвестиций и создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующей организации, производства экспортно ориентированной и импортозамещающей продукции.
Губкинский городской округ Белгородской области относится к категории монопрофильных муниципальных образований со стабильной социально-экономической ситуацией. Прогноз развития ситуации на мировом и российском рынках железорудного сырья: в средне- и долгосрочной перспективе в России можно ожидать увеличения удельного потребления продукции с высокой добавленной стоимостью (высокопрочных, нержавеющих, специальных сталей). В результате, срок службы металлоизделий будет увеличен, что приведет к снижению объемов металлопотребления на душу населения. Это повлечет высвобождение работников ГРОП и обслуживающих организаций, Губкинский городской округ из монопрофильного муниципального образования со стабильной ситуацией окажется в категории моногородов второй (моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения) или даже первой категории. На первом этапе до 2020 г. внедрение транспортной схемы с применением циклично-поточной технологии на южном борту карьера Лебединского ГОКа позволит осуществлять транспортировку большей части дробленой руды из карьера до обогатительной фабрики, что приведет к сокращению себестоимости транспортирования руды и следовательно уменьшению численности водителей большегрузных автомобилей и ремонтников, обслуживающих БелАЗы и Komatsu. На рынок труда попадут не менее 250 высококвалифицированных специалистов и рабочих. Имеются угрозы и в подземной разработке железорудного сырья. Запасы железистых кварцитов Коробковского месторождения в отрабатываемом этаже шахты близятся к завершению. Оставшиеся запасы находятся в сложных горно-геологических условиях и на существенном отдалении от рудовыдающих стволов. Такая ситуация ведет к уменьшению годовых объемов добычи кварцитов и производству ЖРС. Под угрозой высвобождения находится 2 500 человек.
В целях преодоления негативных тенденций Губернатором Белгородской области совместно с Главой администрации Губкинского городского округа Белгородской области в Минэкономразвития России направлена соответствующая заявка на создание территории опережающего развития.
Предпосылками для создания территории опережающего развития являются экономические и географические преимущества территории для реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности, транспорта, услуг. Губкинский городской округ является крупным индустриальным центром горнорудного производства с богатыми культурными и духовными традициями, развитой социальной инфраструктурой. Население составляет 118,6 тысяч человек. Административный центр - город Губкин.
Городской округ расположен в северо-восточной части Белгородской области в 125 километрах к северо-востоку от областного центра - г. Белгорода. Муниципальное образование занимает площадь 1 526,6 кв. км. Губкинский городской округ граничит с Корочанским, Прохоровским, Чернянским районами, Старооскольским городским округом области, а также Курской областью. В состав Губкинского городского округа входят город Губкин и 97 сельских населенных пунктов. Для реализации исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения в составе администрации Губкинского городского округа созданы 19 территориальных администраций, осуществляющих свою деятельность в сельских населенных пунктах.
Все населенные пункты связаны дорогами с твердым покрытием с центром городского округа и области и обеспечиваются автобусным сообщением. Город Губкин является железнодорожным транспортным узлом - через городской округ осуществляется железнодорожное сообщение "Старый Оскол - Москва". Расстояние до административного центра от г. Белгород составляет 118 км, от г. Москвы - 647 км, от г. Старого Оскола - 27 км.
Губкинский городской округ - один из крупных промышленных центров Белгородской области (доля в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций области 16,8 %). Ведущее место в экономике городского округа занимает добыча полезных ископаемых - более 56 % промышленного производства.
На территории городского округа также развиваются металлургия, производство изделий из бетона, пищевая промышленность, производство электрооборудования и другие отрасли промышленности.
