Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) по вопросам деятельности розничных рынков" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 14 апреля по 5 мая 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 21 сентября по 18 октября 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/04-17/00064013).
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в соответствии с данными которой замечания и предложения в ходе публичного обсуждения не поступали.
Согласно пояснительной записке проект акта разработан в целях упрощения требований к организации розничных рынков, расширения полномочий управляющей рынком компании.
В рамках подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России провело публичные консультации по проекту акта в срок с 21 ноября по 27 ноября 2017 года.
Позицию о поддержке проекта акта, отсутствии предложений и замечаний к проектируемым нормам представили Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея, Комитет промышленности и торговли Новгородской области, Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Комитет по развитию малого, среднего бизнеса, потребительского рынка Ленинградской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, Министерство экономического развития Иркутской области, Министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края, Департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области.
Позицию о поддержке проекта акта с учетом необходимости установления переходного периода для вступления в силу проектируемых норм представили Министерство экономического развития Саратовской области, Департамент экономического развития Курганской области, Министерство экономического развития Тульской области, Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края, Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калужской области, Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области, Администрация Томской области, Министерство экономики Республики Татарстан представили замечания и предложения к проектируемым нормам.
Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки настоящего заключения, прилагается.
По данным разработчика избыточные требования к организации розничных рынков привели к их закрытию или "смене вывески" путем преобразования в торговые комплексы, торговые дома, галереи и иные форматы торговли, имеющие менее жесткие требования по организации и осуществлению торговли. При этом некоторые открывающиеся торговые комплексы фактически, по своему формату, являются розничными рынками. Вместе с тем значительная часть рынков закрылась безвозвратно. Эти процессы происходят вследствие излишне жестких требований законодательства, которые делают формат розничного рынка более затратным и рискованным для управляющей рынком компании, чем работа вне сферы регулирования законодательства о розничных рынках.
Так, по данным Росстата, за последние десять лет доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли (по формам торговли) в целом по Российской Федерации снизилась с 20% до 7%, а количество рынков в целом по России сократилось почти в 5 раз: с 5892 до 1158 единиц.
Между тем, розничные рынки жизненно важны для малых и средних производителей и для экономики регионов. Сокращение количества розничных рынков приводит к сокращению площадок, на которых свою продукцию могут реализовать физические лица - граждане, ведущие личное подсобное хозяйство или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством, что, в конечном счете, приводит к сокращению каналов сбыта продукции населения. Для них рынки зачастую единственные каналы сбыта.
Населением и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами производится значительный объем продукции. По данным Росстата, в 2016 г. доля крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения в объеме валовой продукции сельского хозяйства составила 47,2%. По некоторым товарам доля этих категорий производителей и вовсе определяющая: по картофелю - около 90%, овощам - 85%, по меду - почти 100%.
Весомая доля малых хозяйств и хозяйств населения в объеме производства и по другим группам продуктов питания: по скоту и птице - 25%, молоку - 50%, яйцу - 20%. Однако в товарном обороте участвует лишь незначительная часть этой продукции: по оценкам Минпромторга России, не больше четверти. Это обусловлено, в первую очередь, проблемами с реализацией продукции. Малые производители не могут сотрудничать с торговыми сетями, зачастую их сбыт носит периодический или эпизодический характер, и форматы розничного рынка и ярмарки являются единственными форматами их сбыта.
Такие же аргументы, приведенные в отношении сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, применимы к сбыту небольших производителей одежды, обуви, текстиля, ремесленных изделий, народных (художественных) промыслов, других потребительских товаров, для которых рынки и ярмарки являются самыми адекватными и востребованными каналами сбыта.
Таким образом, развитие и расширение такого формата торговли, как розничные рынки, жизненно важно, особенно для развития малого производства в вышеуказанных сферах. Так как это производство носит локальный характер в рамках того или иного региона, рынки и ярмарки могут стать мощнейшими драйверами экономики регионов.
Минэкономразвития России, концептуально поддерживая необходимость исключения избыточных барьеров и требований в части нормативного регулирования деятельности розничных рынков, вместе с тем обращает внимание на ряд рисков, которые могут затруднить достижение заявленных целей.
1. В соответствии со статьей 2 проекта акта пункт 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации дополняется положением, согласно которому земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть представлены в безвозмездное пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - субъектам малого и среднего предпринимательства для организации розничных рынков на срок до 10 лет.
