Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Слесарь-сборщик изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов"
(подготовлен Минтрудом России 05.12.2017 г.)
Пояснительная записка характеризует основное содержание проекта профессионального стандарта "Слесарь-сборщик изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов".
Проект профессионального стандарта "Слесарь-сборщик изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов" подготовлен в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 03.12.2012 года N 236-ФЗ);
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О Мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 2204-р "О плане разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы";
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 Апреля 2013 года N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки
Проектов профессиональных стандартов".
Профессиональный стандарт "Слесарь-сборщик изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов" разработан в соответствии с Макетом профессионального стандарта, утвержденным Министерством труда и социальной защиты РФ.
1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1. Перспективы развития вида профессиональной деятельности
В настоящее время в авиационной отрасли идет значительная модернизация технологий и производственных мощностей
Стратегической целью в авиационной промышленности РФ является создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиции на
мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации планирует к 2025 году увеличить количество поставляемых самолетов до 298 в год и количество поставляемых вертолетов до 465 в год (включая военные).
Одним из основных направлений развития авиационной техники является применение новых материалов, в первую очередь композитов. Композиты, в которых матрицей служит полимерный материал, являются одним из самых многочисленных и разнообразных видов материалов. Их применение в различных областях дает значительный экономический эффект. Например, использование полимерных композиционных материалов (ПКМ) при производстве космической и авиационной техники позволяет сэкономить от 5 до 30 % веса летательного аппарата. Что позволяет достичь значительного экономического эффекта.
В современных самолетах масса ПКМ доходит до 50% от общей массы самолета (Boeing 787). Многие элементы и узлы полностью изготавливаются из ПКМ, например крыло, фюзеляж, киль. Российские авиастроительные предприятия внедряют в производство новые детали из ПКМ. Аэрокомпозит проводит работы по созданию силовых элементов консоли крыла самолета методом вакуумной инфузии с автоматической выкладкой углеродного материала. Агрегаты механизации, панели носовой и хвостовой частей крыла, рули высоты и руль направления изготавливаются методом автоклавного формования. Из ПКМ изготавливают такие детали как: дренажные короба, нижняя и верхняя панели консоли крыла, нижняя и верхняя панели центроплана, панели носовой и хвостовой частей консоли крыла, элероны, закрылки и другие.
Все вышесказанное требует выделить в отдельное направление специалистов по работе с полимерными композиционными материалам.
В связи с этим важно разработать требования к знаниям и умениям слесарей-сборщиков изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов для обеспечения их профессиональной подготовки, а также проверить квалификацию уже действующих специалистов.
Данный профессиональный стандарт описывает функции, знания и умения, необходимые слесарю-сборщику с учетом специфики авиационного производства.
Анализ нормативных документов, образовательных стандартов высшего профессионального образования показал необходимость выделения слесаря-сборщика изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов в самостоятельную профессиональную группу с учетом особенностей авиационного производства, внедрением новых технологических процессов и материалов.
Данный профессиональный стандарт может быть применен:
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
1.2 Описание обобщенных трудовых функций (ОТФ), входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации.
Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации.
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов:
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид данной профессиональной деятельности. Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы, и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником, и приводит к получению конкретного результата.
Основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
Для каждой ОТФ установлены уровни квалификаций. С учетом анализа требований профессиональной деятельности Слесарь-сборщик изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов ОТФ отнесены к 3, 4 и 5 уровням квалификации.
Для определения уровней квалификации были проанализированные трудовые функции по критериям:
- полномочия и ответственность;
- характер умений;
- характер знаний.
3-й уровни требуют способности выполнять соответственно стандартные и типовые задачи. Достигнуть требуемой квалификации можно, получив начальное профессиональное образование, а также пройдя переподготовку.
4-й, уровни ориентированы на низшее звено руководства и требуют от работника умения руководить группой сотрудников и нести ответственность за результат работы этой группы. Для этого необходимо среднее профессиональное образование по специальности либо начальное профессиональное образование по основной госпрограмме в сочетании с переподготовкой.
5-й уровень квалификации был выбран для специалистов к работе которых предъявляются особые требования по качеству, которые занимаются особо сложной работой или нестандартной (экспериментальной). Также сотрудники этого уровня квалификации помогают коллегам с квалификацией ниже в освоении методов работы, передают опыт.
Для анализа, разработки и определения уровня квалификации, ОТФ и ТФ использовались:
1. Существующие профессиональные стандарты отрасли
-Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017
-Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-2014 (МСКЗ-08)
-Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2)
2. Для определения ОТФ был проанализирован опыт российских предприятий в области авиастроения, были изучены действующие нормы, должностные инструкции, требования к кандидатам при приеме на работу.
Перечень:
1. ПАО "Арсеньевская Авиационная Компания "ПРОГРЕСС" им. Н. И. Сазыкина"
2. ПАО "Воронежское акционерное самолётостроительное общество"
3. Научно-производственная корпорация "Иркут" (ПАО "Корпорация "Иркут)
4. Казамнский авиациомнный завомд иммени С. П. Горбуномва (филиал
5. Казанский вертолётный завод
6. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А.
7. ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие" (кумапп)
8. АО "РСК "МИГ
9. Авиастроительный завод "Сокол
10. Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова
11. Производственное объединение "Полёт" Омск
12. Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Стрела"
13. ПАО "Роствертол" Ростов-на-Дону
14. "Авиакомр
15. АО "Смоленский авиационный завод" (смаз
16. Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ
17. Публичное акционерное общество "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина"
18. АО "КАПО-Композит"
19. ОАО "Редуктор-ПМ
20. Московский вертолётный завод имени М. Л.
21. АО "Камов"
22. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)
23. Вертолеты России
3. Опыт иностранных предприятий.
Перечень:
-EMF(Engineers Mobility Forum)
-APEC(Asia-Pacific Economic Cooperation) Engineer
-REGISTER the Asia-Pacific region
-FEANI(Federation Europeenne d'Associations Nationales d'Ingineeurs)
-Daimler-Benz Aerospace AG
-Airbus Group
-Siemens-Schuckertwerke
-Bombardier Aerospace
-Cirrus Aircraft
-McDonnell Aircraft
4. Программы обучения в российских технических учебных заведениях:
-Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ);
-Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ;
-Донской государственный технический университет;
-Уфимский государственный авиационный технический университет;
-Самарский государственный аэрокосмический университет им. Академика С. П. Королева;
-Оренбургский государственный университет;
-"МАТИ" - Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского.
5. Изучение и сравнение должностных инструкций 21 предприятия авиационной отрасли. В целях объединения многолетнего опыта высококвалифицированных сотрудников.
6. Предложения, от сотрудников авиационной отрасли, внесения изменений в существующие стандарты.
После анализа всех выше перечисленных источников и обсуждения с представителями указанных предприятий работодателе были разработаны следующие ОТФ
Таблица 1 Обобщенные трудовые функции
Код |
Наименование |
уровень квалификации |
А |
Сборка и разборка деталей и узлов авиационной техники из полимерных композиционных материалов (ПКМ) низкой и средней сложности, выполнение простых слесарных операций |
3 |
B |
Сборка и разборка авиационной техники из ПКМ средней сложности, стыковка и нивелировка сложных агрегатов летательных аппаратов |
4 |
C |
Окончательная сборка, нивелировка и доводка высокой сложности и уникальной авиационной техники из ПКМ |
5 |
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ) с учетом следующих принципов:
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости (сертифицируемости). Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
После анализа трудовых функции на основе опыта предприятий ТФ присвоены следующие квалификации:
Таблица 2 Трудовые функции
Наименование трудовой функции |
Код |
Ур. Кв. |
Монтаж и демонтаж силовых элементов каркаса из ПКМ низкой и средней сложности по разметке |
A/01.3 |
3 |
Выполнение ручным и механизированным инструментом простых слесарных операций на элементах каркаса из ПКМ |
A/02.3 |
3 |
Выполнение подсобных и вспомогательных работ при монтаже |
A/03.3 |
3 |
Предварительная сборка отдельных агрегатов летательных аппаратов из ПКМ |
B/01.4 |
4 |
Сборка и регулирование узлов и агрегатов летательных аппаратов с доводкой внешних обводов и стыкуемых поверхностей |
B/02.4 |
4 |
Проверка взаимодействия смонтированных узлов устранение выявленных деффектов |
B/03.4 |
4 |
Окончательная сборка, нивелировка и доводка средней и тяжелой авиационной техники из ПКМ с использованием конструкторской документации |
C/01.5 |
5 |
Стыковка и нивелировка сложных агрегатов летательных аппаратов |
C/02.5 |
5 |
Проверка взаимодействия смонтированных агрегатов и систем, проверка их на работоспособность и устранение выявленных дефектов, предъявление на приемку |
C/03.5 |
5 |
Сборка и подгонка сложных, опытных, экспериментальных и уникальных узлов из ПКМ, сборка и стыковка сложных, опытных, экспериментальных авиационных изделий с доводкой стыкуемых поверхностей |
C/04.5 |
5 |
2. Основные этапы разработки профессионального стандарта
2.1 .Этапы разработки проекта профессионального стандарта "Слесарь-сборщик изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов":
1. Анализ профессиональных справочников.
Перечень справочников:
-Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017
-Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-2014 (МСКЗ-08)
-Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2)
2. Анализ опыта иностранных производств и объединений:
-EMF(Engineers Mobility Forum)
-APEC(Asia-Pacific Economic Cooperation) Engineer
-REGISTER the Asia-Pacific region
-FEANI(Federation Europeenne d'Associations Nationales d'Ingineeurs)
-Daimler-Benz Aerospace AG
-Airbus Group
-Siemens-Schuckertwerke
-Bombardier Aerospace
-Cirrus Aircraft
-McDonnell Aircraft
3. Анализ программ обучения в учебных заведениях:
Исследуемые российские вузы:
-Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ);
-Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ;
-Донской государственный технический университет;
-Уфимский государственный авиационный технический университет;
-Самарский государственный аэрокосмический университет им. Академика С. П. Королева;
-Оренбургский государственный университет;
-"МАТИ" - Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского.
и других.
4.Анализ опыта российских авиационных заводов.
А именно: Требования к кандидату при приеме на работу, методики оценки, программы дополнительного обучения. В обсуждениях участвовали как сотрудники кадровых служб, так и представители инженерных и рабочих специальностей.
