Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении Порядка проведения тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) с 3 октября 2017 года по 16 октября 2017 года и в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 3 ноября 2017 года N Д26и-775 в период с 9 ноября 2017 года по 17 ноября 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/10-17/00073668).
В сводке предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта, представленной разработчиком, рассмотрены все поступившие замечания и предложения и предоставлены пояснения и комментарии о причинах учета (отклонения) указанных замечаний и предложений при доработке проекта акта.
Основанием для разработки проекта акта является подпункт "г" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проектом акта устанавливается порядок проведения тренировочных учений по отработке взаимодействия собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов (далее - тренировочные учения), которые должны проводиться в целях утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков).
Применительно к представленной разработчиком доработанной редакции проекта акта Минэкономразвития России считает целесообразным обратить внимание разработчика на необходимость учета следующих замечаний.
1. Согласно пункту 14 проекта акта в случае, если заявитель не организовал проведение тренировочных учений в планируемые сроки, повторно его заявление рассматривается Росморречфлотом не ранее, чем через 6 месяцев после планируемой даты проведения несостоявшихся учений.
На практике непроведение тренировочных учений в назначенную дату может произойти по независящим от заявителя причинам. В этом случае в соответствии с проектом акта заявление может быть подано не ранее, чем через 6 месяцев. Обращаем внимание, что отсутствие заключения по результатам тренировочных учений является запретом на осуществление деятельности данного судна и ведет к его простою.
По оценкам экспертов, стоимость простоя танкера составляет 1-1,5 млн. рублей*(1). Таким образом, упущенная выгода с учетом представленного проектом акта ограничения может составить порядка 62 млн. рублей на каждое судно*(2). При этом разработчиком не представлена информация о необходимости установления такого ограничения.
В этой связи отмечаем необходимость исключения пункта 14 из проекта акта.
2. Проектом акта не определен круг лиц, которые могут являться заявителем. В этой связи остается неурегулированным вопрос о том, кто может быть заявителем: только руководитель или любое уполномоченное лицо.
При этом в соответствии с пунктом 2 проекта акта в заявлении должны быть указаны сведения о таком заявителе, а именно сведения, присущие юридическим лицам. Таким образом, исходя из предложенной разработчиком формулировки пункта 2 проекта акта индивидуальный предприниматель не может быть заявителем. При этом проектом акта не предусмотрено, что организатором подготовки плана и проведения тренировочных учений может быть подрядчик. Отмечаем отсутствие обоснования указанного ограничения.
В связи с вышеуказанным считаем целесообразным определить круг лиц, которые могут являться заявителями.
3. Проектом акта устанавливается поэтапный порядок проведения тренировочных учений.
Так, в соответствии с пунктом 2 проекта акта заявитель направляет заявление для проведения тренировочных учений не позднее, чем за 30 рабочих дней, то есть такое заявление может быть направлено и ранее, например, за 2 или 3 месяца до планируемой даты.
В соответствии с пунктом 5 проекта акта заявление рассматривается Росморречфлотом в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.
Затем, в случае несоответствия заявления или плана тренировочных учений установленным требованиям, в течение следующих 5 рабочих дней Росморречфлот направляет информацию об обнаруженных несоответствиях, после чего заявитель в течение 5 рабочих дней повторно направляет исправленные документы. Такие повторно представленные документы рассматриваются в течение 5 следующих рабочих дней.
При этом в соответствии с проектом акта дата проведения учения сдвигается на срок не менее 10 рабочих дней без учета, что документы могут быть представлены заранее в любой срок, но не позднее 30 рабочих дней до тренировочных учений. Таким образом, может оказаться, что до даты проведения тренировочных учений Росморречфлоту достаточно времени для подготовки к проведению тренировочных учений, однако дата проведения учения сдвигается в обязательном порядке. В этом случае указанное требование, влекущее за собой увеличение срока проведения тренировочных учений, является избыточным.
4. В соответствии с пунктом 9 проекта акта для проведения тренировочных учений создается комиссия, в состав которой входят председатель и не менее 5 членов комиссии.
При этом проектом акта не определено, кто может быть председателем.
Кроме того, в число членов комиссии включаются по согласованию представители государственных органов, судовладельцев и общественных организаций. Однако проектом акта не определено, с кем должны согласовываться такие кандидатуры и какие государственные органы и общественные организации могут быть привлечены в качестве членов комиссии.
Таким образом, считаем целесообразным доработать проект акта в соответствии с указанным замечанием.
5. Проектом акта не раскрывается порядок процедуры принятия решения о результатах проведения тренировочных учений. Так, в пункте 12 проекта акта приводится перечень случаев, при которых результаты тренировочных учений признаются неудовлетворительными. Отмечаем, что перечисленные случаи не всегда могут быть оценены членами комиссии однозначно*(3). При этом проектом акта также не определено, что решение должно приниматься, например, простым большинством голосов, единогласно или как-то иначе. Также не установлено, достаточно ли одной отрицательной оценки члена комиссии по одному из пунктов указанного перечня для вынесения общего решения о неудовлетворительном результате учений.
В этой связи различные формулировки не позволяют сделать вывод о том, что заключение о результатах тренировочных учений зависит только от результатов тренировочных учений, не может быть сделано на основании субъективных оценок.
Таким образом, в связи с отсутствием четких индикаторов для принятия решения о результатах тренировочных учений отмечаем риск расширения дискреционных полномочий членов и председателя комиссии при принятии такого решения.
6. В соответствии с пунктом 15 проекта акта Росморречфлот информирует заявителя о результатах проведения тренировочных учений. При этом проектом акта в случае неудовлетворительного результата не предусмотрено требование к членам комиссии о раскрытии причин, в соответствии с которыми было принято такое решение. Таким образом, заявитель не может узнать, по каким основаниям принято решение о неудовлетворительных результатах тренировочных учений.
Кроме того, проектом акта не определен порядок обжалования результатов.
В целях устранения рисков расширения дискреционных полномочий председателя и членов комиссии считаем необходимым предусмотреть в проекте акта обязательное указание причины при принятии решения о неудовлетворительном результате тренировочных учений, а также порядок обжалования такого решения.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) www.dp.ru/a/2017/06/30/Provalilas_sedmaja_popit.
*(2) При расчете простоя среднего танкера со стоимостью простоя в 1,2 млн. рублей в сутки.
*(3) Например, проектом акта не определено, каким образом оценивается обеспечение локализации разлива нефти и нефтепродуктов (на 100% или более 50%).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.