Вместе с тем обращаем внимание, что согласно проектируемым нормам разрешение на организацию рынка выдается бессрочно.
Остается неясным, что произойдет после истечения 10-летнего срока: будет ли возможность пролонгировать такой вид пользования землей либо эти земельные участки будут предоставляться на иных условиях. Не ясен также правовой режим недвижимости, которая будет построена на таком земельном участке. Такая неопределенность может привести к невозможности перспективного планирования, снижению инвестиционной привлекательности проектов по развитию розничных рынков. И наоборот, доработка проекта акта в этой части может способствовать росту инвестиционной привлекательности такого вида деятельности как организация функционирования розничным рынком.
2. Кроме того, введение новой категории лиц, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование (юридические лица и индивидуальные предприниматели - субъекты малого и среднего предпринимательства для организации розничных рынков на срок до 10 лет), а не аренды, может привести к возникновению недополученных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
3. Статьей 3 проекта акта вносятся изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
3.1. Разработчиком предлагаются к включению в статью 2 Закона N 381-ФЗ новых понятий, в том числе "объект общественного питания", определяемый как "здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, конструкция, устройство, в том числе транспортное средство, предназначенные для оказания услуг общественного питания в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности"; "объект по оказанию бытовых услуг", определяемый как "здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, конструкция, устройство, в том числе транспортное средство, предназначенные для оказания бытовых услуг в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности".
Обращаем внимание, что указанные понятия носят неопределенный характер. Остается неясным, на основании каких данных могут быть сделаны выводы о "предназначенности" здания или части здания, строения или части строения, сооружения или части сооружения, конструкции, устройства, а также транспортного средства для оказания услуг общественного питания или предоставления бытовых услуг. Между тем такая неопределенность может повлечь необоснованные претензии со стороны контролирующих органов.
3.2. Представляется целесообразным из пункта 2 проектируемой статьи 10.1 Закона N 381-ФЗ исключить обязанность представления заявителями на получение разрешения на право организации рынка в орган местного самоуправления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов государственной власти. Согласно статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
3.3. Согласно пункту 5 проектируемой статьи 10.1 Закона N 381-ФЗ орган местного самоуправления, принявший решение об отказе в предоставлении разрешения, обязан уведомить заявителя о принятом решении с обоснованием причин такого отказа в срок не позднее пяти дней со дня принятия указанного решения. Представляется необходимым определить в проекте акта порядок такого уведомления.
3.4. Кроме того полагаем необходимым в пунктах 3 и 5 проектируемой статьи 10.1 Закона N 381-ФЗ указать, в календарных или рабочих днях идет расчет времени исполнения требований.
3.5. Пунктом 7 проектируемой статьи 10.1 Закона N 381-ФЗ предусмотрены основания для переоформления разрешения юридическими лицами. Между тем разработчик не предоставляет право на такое разрешение индивидуальным предпринимателям. Таким образом, остаются неопределенными случаи переоформления разрешения индивидуальными предпринимателями. Полагаем необходимым включить в проект акта соответствующие положения.
3.6. Пунктами 8 и 9 проектируемой статьи 10.1 Закона N 381-ФЗ предусмотрена возможность аннулирования разрешения. Между тем механизма и порядка такой аннуляции проектом акта не предусмотрено, что может существенно затруднить правоприменение проекта акта.
3.7. Согласно пункту 10 проектируемой статьи 10.1 Закона N 381-ФЗ информация "о выданных органом местного самоуправления разрешениях и содержащиеся в таких разрешениях сведениях предоставляются в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации".
3.7.1. Остается неясным, кем осуществляется "предоставление" в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации информации о выданных разрешениях и содержащихся в них сведениях.
3.7.2. Кроме того, обращаем внимание, что проект акта не предусматривает перечень информации, указываемой в разрешении. Статьей 8 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ), который согласно пункту 2 статьи 4 проекта акта признается утратившим силу, такой перечень информации определен. В отсутствии в проектируемой статье 10.1 Закона N 381-ФЗ перечня сведений, содержащихся в разрешениях на право организации рынка, реализация указанного требования представляется неосуществимой.
3.8. Согласно пункту 12 проектируемой статьи 10.1 Закона N 381-ФЗ торговые места на рынке предоставляются лицам, осуществляющим торговлю (выполняющим работы, оказывающим услуги) на рынке, на срок, составляющий один и более дней. Закон N 271-ФЗ предусматривает заключение договоров о предоставлении торговых мест лица, осуществляющего торговлю (выполняющего работы, оказывающего услуги) на рынке и управляющей рынком компании. Таким договором определяются в том числе права и обязанности сторон, срок предоставления торгового места и цели его использования.