Перечень:
1. ПАО "Арсеньевская Авиационная Компания "ПРОГРЕСС" им. Н. И. Сазыкина"
2. ПАО "Воронежское акционерное самолётостроительное общество"
3. Научно-производственная корпорация "Иркут" (ПАО "Корпорация "Иркут
4. Казамнский авиациомнный завомд иммени С. П. Горбуномва (филиал
5. Казанский вертолётный завод
6. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А.
7. ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие" (кумапп)
8. АО "РСК "миг
9. Авиастроительный завод "Сокол
10. Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова
11. Производственное объединение "Полёт" Омск
12. Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Стрела"
13. ПАО "Роствертол" Ростов-на-Дону
14. "Авиакор
15. АО "Смоленский авиационный завод" (смаз
16. Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ
17. Публичное акционерное общество "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина"
18. АО "КАПО-Композит"
19. ОАО "Редуктор-ПМ
20. Московский вертолётный завод имени М. Л.
21. АО "Камов"
22. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)
23. Вертолеты России
5. Переписка с сотрудниками авиационных заводов России с помощью -коммуникационной сети "Интернет"(электронная почта):
Перечень заводов и ответственных лиц(Приложение 2), принимавших участие в обсуждении
1. ПАО "Арсеньевская Авиационная Компания "ПРОГРЕСС" им. Н. И. Сазыкина"
2. ПАО "Воронежское акционерное самолётостроительное общество"
3. Научно-производственная корпорация "Иркут" (ПАО "Корпорация "Иркут
4. Казамнский авиациомнный завомд иммени С. П. Горбуномва (филиал
5. Казанский вертолётный завод
6. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А.
7. ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие" (кумапп)
8. АО "РСК "миг
9. Авиастроительный завод "Сокол
10. Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова
11. Производственное объединение "Полёт" Омск
12. Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Стрела"
13. ПАО "Роствертол" Ростов-на-Дону
14. "Авиакомр
15. АО "Смоленский авиационный завод" (смаз
16. Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ
17. Публичное акционерное общество "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина"
18. АО "КАПО-Композит"
19. ОАО "Редуктор-ПМ
20. Московский вертолётный завод имени М. Л.
21. АО "Камов"
22. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)
23. Вертолеты России
6. Телеконференции(скайп)
Количество экспертов (Приложение 3)
7. Обсуждение с помощью использования телекоммуникационных технологий(телефон).
Количество экспертов (Приложение 3)
8. Встреча и обсуждение профессиональных стандартов 04.05.17 в ОАК с участием:
- Шепелева Любава Юрьевна (Директор по управлению персоналом ОАК)
-Тарицина Ольга Андреевна (Главный специалист отдела развития человеческих ресурсов ПАО "ОАК")
9. Конференция по обсуждению профессионального стандарта 17.08.17 в АО"АэроКмопозит"
- Шушарин Максим Александрович (ведущий инженер, АО"АэроКмопозит")
- Архипов Дмитрий Александрович (инженер по инструментальному обеспечению, АО "АэроКмопозит")
- Нефедова Екатерина Александровна (инженер, АО"АэроКмопозит")
- Учайкин Дмитрий Владимирович (начальник участка N 3, АО"АэроКмопозит")
- Савенков Александр Викторович (слесарь-сборщик участка N 3, АО"АэроКмопозит")
10. Разработка проекта профессиональных стандартов с учетом вышеперечисленного.
11. Согласование проекта профессионального стандарта с ведущими предприятиями в области авиастроения. На этом этапе профессиональный стандарт был передан ведущим заводам авиационной отрасли. От всех предприятий были получены комментарии. Предварительное обсуждение с представителями всех ведущих авиационных предприятий позволило разработать профессиональный стандарт, удовлетворяющий все требования предприятий.
12. Размещение материала для обсуждения на сайтах:
- http://profstandart.rosmintrud.ru/
- arteprofst.ru
13. Подготовка статьи для сети интернет с помощью корреспондентки Тория Лова, ToRoS studio http://arteprofst.ru/2017/10/12/%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d0%bc-%d0% b4%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%bc-%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%84%d0%b5%d1%81%d1%81%d0% b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d1%81%d1%82%d0%b0%d0% bd%d0%b4/
14. Передача разработанного профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты РФ с целью получения оценки ,профессионального стандарта , от квалифицированного сотрудника и устранения недочетов с целью более грамотной доработки профессионального стандарта.
15. Передача разработанного профессионального стандарта в ОАК , с целью получения оценки ,профессионального стандарта , от квалифицированного сотрудника и устранения недочетов, с целью более грамотной доработки профессионального стандарта.
16. Передача разработанного профессионального стандарта в Вертолеты России , с целью получения оценки ,профессионального стандарта , от квалифицированного сотрудника и устранения недочетов, с целью более грамотной доработки профессионального стандарта.
17. Доработка профессионального стандарта с учетом комментариев квалифицированного сотрудника ОАК и Вертолетов России
18. Размещение материала для обсуждения на сайтах:
- http://profstandart.rosmintrud.ru/
- arteprofst.ru
2.2 Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций.
