Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены. Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 13 по 26 сентября 2017 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/08-17/00071406).
Согласно информации, представленной в сводном отчете, подготовка проекта акта обусловлена решением разработчика об отмене плановых проверок при осуществлении им федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 3(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 806) разработчиком должны быть подготовлены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. Проектом акта предлагается исключить данную обязанность разработчика по подготовке указанных критериев (признать утратившим силу подпункт "л" пункта 3(1) постановления N 806).
Постановлением N 806 утвержден Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода. Пунктом 26 указанного перечня определен федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
Обращаем внимание, что вопрос осуществления государственного контроля (надзора) без проведения плановых проверок урегулирован пунктом 1.1 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которому в случаях, установленных федеральным законом, отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.
Отношения, связанные с осуществлением Роспотребнадзором федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, регулируются Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей). Данным законом и иными федеральными законами не определены случаи, при которых в рамках рассматриваемого вида государственного надзора плановые проверки не проводятся.
Таким образом, представляется, что предлагаемое регулирование не решает заявленной проблемы по отмене проведения Роспотребнадзором плановых проверок при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В целях решения указанной проблемы полагаем необходимым внести изменения в Закон о защите прав потребителей, предусматривающие возможность осуществления Роспотребнадзором федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей без проведения плановых проверок.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.