Для целей реализации проекта акта представляется необходимым сохранить договорную основу предоставления мест торговли на рынке для обеспечения гарантий деятельности сторон.
3.9. Согласно пунктам 14, 15, 16 проектируемой статьи 10.1 Закона N 381-ФЗ управляющая рынком компания обеспечивает "соблюдение лицами, осуществляющими торговлю (выполняющими работы, оказывающими услуги) на рынке, требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии", выдает предписания об устранении выявленных нарушений, не допускает до осуществления торговой деятельности лиц, не исполнивших такие предписания до устранения выявленных управляющей компанией нарушений. Лица, осуществляющие деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, должны исполнять предписания управляющей рынком компании об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Представляется некорректным и избыточным наделять управляющие рынком компании полномочиями контролирующих органов, в функциональные обязанности которых входит осуществление контроля (надзора) за исполнением соответствующих требований и выдачи, в случае необходимости, предписаний об устранении выявленных нарушений. Считаем необходимым исключить из пункта 14 положения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а также пунктов 15 и 16 из проектируемой статьи 10.1 Закона N 381-ФЗ.
4. Пунктом 3 статьи 22 Закона N 271-ФЗ определен запрет управляющей рынком компании осуществлять деятельность по закупке товаров в целях их продажи на управляемом ею рынке. Проект акта таких положений не содержит. Представляется, что разрешение управляющей рынком компании осуществлять деятельность по закупке товаров в целях их продажи на управляемом ею рынке будет противоречить статье 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В целях исключения риска монополизации торговли на рынке и установления монопольных цен на продукцию представляется необходимым такой запрет сохранить.
5. Закон N 271-ФЗ предусматривает требование о предоставлении торговых мест для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, в количестве, определенном органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится рынок, в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Проектом акта не предусмотрено положений в части гарантированных торговых мест на рынке указанным выше лицам. Представляется, что отсутствие такой установленной действующим законодательством гарантии может привести к существенному сокращению присутствия таких лиц на рынке. Между тем, согласно пояснительной записке проектируемое регулирование направлено в том числе на увеличение возможностей сбыта продукции сельскохозяйственными производителями, физическими лицами - гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства. Для целей достижения заявленных целей представляется целесообразным включить в проект акта положение о предоставлении торговых мест для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, в количестве, определенном органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится рынок, в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
6. Проектируемые нормы потребуют, кроме актов, отмеченных в Перечне нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) по вопросам деятельности розничных рынков", внесения изменений в статью 14.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (либо ее отмены), которой предусмотрена ответственность за нарушения правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, в частности, за нарушения при формирования схемы размещения торговых мест на розничном рынке (проектом акта исключаются нормы о необходимости формирования таких схем); за предоставление товаропроизводителям на сельскохозяйственном рынке или членам сельскохозяйственного потребительского кооператива на сельскохозяйственном кооперативном рынке торговых мест в количестве менее установленного федеральным законом либо предоставление торгового места на сельскохозяйственном рынке или на сельскохозяйственном кооперативном рынке на основании коллективного обращения без соблюдения условий, установленных
федеральным законом (проектом акта не предусмотрено положений об особенностях при организации сельскохозяйственного рынка, сельскохозяйственного кооперативного рынка); в части оформления паспорта безопасности рынка, формирования и ведения реестров продавцов и договоров о предоставлении торговых мест; оформления карточки продавца (таких положений проектом акта не предусмотрено);
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций,
проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) по вопросам деятельности розничных рынков"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) по вопросам деятельности розничных рынков" (далее - проект акта) Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с 21 ноября по 27 ноября 2017 года.
Позицию о поддержании проекта акта, отсутствии предложений и замечаний к проектируемым нормам представили Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея, Комитет промышленности и торговли Новгородской области, Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Комитет по развитию малого, среднего бизнеса, потребительского рынка Ленинградской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, Министерство экономического развития Иркутской области, Министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края, Департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области.
Позицию о поддержании проекта акта с учетом необходимости установления переходного периода для вступления в силу проектируемых норм представили Министерство экономического развития Саратовской области, Департамент экономического развития Курганской области, Министерство экономического развития Тульской области, Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края, Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калужской области, Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области, Администрация Томской области, Министерство экономики Республики Татарстан представили замечания и предложения к проектируемым нормам.
Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калужской области. К рискам и негативным последствиям для бизнеса, которые могут возникнуть в случае принятия проекта акта относятся:
"1. Дополнительные финансовые затраты для управляющих рынками компаний и увеличение штата сотрудников (в случае контроля за исполнением обязательных требований).
2. Ограничение срока осуществления деятельности (если объекты, где планируется организовать рынок, принадлежат на праве аренды или безвозмездного пользования).
3. Проведение двойного контроля за деятельностью предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность на рынке (как органами государственного контроля в соответствии с действующим законодательством, так и управляющей рынком компанией в соответствии с рассматриваемым проектом).
4. Невозможность обеспечения управляющей рынком компанией соблюдения лицами, осуществляющими торговую деятельность на рынке, обязательных требований, поскольку указанные лица являются самостоятельными хозяйствующими субъектами.
5. Коррупционные риски".
Проект акта содержит нормы, противоречащие действующему законодательству. "Пункт 4 ст.3 проекта Федерального закона (в части предлагаемой редакции частей 14-16 статьи 10.1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"), возлагая обязанности по контролю (надзору) за деятельностью лиц, осуществляющих торговлю на рынке, на управляющую рынком компанию, включая выдачу предписаний об устранении нарушений, содержит прямое противоречие части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Так, согласно указанной норме запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Части 14, 16 статьи 101 (пункт 4 статьи 3 проекта акта) содержат требования об обеспечении управляющей рынком компанией соблюдения выполнения обязательных требований, выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и их проверке, противоречащие:
- положениям Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", определяющим понятие "обязательные требований" и регулирующим деятельность соответствующих органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований;
- положениям статьи 20 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", согласно которой соблюдать требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их реализации обязаны граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица.
У управляющей компании в соответствии с действующим законодательством отсутствует право осуществления контроля, в том числе проведения проверок, позволяющее выявить нарушения обязательных требований.
В связи с этим требования проекта в части обеспечения управляющей рынком компанией соблюдения лицами, осуществляющими торговую деятельность на рынке, обязательных требований, невыполнимо, по вышеназванным причинам, а также поскольку указанные лица являются самостоятельными хозяйствующими субъектами".
"Замечания:
1. Части 7-9 статьи 10.1 предлагаемой редакции Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определяют компетенцию органов местного самоуправления по формуле "вправе", что согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2006 г. N 96, является коррупциогенным фактором.
2. В части 1 статьи 10.1. не ясно, для чего введено требование о наличии закона субъекта Российской Федерации.
Предложения:
Дополнить часть 7 статьи 10.1 предлагаемой редакции Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" положениями, позволяющими переоформление (продление срока действия) разрешения на право организации рынка в случае продления сроков договоров аренды или безвозмездного пользования объектом".
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае.
"Рассмотрев проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) по вопросам деятельности розничных рынков" ID проекта 02/04/04-17/00064013, разработанный Минпромторга России, сообщаю следующее:
1. Статьями 2-3 проекта закона предусмотрена возможность функционирования розничных рынков. Между тем статьей 1 проекта закона полностью исключается правовое регулирование особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции в отношении предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на розничных рынках. Принятие данной нормы приведет к ограничению конкуренции и предоставлению таким предпринимателям необоснованно широких прав по реализации указанной продукции по сравнению с предпринимателями, не осуществляющими подобную деятельность на розничных рынках.
2. В статье 2 проекта предлагается внести изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Предложение заслуживает внимания. Однако, в этой же статье проекта закона необходимо урегулировать последствия истечения 10-летнего срока. Какие права на земельный участок будет иметь предприниматель, дальнейшая судьба этого участка, закрепить соответствующие процедуры либо сделать ссылки на уже существующие нормы ЗК РФ, предусматривающие соответствующие нормы.
3. Пунктом 4 статьи 3 проекта закона предлагается ввести в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" новую статью 10.1. По указанной статье имеются следующие замечания и предложения:
- в части 4 предлагаем слова "пяти дней" заменить словами "трех дней". Это необходимо для того, чтобы сроки, предусмотренные частью 3 и 5 статьи совпадали и не нарушали прав предпринимателей;
- в части 7 существенно ограничены права предпринимателей на переоформление разрешения. Предлагаем слова "в форме преобразования" исключить. Поскольку реорганизация юридического лица в любой из форм, предусмотренной на право организации рынка. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации подразумевает правопреемство (статья 58 ГК РФ). Это означает, что право организации рынка может быть передано в порядке правопреемства соответствующему лицу в установленном гражданским законодательством порядке;
- в частях 14 - 15 необходимо указать сроки совершения соответствующих действий управляющей рынком компании, а также лиц, осуществляющих торговлю на рынке".
Комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края.
"Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) по вопросам деятельности розничных рынков" (далее - законопроект), подготовленный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, концептуально поддерживается. Однако предлагаем учесть следующее:
1. В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2006 г.
N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации" определяется, что торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Законопроектом предполагается исключение данных требований, что может привести к неупорядоченному размещению торговых мест, нарушению правил товарного соседства и нормам складирования. А также при возникновении чрезвычайных ситуаций повлечь вред жизни, здоровью и имуществу лиц, осуществляющих торговлю.
2. Законопроектом также предлагается исключить норму, согласно которой управляющая рынком компания не вправе осуществлять деятельность по закупке товаров в целях их продажи на управляемом ею рынке. Данная норма противоречит статье 10 Федерального закона от 26 июня 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта. Управляющая рынками компания может ограничить или ущемить интересы других лиц, влиять на ценовую политику установлением низких цен на товар.
3. Представляется целесообразным исключить обязанность представления заявителями на получение разрешения на право организации рынка в орган местного самоуправления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов государственной власти (статья 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг") - данные из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), Единого государственного реестра недвижимости.
4. Пунктом 8 статьи 3 законопроекта предлагается предусмотреть право органа местного самоуправления аннулировать разрешение на право организации рынка, выданное по инициативе управляющей рынком компании на основании заявления, а также в случае фактического прекращения деятельности рынка.
При этом порядок осуществления данной процедуры законопроектом не предусмотрен (пп. "ж" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96), что может повлечь проблемы в правоприменительной практике в случае принятия предлагаемой редакции законопроекта".
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики: необходим переходный период для вступления в силу проекта акта 180 дней; "в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10.1 слова "К заявлению прилагаются" предлагаем заменить на слова: "Заявитель вправе представить к заяавлению"; в пунктах 3 и 5 этой же статьи уточнить, какие имеются в виду дни (рабочие или кеалендарные).
Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области.
"Проблема, связанная с действием в стране жестких условий для осуществления торговой деятельности на розничных рынках, действительно актуальна. Принятие данного проекта будет содействовать развитию рыночной инфраструктуры.
Расширение такого формата торговли, как розничные рынки, будет способствовать развитию малого производства сельхозпродукции и продуктов питания в хозяйствах населения и крестьянско-фермерских хозяйствах.
Законопроект не содержит положения, определяющие соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности и требования к строениям, предназначенным для организации рынка (т.е. временное или капитальное строение).
Законопроектом не предусмотрено обязательное предоставление торговых мест для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами -главами крестьянских (фермерских) хозяйств, членами таких хозяйств, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, в количестве, определенном органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится рынок, в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Отсутствие данной нормы может негативно отразится на развитии местного производства, а именно привести к сокращению крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, вследствие снижения объема продаж и сужению рынка сбыта".
"Законопроектом предлагается признать утратившим силу Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон) путем дополнения Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) статьей, предусматривающей требования к организации розничных рынков и продаже товаров (выполнение работ, оказание услуг) на них. Согласно вводимой статье, разрешение на право организации рынка выдается органом местного самоуправления бессрочно. Т.е. право на организацию рынка индивидуального предпринимателя или юридического лица является бессрочным, тогда как в Земельный Кодекс предлагаются поправки, предусматривающие, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателя для организации розничных рынков на срок до 10 лет.
Принятие предлагаемого законопроекта может привести к появлению отрицательных настроений среди местных мелких сельхозтоваропроизводителей. В настоящее время управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами-главами крестьянских (фермерских) хозяйств, членами таких хозяйств, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, в количестве, определенном органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится рынок, в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В предлагаемом законопроекте данная норма отсутствует.
Статьей 15 Закона предусмотрено, что при формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на универсальном рынке управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, членами таких хозяйств, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, в количестве, определенном органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится рынок, в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Законопроектом такой вопрос не урегулирован. В целях поддержки и развития местного производства, сохранение существующей товаропроводящей структуры такие положения необходимо сохранить.