2.2.1 Основные требования к предприятиям на базе которых проводились исследования и требования к соразработчикам профессионального стандарта. Обоснование выбора.
-Многолетняя история и значительный вклад в развитие всей авиастроительной отрасли.
-Вид деятельности, описанный в данном профессиональном стандарте, является одним из основных видов деятельности выбранных предприятий.
- В предприятиях представлена вся цепочка квалификации по данной специальности.
2.2.2 Перечень и описание предприятий на базе которых проводились исследования:
1. ПАО "Арсеньевская Авиационная Компания "ПРОГРЕСС" им. Н. И. Сазыкина" - авиастроительная компания, расположенная в городе Арсеньев, одно из крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности РФ. Входит в холдинг АО "Вертолёты России". Сегодня визитной карточкой ААК "Прогресс" являются выпускаемые по заказам Министерства обороны России боевые вертолёты Ка-52 "Аллигатор" разработки ОКБ Камова.
2. ПАО "Воронежское акционерное самолётостроительное общество"
Авиастроительное предприятие в Воронеже. Полное наименование - Публичное акционерное общество "Воронежское акционерное самолётостроительное общество".
Завод производит воздушные суда Ил-96-300, Ил-96-400Т, Ан-148, а также обтекатели пилонов для Airbus A320, отдельные агрегаты для самолётов SSJ 100. Также возобновлены работы по самолёту Ил-112.
3.Иркутский авиационный завод
Публичное акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" (ПАО "Корпорация "Иркут") - вертикально-интегрированное предприятие, обеспечивающее полный цикл работ по проектированию, испытаниям, производству, маркетингу, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники военного и гражданского назначения.
ПАО "Корпорация "Иркут" создано в 2002 г. На базе ОАО "Иркутское авиационное производственное объединение".
4. Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова (филиал ПАО "Туполев") - одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности Российской Федерации, основанное в 1932 году в городе Казани ТАССР и действующее по настоящее время.
Производит военные и гражданские самолёты, а также товары народного потребления.
До 2014 года КАЗ носил название Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова.
5. Казанский вертолётный завод - производитель вертолётов семейства Ми-8/17, входящий в российский вертолётостроительный холдинг "Вертолёты России" госкорпорации "Ростех". Вертолёты российского производства, изготовленные в Казани, суммарно налетали более 50 миллионов лётных часов по всему миру. За всю историю существования КВЗ более 12 000 вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17, Ансат и их модификаций поставлено в 100 стран мира.
Свою историю завод исчисляет с 4 сентября 1940 г.,
6. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина - авиастроительное предприятие в городе Комсомольск-на-Амуре.
Производитель самолётов марки "Су", ведущее производственное предприятие Авиационной Холдинговой Компании "Сухой". В настоящее время участвует в трех приоритетных программах холдинга: по разработке и производству многофункционального истребителя Су-35, боевого авиационного комплекса пятого поколения и регионального пассажирского самолета Сухой Суперджет 100. Здесь выпускаются одноместные и двухместные модификации самолетов семейства Су-27 - Су-27СМ/СКМ, Су-30МК2, истребители палубного базирования Су-33, Су-33УБ, проводится ремонт и модернизация самолетов, стоящих на вооружении авиации ВВС и ВМС России. Кнааз - сертифицированный поставщик корпорации "Боинг".
7. ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие" - российское авиастроительное предприятие, расположенное в городе Кумертау, Республика Башкортостан. Завод производит и ремонтирует вертолеты типа Ка-226, а также Ка-27, Ка-31 и Ka-32A11BC. Предприятие входит в холдинг "Вертолёты России".
8. АО "РСК "миг"" (полное наименование Акционерное общество "Российская самолётостроительная корпорация "миг"") - российская авиастроительная компания, предприятие полного цикла, объединяющее в себе все аспекты конструирования, изготовления, реализации, поддержания и ремонта самолётов марки "миг". Штаб-квартира - в городе Москва.
В состав компании РСК "миг" входят:
- Корпоративный центр;
- Производственный комплекс N 1 - филиал АО "РСК "миг"" (г. Луховицы Московской области), в состав входит аэродром "Третьяково";
- Производственный комплекс N 2 им. П.А. Воронина (в прошлом - ММЗ "Знамя Труда" и МАПО);
- Инженерный центр "ОКБ им. А. И. Микояна" (разработка и проектирование);
- Лётно-испытательный центр им. А. В. Федотова (г. Жуковский).
- Калязинский машиностроительный завод - филиал АО "РСК"миг" (г.Калязин Тверская область)
9. Авиастроительный завод "Сокол" - авиастроительная компания, расположенная в Нижнем Новгороде. Одно из крупнейших предприятий российского авиапрома.
Основные виды деятельности НАЗ "Сокол" - разработка, производство, летные испытания, сервисное обслуживание, ремонт и модернизация авиационной техники.
В настоящее время предприятие осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
- модернизация и ремонт самолетов миг-31 и миг-29УБ для Министерства обороны РФ;
- производство основных агрегатов для истребителя корабельного базирования миг-29К/КУБ, истребителя миг-29М/М2. Самолеты поставляются как российским Вооруженным Силам, так и за рубеж;
- модернизация миг-29УБ для инозаказчиков;
- сервисное обслуживание самолетов в эксплуатирующих организациях.
10. Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова
Российская авиастроительная компания, расположенная в Новосибирске Одно из крупнейших авиастроительных предприятий в России.
11. Производственное объединение "Полёт" Омск
Производственное объединение "Полет" - одно из крупнейших промышленных предприятий России.
12. ПАО "Роствертол" Ростов-на-Дону - российская авиастроительная компания и одноимённое авиастроительное предприятие холдинга "Вертолёты России" госкорпорации "Ростех", расположенное в Ростове-на-Дону.
В настоящее время помимо серийного производства транспортных вертолётов Ми-26Т и боевых вертолётов типа Ми-24 (Ми-35М) предприятие серийно выпускает боевой вертолёт Ми-28, модернизированный вертолёт Ми-2А, идет подготовка к серийному выпуску легкого учебно-тренировочного вертолёта Ми-60 МАИ.
13. АО "Смоленский авиационный завод" - крупное авиастроительное предприятие России. Занимается собственными разработками, однако основной деятельностью завода в настоящее время является ремонт и техническое обслуживание ранее выпущенных лайнеров, поставка комплектующих для других авиационных предприятий. Входит в состав корпорации "Тактическое ракетное вооружение".
14. Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ) - авиационный завод, расположенный в городе Улан-Удэ. Входит в состав холдинга АО "Вертолёты России", являющегося дочерней компанией объединённой промышленной корпорации "Оборонпром", входящей в состав Государственной корпорации "Ростех". Завод является градообразующим предприятием для посёлков Загорск и Восточный города Улан-Удэ.
15. Публичное акционерное общество "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" - одно из крупнейших и старейших авиационных производств России
16. АО "КАПО-Композит"
Это первый завод, открытый в рамках программы ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" по созданию специализированных центров компетенций. Специфика завода - производство композитных элементов конструкций самолета методом автоклавного формования. Процесс изготовления продукции включает в себя полный цикл операций, таких как: подготовка производства, раскрой основного и вспомогательного материалов, выкладка, формование, механообработка, проведение УЗК и контроля геометрии, покраска.
17. Аэрокомпозит - Компания "АэроКомпозит" занимается разработкой, испытанием, производством и реализацией деталей, агрегатов и компонентов авиационной техники гражданского назначения из полимерных и композиционных материалов (ПКМ). Компания "АэроКомпозит" создана ОАК с целью "концентрации компетенции по разработке и производству изделий из ПКМ для авиационной промышленности".
18. ОАО "Редуктор-ПМ" - специализированное серийное предприятие, одно из двух в РФ поставщиков вертолетных редукторов и трансмиссий. Кроме вертолетной тематики, предприятие изготавливает коробки приводов, детали и узлы для авиационных двигателей, индустриальные редукторы для газотурбинных электростанций и мотоблоки марки "КАСКАД"
19. Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля - авиационное предприятие, расположенное в посёлке городского типа Томилино Люберецкого района Московской области, занимается разработкой и опытной эксплуатацией вертолётов.
20. АО "Камов" - конструкторское бюро холдинга "Вертолёты России". Входит в состав госкорпорации "Ростех". Разработчик вертолётов с соосной схемой несущих винтов. Также разрабатывает вертолёты с традиционной компоновкой.
21. Объединенная авиастроительная корпорация ОАК - Приоритетными направлениями деятельности ПАО "ОАК" и входящих в Корпорацию компаний, являются: разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения.
22. АО "Вертолёты России" - российский вертолётостроительный холдинг, объединяющий большинство вертолётостроительных предприятий страны. АО "Вертолёты России" является дочерней компанией ОАО ОПК "Оборонпром", входящего в состав Государственной корпорации "Ростех".
2.3 Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
Требования к экспертам
Для разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области авиастроения.
Требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в области авиастроения не менее 5 лет;
В разработке профессионального стандарта принимали участие 6 экспертов.
В обсуждении проекта профессионального стандарта принимали участие более 60 экспертов.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
-Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
-Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
-Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
-Содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать;
-Зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
-Методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
-Собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
-Анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
-Формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
-Взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
-Оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
-Эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
-Подготовка и представление презентационных материалов.
Кроме того, при отборе экспертов учитывались требования, не связанные с профессиональными компетенциями, но необходимые для разработки профессиональных стандартов:
-Независимость;
-Широкий кругозор;
-Способность формировать и отстаивать точку зрения.
Сведения об экспертах, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1 к пояснительной записке.
Использованные методы:
-телефонные переговоры
-общение с помощью электронной почты
-очные встречи (конференция)
-обсуждение на сайте
-телеконференции(скайп)
2.4 Общие сведения о нормативных правовых документах регулирующая вид профессиональной деятельности
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.07.2016).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.02.2014 N 113, от 23.06.2014 N 581, от 06.03.2015 N 201).
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован в Минюсте России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменением, внесенным приказом Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован в Минюсте России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970).
4. Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организации" (зарегистрировано в Минюсте России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209).