В среднесрочной перспективе планируются к реализации следующие инвестиционные проекты:
- ООО "Флагман" - проект "Строительство автоматизированного МСК и полигона размещения ТБО на территории Губкинского городского округа" на сумму
1 589,1 млн рублей;
- ЗАО "Керама-Пласт" - проект "Создание завода по производству керамического кирпича мощностью 60 млн шт. в год" на сумму 1 643,91 млн рублей;
- ООО "Губкин Полимер" - проект "Восстановление швейной фабрики в г. Губкин с сохранением (увеличением) количества рабочих мест, путем перепрофилирования ее на производство пошив мягких контейнеров повышенной вместительности и грузоподъемности" на сумму 5,0 млн рублей;
- ООО "Губкинское молоко" - проект "Создание предприятия по переработке молока в с. Юшково" на сумму 51,8 млн рублей;
- ИП "Оникиенко С.Н." - проект "Строительство рыбоводческого комплекса "Губкинская рыба" на сумму 27,17 млн рублей, который по мере присвоения статуса ТОСЭР будет зарегистрирован в качестве юридического лица;
- ИП "Максимов Д.А." - проект "Создание завода по переработке отработанных автомобильных шин в резиновую крошку" на сумму 17,792 млн рублей, который по мере присвоения статуса ТОСЭР будет зарегистрирован в качестве юридического лица;
- ООО "Рози Пак" - проект "Производство кашированной упаковки из переплетного картона" на сумму 77,66 млн рублей;
- ООО "Губкин Обувь" проект "Производство сухофруктов, натуральных постилатов и чичерон" на сумму 25,0 млн рублей;
- ООО "Губкин Обувь" - проект "Производство ЭКО и БИО разлагаемой упаковки из формовонной целлюлозы" на сумму 16,3 млн рублей;
- ОАО БШФ "Россиянка" - проект "Производство верхней одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, для женщин или девочек" на сумму 13,2 млн рублей;
- ИП "Помельников И.Н." - проект "Производство сыра и молочной продукции" на сумму 2,5 млн рублей, который по мере присвоения статуса ТОСЭР будет зарегистрирован в качестве юридического лица;
- ООО "Лебедь" - проект "Выращивание и переработка топинамбура", на сумму 25,0 млн рублей;
- ИП "Кирдеев А.С." - проект "Завод по переработке круп" на сумму 2,5 млн рублей который по мере присвоения статуса ТОСЭР будет зарегистрирован в качестве юридического лица;
- АО "Руслайм" - проект "Производство мелонаполненных компаундов" на сумму 56,3 млн рублей;
- ИП "Морозов С.И." - проект "Производство пластиковой тары" на сумму 2,5 млн рублей, который по мере присвоения статуса ТОСЭР будет зарегистрирован в качестве юридического лица;
- АО "Губкинский мясокомбинат" - проект "Цех по производству мясных полуфабрикатов" на сумму 127,0 млн рублей;
- КФХ "Вахлова Т.В." - проект "Производство твердых, мягких сыров высокого качества" на сумму 14,0 млн рублей, который по мере присвоения статуса ТОСЭР будет зарегистрирован в качестве юридического лица ООО "Вахловские сыры";
- ИП "Бежин Д.Н." - проект "Переработка зерна", на сумму 4,0 млн рублей, который по мере присвоения статуса ТОСЭР будет зарегистрирован в качестве юридического лица;
- ООО "АгроФиш" - проект "Производство стейков из мяса КРС" на сумму 10,00 млн рублей;
- ООО "ВладМиВа" - проект "Производство пектина из фруктового жома" на сумму 117,0 млн рублей;
- ООО "ВладМиВа" - проект "Производство биосовместимых остеопластических материалов для стоматологии" стоимостью 100,0 млн. рублей;
- ООО "Аргос 2003" - проект "Расширение фасовочно-упаковочного цеха" на сумму 18,75 млн рублей;
- ООО Губкинский РМЗ" - проект "Создание производства 3Д ограждений" на сумму 10,4 млн рублей;
- ИП Калинин Н.Д. - проект "Приобретение оборудования для создания цеха по переработке рыбы" на сумму 5,0 млн рублей, который по мере присвоения статуса ТОСЭР будет зарегистрирован в качестве юридического лица;
- ООО "Губкинский ЖБИ" - проект "Создание домостроительного комбината производительностью 100 тыс. кв.метров в год по технологии СМДК" на сумму 686,0 млн рублей;
- ЗАО "Скороднянское" - проект "Реконструкция молочно-товарной фермы, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования ЗАО "Скороднянское" на сумму 108,6 млн рублей;
- ООО "БЕЛТРАНС" - проект "Внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в автомобильном транспорте общего пользования" на сумму 13,3 млн рублей;
- ООО "Стройтехносервис" - проект "Комплексный пункт социального сервиса" на сумму 9,0 млн рублей;
- ООО "Ваш стоматолог" - проект "Создание стоматологической клиники" на сумму 25,0 млн рублей;
- ЗАО "Лакокрасочный завод "РИКколор" - проект "Производство искусственного камня" на сумму 26 млн. рублей;
- ООО "Логистический центр" с. Б. Дворы - проект "Создание логистического центра с транспортной компанией" на сумму 150 млн рублей;
- ЗАО "Чуевские сады" - "Производство соков и сухофруктов" - на сумму 20 млн рублей.