Статьей 18 Закона предусмотрен порядок ведения реестра продавцов управляющей рынком компанией. В реестре продавцов содержаться сведения об индивидуальном предпринимателе и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Для физических лиц сведения о гражданстве, реквизиты документа, подтверждающего осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведение личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством.
Статьей 20 Закона предусмотрено оформление карточки продавца которая содержит сведения о продавце, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, фотография физического лица и др. информация.
Законопроектом ведение реестра продавцов и оформление карточки продавца не предусмотрено, что может негативно сказаться на формировании актуальной и достоверной информации о продавцах для отслеживания безопасности продукции".
Администрация Томской области: "Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) по вопросам деятельности розничных рынков" (далее - проект акта) упростит порядок организации розничных рынков и исключит требования, устанавливающие избыточные административные и иные ограничения к организации деятельности розничных рынков.
Отмена запрета на продажу алкогольной продукции на розничных рынках будет способствовать улучшению ситуации на алкогольном рынке Томской области, ведь наличие такого законодательного запрета фактически на практике лишь ухудшало ситуацию, поскольку повлекло перепрофилирование розничных рынков в торговые предприятия (торговые комплексы)".
Проект акта содержит нормы, положения и термины, позволяющие их толковать неоднозначно.
"1) Используемые в проекте акта понятия - "торговое место на рынке", "объект общественного питания", "объект бытового обслуживания" должны быть идентичными с аналогичными понятиями в иных нормативных правовых актах, регулирующих торговую деятельность, предоставление услуг общественного питания, бытовых и иных платных услуг.
Различная трактовка понятий приведет к коллизиям в правоприменительной практике.
2) В части 7 проектируемой статьи 101 указано, что разрешение может быть переоформлено в случае, если юридическое лицо изменит наименование, либо проведет реорганизацию в форме преобразования. Однако, в проекте акта не прописан порядок переоформления разрешения на организацию розничного рынка для индивидуальных предпринимателей, а также случаи такого переоформления.
3) В части 14 проектируемой статьи 101 предлагается наделить управляющие рынками компании контрольными функциями по исполнению продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований, но не прописан механизм наделения контрольными функциями управляющих рынками компаний.
Кроме того, в проекте акта не сформулированы четкие требования по организации розничных рынков и продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг рынка) для управляющих рынками компаний, не закреплена законодательно ответственность продавцов;
4) В законопроекте также не закреплены полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже на них товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Статья 2 проекта акта вводит новую категорию лиц, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование: юридические лица и индивидуальные предприниматели - субъекты малого и среднего предпринимательства для организации розничных рынков на срок до десяти лет.
В связи с предоставлением земельных участков новой категории лиц на праве безвозмездного пользования, а не аренды возможно возникновение недополученных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В то же время оценить размер недополученных расходов бюджета Томской области в связи с введением указанной нормы не представляется возможным, поскольку до настоящего времени земельные участки, находящиеся в государственной собственности Томской области, для организации розничных рынков не предоставлялись, обращения о предоставлении земельных участков для указанной цели не поступали.
1) Необходимо в проекте акта установить льготы по предоставлению мест гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, крестьянские фермерские хозяйства, занимающимся садоводством, огородничеством и животноводством (далее - малые формы хозяйствования).
2) В проекте акта полномочия по определению доли предоставления мест для граждан, ведущих малые формы хозяйствования, и разработке порядка такого предоставления целесообразно закрепить за органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
Министерство экономики Республики Татарстан: "Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) по вопросам деятельности розничных рынков" (далее - проект), Министерство экономики Республики Татарстан сообщает следующее.
В рамках проведения публичных консультаций проект был направлен в Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, также Государственную инспекцию Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей. По итогам рассмотрения были высказаны отдельные замечания.
Предложенные изменения по расширению мест розничной продажи алкогольной продукции на розничных рынках противоречат государственной политике Российской Федерации по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года и не согласуются с целями государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того, учитывая анализ обращений потребителей и результаты проверок на розничных рынках пункт 14 статьи 10 "Требования к организации розничных рынков и продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг)" проекта целесообразно изложить в следующей редакции:
"14. В целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией обеспечивается соблюдение лицами, осуществляющими торговлю (выполняющими работы, оказывающими услуги) на рынке, требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей. Управляющая рынком компания выдает лицам, осуществляющим торговлю (выполняющим работы, оказывающим услуги) на рынке, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований".
Таким образом, проект нуждается в доработке с учетом указанных замечаний".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.