3. Обсуждение проекта профессионального стандарта
3.1 Методы обсуждения и согласования профессионального стандарта
Обсуждение (конференции) проекта профессионального стандарта проводилось с помощью (более подробное описание конференций обсуждений и экспертов, принимавших участие в них приведено в приложении 2,3, а также в разделе:" 2.1. Этапы разработки проекта профессионального стандарта "Слесарь-сборщик изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов""):
- размещения в сети интернет на сайте(приложение 2,3): http://arteprofst.ru/ (в результате согласования на сайте разработчика получены важные замечания и комментарии)
- телефонных переговоров (приложение 2)
- электронной почты (приложение 2,3)
- Телеконференции(скайп) (приложение 2)
- очных встреч(конференций) (приложение 2)
-публикация статьи для сети интернет с помощью корреспондентки Тория Лова, ToRoS studio http://arteprofst.ru/2017/10/12/%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d0%bc-%d0% b4%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%bc-%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%84%d0%b5%d1%81%d1%81%d0% b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d1%81%d1%82%d0%b0%d0% bd%d0%b4/
К обсуждению профессионального стандарта были привлечены эксперты 21 ведущего предприятия отрасли, 60 экспертов приняли участие в обсуждении, получено 15 существенных замечаний. По итогу обсуждения, получено 19 согласований профессионального стандарта.
Подробная информация о всех экспертах приведена в
Приложении N2 Подробная информация о комментариях приведена в Приложении 3.
3.2 Статистика по очным мероприятиям:
Всего в очных мероприятиях приняли участие:
2 организации (в том числе и корпорация в состав которой входит 20 предприятий)
9 участников
Поступило более 12 замечаний и предложений к проекту профессионального стандарта
Обсуждение профессионального стандарта, статистика по очным мероприятиям:
1. Обсуждение прфстандарта с ОАК на переговорах 04.05.17
участников: 4
представлено организаций: 2
охваченные регионы: Москва, Казань, Ульяновск, Нижний Новгород, Таганрог, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, Воронеж, Новосибирск
2. Обсуждение прфстандарта с АО"АэроКмопозит" на переговорах 17.08.17
участников: 5
представлено организаций: 2
охваченные регионы: Москва, Казань, Ульяновск
К обсуждению профессиональных стандартов привлекались крупные предприятия отрасли:
1. ПАО "Арсеньевская Авиационная Компания "ПРОГРЕСС" им. Н. И. Сазыкина"
2. ПАО "Воронежское акционерное самолётостроительное общество"
3. Научно-производственная корпорация "Иркут" (ПАО "Корпорация "Иркут)
4. Казамнский авиациомнный завомд иммени С. П. Горбуномва (филиал
5. Казанский вертолётный завод
6. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А.
7. ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие" (кумапп)
8. АО "РСК "МИГ
9. Авиастроительный завод "Сокол"
10. Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова
11. Производственное объединение "Полёт" Омск
12. Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Стрела"
13. ПАО "Роствертол" Ростов-на-Дону
14. "Авиакомр
15. АО "Смоленский авиационный завод"
16. Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ
17. Публичное акционерное общество "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина"
18. АО "КАПО-Композит"
19. ОАО "Редуктор-ПМ
20. Московский вертолётный завод имени М. Л.
21. АО "Камов"
22. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)
23. Вертолеты России
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приведены в Приложении 3
Разработчик
Макаров Д.С. _______________________________________
Подпись
Приложение 1
К пояснительной записке к проекту
профессионального стандарта
"Слесарь-сборщик изделий авиационной техники
из полимерных композиционных материалов"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к разработке проекта профессионального стандарта
N П/п |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
ФИО уполномоченного лица |
1 |
ИП Макаров Д.С. |
Руководитель |
Макаров Д.С. |
3 |
ООО"АРТЕ" |
Главный инженер |
Штаненко В.В. |
5 |
НАЗ "Сокол" - филиал АО "РСК"МиГ" |
Заместитель директора по работе с персоналом |
Ковшевой П.А. |
6 |
Иркутский авиационный завод - филиал ПАО НПК Иркут |
Директор по экономике и финансам |
Поляков А.С. |
Разработчик
Макаров Д.С. _______________________________________
Подпись
Приложение 2
к пояснительной записке к
проекту профессионального стандарта
"Слесарь-сборщик изделий авиационной
техники из полимерных композиционных материалов"
Сводные данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта
Название мероприятия |
ФИО |
Должность, место работы |
Регион |
Обсуждение профессионального стандарта в ОАК 04.05.17 |
Шепелева Любава Юрьевна |
Директор по управлению персоналом ОАК |
Москва |
Тарицина Ольга Андреевна |
Главный специалист отдела развития человеческих ресурсов ПАО "ОАК" |
Москва |
|
Конференция по обсуждению профессионального стандарта в АО"АэроКмопозит" 17.08.17 |
Архипов Дмитрий Александрович |
