Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части совершенствования порядка взыскания с должника расходов по совершению исполнительных действий)"
(подготовлен Минюстом России 11.12.2017 г.)
В ряде случаев исполнение исполнительных производств неимущественного характера напрямую зависит от совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения, расходы по которым требуют значительных денежных средств. Расходы на проведение исполнительных действий в соответствии с действующим законодательством взыскиваются с должника.
В целом исполнение постановлений о взыскании расходов осуществляется путем обращения взыскания на расчетные счета должников, пенсию и заработную плату, изъятия денежных средств из кассы, обращения взыскания на иное имущество должника.
Ввиду значительных сумм денежных средств, необходимых для проведения исполнительных действий и совершения мер принудительного исполнения, и длительности их взыскания с должника, исполнение ряда исполнительных производств неимущественного характера существенно затягивается.
В целях своевременного исполнения исполнительных производств неимущественного характера проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части совершенствования порядка взыскания с должника расходов по совершению исполнительных действий)" (далее - законопроект) предлагается предусмотреть возможность взыскания с должника денежных средств, необходимых для совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а также самостоятельной оплаты взыскателем указанных расходов с последующим их взысканием с должника.
При этом согласно положениям законопроекта указанные нормы не будут распространяться на органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления и государственные (муниципальные) учреждения в связи с тем, что должник-бюджетополучатель не может оплатить расходы по совершению исполнительных действий до внесения необходимых денежных средств в соответствующую статью бюджета, а процесс включения соответствующих статей расходов в бюджет может занимать длительное время.
Так, например, при сносе строения, расходы по совершению демонтажа которого произведены взыскателем, возможно возместить за счет денежных средств, полученных от реализации строительных материалов снесенного строения.
В случае необходимости судебный пристав-исполнитель вправе привлечь специалиста для определения соответствующих расходов.
Кроме того, законопроект предусматривает возможность возращения исполнительного документа неимущественного характера взыскателю в случае отсутствия возможности взыскания с должника денежных средств, необходимых для совершения исполнительных действий и мер принудительного исполнения.
Изменения, предусмотренные законопроектом, позволят оптимизировать механизм исполнения исполнительных производств неимущественного характера.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.