По состоянию на 15 ноября 2017 года заключены соглашения о намерениях по реализации 6 инвестиционных проектов с объемом инвестиций в основной капитал более 3,3 млрд. рублей.
Реализация указанных инвестиционных проектов и создание новых рабочих мест предполагается только с учетом получения статуса резидента ТОСЭР соответствующими субъектами хозяйственной деятельности.
По расчетным данным к 2027 году (включительно) недополученные и выпадающие доходы местного бюджета по земельному налогу составят 25,48 млн рублей, которые планируется компенсировать за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Согласно расчетам, к 2027 г. объем поступлений НДФЛ в местный бюджет планируется на уровне 518,1 млн рублей. Положительный сальдированный результат налоговых платежей в местный бюджет составит 517,75 млн рублей.
Недополученные и выпадающие доходы бюджета Белгородской области к 2027 году составят 2 076,7 млн рублей. Доходы регионального бюджета ожидаются от поступления НДФЛ, налога на прибыль, налога на имущество, транспортного налога, которые составят 2 233,5 млн рублей, которые в дальнейшем будут значительно увеличены после истечения 10-летнего льготного периода по налогу на прибыль и налогу на имущество. Разница между недополученными, выпадающими и дополнительными доходами бюджета Белгородской области за 10-летний период действия режима ТОСЭР составит 156,8 млн. рублей, или примерно 15,7 млн. рублей в год. Необходимо отметить, что данная сумма значительно больше объема расходов бюджета Белгородской области на поддержку инвестиционной деятельности и развития промышленности. Так, Законом Белгородской области от 23 декабря 2016 года N 127 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на 2017 г. предусмотрены бюджетные ассигнования областного бюджета на реализацию государственной программы Белгородской области "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. N 522-пп, в объеме 192,847 млн. рублей, из которых на реализацию мероприятия "предоставление субсидий бюджету монопрофильного муниципального образования Губкинский городской округ на реализацию мероприятия "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в том числе монопрофильных муниципальных образований области" предусмотрено 9,9 млн. рублей.
Потери федерального бюджета к 2027 году составят 1 953,0 млн рублей. Основная доля приходится на страховые взносы - 92,9 %. За счет создания ТОСЭР "Губкин" федеральный бюджет дополнительно получит доходов в размере 2 002,2 млн рублей, за счет создания новых рабочих мест, налога на добавленную стоимость. Разница между недополученными, выпадающими и дополнительными доходами федерального бюджета к 2027 году (включительно), составит 49,2 млн рублей.
Таким образом, за период 2018-2027 годов планируется появление недополученных и выпадающих доходов по налогам в федеральный бюджет, бюджет Белгородской области, местный бюджет и по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. Покрытие недополученных и выпадающих доходов из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации планируется за счет дополнительных доходов соответствующих бюджетов.
С учетом статуса территории опережающего развития недополученные доходы превышают выпадающие по бюджетам всех уровней в связи с созданием новых производств в монопрофильном муниципальном образовании Губкинский городской округ.
Создание ТОСЭР "Губкин" обеспечит положительный эффект для бюджетов всех уровней в виде превышения уровня дополнительных доходов над недополученными и выпадающими в результате действия режима ТОСЭР на общую сумму 723,75 млн. рублей.
Создание территории опережающего развития на территории Губкинского городского округа позволит повысить инвестиционную привлекательность моногорода. Это будет способствовать повышению темпов социально-экономического развития, прежде всего в отраслях, не связанных с видами деятельности градообразующей организации. Таким образом, будут созданы условия для диверсификации экономики и снижения монозависимости.
Вновь создаваемые рабочие места при реализации инвестиционных проектов резидентов территории опережающего развития будут оснащены на современном уровне, работники будут получать конкурентоспособную заработную плату, таким образом, большинство создаваемых в рамках территории опережающего развития рабочих мест будет относиться к высокопроизводительным. Это окажет положительное влияние как на показатели производительности труда, так и на уровень жизни населения.
Заявка на создание ТОСЭР на территории Губкинского городского округа соответствует критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 614 "Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)".
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.