инженер по инструментальному обеспечению, АО "АэроКмопозит" |
Москва |
Шушарин Максим Александрович |
ведущий инженер, АО"АэроКмопозит" |
Москва |
|
Нефедова Екатерина Александровна |
инженер, АО"АэроКмопозит" |
Москва |
|
Учайкин Дмитрий Владимирович |
начальник участка N 3, АО"АэроКмопозит" |
Москва |
|
Савенков Александр Викторович |
слесарь-сборщик участка N 3, АО"АэроКмопозит" |
Москва |
|
Обсуждение профессионального стандарта на сайте arteprofst.ru |
Завьялова Виктория Вячеславовна |
Ведущий специалист по управлению персоналом Филиала ПАО "Компания "Сухой" КнААЗ им.Ю.А. Гагарина |
Комсомольск-на-Амуре |
Стрельников Артур Георгиевич |
начальник отдела мотивации персонала АО "Редуктор-ПМ", холдинг "Вертолеты России" |
Пермь |
|
Хартикова Ия Валерьевна |
Ведущий специалист отдела организации труда и заработной платы АО "У-УАЗ" |
Улан-Удэ |
|
Хабибуллин Фаиз Фаридович |
Начальник КБ,ПАО "Казанский вертолетный завод" |
Казань |
|
Учайкин Дмитрий Владимирович |
начальник участка N 3, АО"АэроКмопозит" |
Москва |
|
Переписка с сотрудниками авиационных заводов России с помощью -коммуникационной сети "Интернет" (электронная почта): |
Бессарабова Полина Юрьевна |
Руководитель проектов по корпоративной культуре АО "Вертолеты России" |
Москва |
Михайлова Светлана Ивановна |
Начальник отдела труда и заработной платы АО "У-УАЗ" |
Улан-Удэ |
|
Хартикова Ия Валерьевна |
Ведущий специалист отдела организации труда и заработной платы АО "У-УАЗ" |
Улан-Удэ |
|
Матанцева Людмила Дмитриевна |
Ведущий специалист отдела организации труда и заработной платы АО "У-УАЗ" |
Улан-Удэ |
|
Рябоконов Геннадий Викторович |
Директор по персоналу ПАО Росвертол |
Ростов |
|
Никулинко Ирина Николаевна |
Начальник центра переподготовки персонала ПАО Росвертол |
Ростов |
|
Стрельников Артур Георгиевич |
Начальник отдела мотивации персонала АО "Редуктор-ПМ" |
Пермь |
|
Климкин Михаил Александрович |
Начальник управления по подбору, оценки и развития персонала АО "РСК МиГ" |
Москва |
|
Кузнецов М.В. |
Главный технолог кадров ПАО "ВАСО" |
Воронеж |
|
Белякова Ольга |
специалист службы управления персоналом ПАО ААК "ПРОГРЕСС" |
Арсеньев |
|
Крайнова Ольга Аркадьевна |
Референт зам.управляющего директора по управлению персоналом ПАО ААК "ПРОГРЕСС" |
Арсеньев |
|
Минчина Наталия Валерьевна |
Главный специалист отдела по работе с персоналом службы по развитию персонала АО "МВЗ им. М.Л. Миля" |
Москва |
|
Храмов Дмитрий Викторович |
Начальник отдела развития персонала АО "МВЗ им. М.Л.Миля" |
Москва |
|
Ралдугина Наталья Васильевна |
Начальник службы по работе с персоналом АО "Камов" |
Московская область |
|
Учайкин Дмитрий Владимирович |
начальник участка N 3, АО"АэроКмопозит" |
Москва |
|
Казакова Татьяна Николаевна |
Заместитель начальника отдела подбора и расстановки персонала по нематериальной мотивации, работе с молодежью и ветеранами завода ПАО "Казанский вертолетный завод" |
Казань |
|
Грубова С.Л. |
Зам. начальника отдела обучения и развития персонала |
Казань |
|
Кхаритонов Р.В. |
Инженер-технолог 3 кат, Технологическое бюро агрегатной сборки |
Казань |
|
Хабибуллин Ф. Ф. |
Начальник конструкторского бюро оснастки для лопастей и деталей из ПКМ "ПАО "Казанский вертолетный завод"" |
Казань |
|
Кустова Эльвира Галиевна |
Начальник бюро АО "КумАПП" |
Республика Башкортостан, Кумертау |
|
Иконников Александр Владимирович |
Начальник управления персоналом им. В.П.Чкалова |
Новосибирск |
|
Сивко Мария Владимировна |
Директор по персоналу КАЗ им. С.П Горбунова |
Казань |
|
Рыжыкова Алия Азизовна |
Начальник отдела развития персонала КАЗ им. С.П Горбунова |
Казань |
|
|
|
|
|
Чурчина Наталья Павловна |
Начальник учебного центра Филиал ПАО "Компания "Сухой" "КНААЗ им. Ю.А. Гагарина" |
Комсомольск-на-Амуре |
|
Ивашина Вероника Валерьевна |
Ведущий специалист по управлению персоналом Филиал ПАО "Компания "Сухой" "КНААЗ им. Ю.А. Гагарина" |
Комсомольск-на-Амуре |
|
Журковский С.А. |
Заместитель директора Филиала по работе с персоналом Филиал ПАО "Компания "Сухой" "КНААЗ им. Ю.А. Гагарина" |
Комсомольск-на-Амуре |
|
Вадим Юрьевич Угринов |
АО "Редуктор-ПМ" Главный технолог |
Пермь |
|
Телеконференции (скайп) |
Нефедова Екатерина Александровна |
инженер, АО"АэроКмопозит" |
Москва |
Учайкин Дмитрий Владимирович |
начальник участка N 3, АО"АэроКмопозит" |
Москва |
|
Архипов Дмитрий Александрович |
инженер по инструментальному обеспечению, АО "АэроКмопозит" |
Москва |
|
Шушарин Максим Александрович |
ведущий инженер, АО"АэроКмопозит" |
Москва |
|
Савенков Александр Викторович |
слесарь-сборщик участка N 3, АО"АэроКмопозит" |
Москва |
Разработчик
Макаров Д.С. _______________________________________
Подпись
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту
профессионального стандарта
"Слесарь-сборщик изделий авиационной техники
из полимерных композиционных материалов"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Слесарь-сборщик изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов"
N |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято |
1 |
Михайлова С.И.
Хартикова Ия Валерьевна
Матанцева Л. Д.
|
Начальник отдела труда и заработной платы АО "У-УАЗ"
Ведущий специалист отдела организации труда и заработной платы АО "У-УАЗ"
Ведущий специалист отдела организации труда и заработной платы АО "У-УАЗ" |
Изложить ТФ C/01.5 в следующем виде: "Окончательная сборка, нивелировка и доводка средней и сложной авиационной техники из ПКМ" |
Принято |
2 |
Михайлова С.И.
Хартикова Ия Валерьевна
Матанцева Л. Д.
|
Начальник отдела труда и заработной платы АО "У-УАЗ"
Ведущий специалист отдела организации труда и заработной платы АО "У-УАЗ"
Ведущий специалист отдела организации труда и заработной платы АО "У-УАЗ" |
В пункте 3.1.1 исключить работу с грузоподъемной техникой |
Принято |
3 |
Рыжикова А.А. |
Начальник отдела развития персонала КАПО им. С.П.Горбунова Филиал ПАО "Туполев" |
В необходимые знания добавить: "Основные сведения о материалах собираемых узлов и агрегатов" |
Принято |
4 |
Рыжикова А.А. |
Начальник отдела развития персонала КАПО им. С.П.Горбунова Филиал ПАО "Туполев" |
В необходимые знания добавить: ""Правила работы с ПКМ" |
Принято |
5 |
Рыжикова А.А. |
Начальник отдела развития персонала КАПО им. С.П.Горбунова Филиал ПАО "Туполев" |
подпункт С5 первым предложением добавить "с использованием конструкторской документации": "Окончательная сборка, нивелировка и доводка средней и тяжелой авиационной техники из ПКМ с использованием конструкторской документации" |
Принято |
6 |
Рыжикова А.А. |
Начальник отдела развития персонала КАПО им. С.П.Горбунова Филиал ПАО "Туполев" |
подпункт С5 третьим предложением добавить "предъявление на приемку": "Проверка взаимодействия смонтированных агрегатов и систем, проверка их на работоспособность и устранение выявленных дефектов, предъявление на приемку". |
Принято |
7 |
Рыжикова А.А. |
Начальник отдела развития персонала КАПО им. С.П.Горбунова Филиал ПАО "Туполев" |
подпункт С5 четвертым предложением добавить "проверка работоспособности, предъявление на приемку": "Сборка и подгонка сложных, опытных, экспериментальных и уникальных узлов из ПКМ, сборка и стыковка сложных, опытных, экспериментальных авиационных изделий с доводкой стыкуемых поверхностей, проверка работоспособности, предъявление на приемку" |
Принято |
8 |
Рыжикова А.А. |
Начальник отдела развития персонала КАПО им. С.П.Горбунова Филиал ПАО "Туполев" |
На странице б пункт 3.1.1 в "Необходимее знания" добавить "знания стандартов предприятия" |
Принято |
9 |
Рыжикова А.А. |
Начальник отдела развития персонала КАПО им. С.П.Горбунова Филиал ПАО "Туполев" |
На странице 7 пункт 3.1.2 в "Трудовые действия" первым предложением добавить "зачистка махристости при зенковании": "Выполнение основных операций по слесарной обработке: резка ножовкой, опиловка, обработка наждачным полотном, удаление задиров и забоев, зачистка махристости при зенковании" |
Принято |
10 |
Рыжикова А.А. |
Начальник отдела развития персонала КАПО им. С.П.Горбунова Филиал ПАО "Туполев" |
На странице 9 пункт 3.2 в "Требования к опыту практической работы" добавить "при отсутствии высшего образования": "Не менее двух лет слесарем-сборщиком авиационной техники из ПКМ 4-го разряда (при отсутствии высшего образования)" |
Принято |
11 |
Рыжикова А.А. |
Начальник отдела развития персонала КАПО им. С.П.Горбунова Филиал ПАО "Туполев" |
На странице 9 пункт 3.2.1 в "Трудовые действия" добавить "предъявление на приемку ОТК": "Контровка сложных соединений, предъявление на приемку ОТК" |
Принято |
12 |
Рыжикова А.А. |
Начальник отдела развития персонала КАПО им. С.П.Горбунова Филиал ПАО "Туполев" |
На странице 13 пункт 3.3.1 в "Трудовые действия" добавить "предъявление на приемку ОТК": "Отладка, комплексная отработка и рроверка с выполнением необходимых расчетов взаимодействия систем собранного сложного авиационного изделия, предъявление на приемку ОТК" |
Принято |
Разработчик
Макаров Д.С. _______________________________________
Подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.